Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

То, что в Ненецком автономном округе имеются неисчерпаемые ресурсы для развития туризма, спорить никто не будет. Что туризм — это не только имиджевая составляющая любой территории, но и способ наполнения бюджета, тоже хорошо известно. Мы знаем целые государства, которые живут и процветают исключительно за счет туризма. Тем более, не использовать такую возможность, когда во всем мире становится модным и востребованным экстрим-туризм, когда богатые мира сего начинают предпочитать байдарку на горной реке, домик в тундре или палатку на леднике комфортному отелю в Куршавеле, было бы просто глупо.

Свою точку зрения о ненецком туризме, его проблемах и возможностях высказали «НВ» люди, имеющие к туристической отрасли самое непосредственное отношение.

Василий Чуклин, главный консультант по туризму Управления образования и молодежной политики НАО:

— Развитие туристической отрасли в нашем регионе находится на начальной стадии. В минувшем году был принят окружной закон по развитию туризма. Разработан проект долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для развития туризма в НАО», рассчитанной на 2013–2015 годы, которая в настоящее время находится на утверждении. По проекту программы планируется финансовая поддержка предприятий и организаций, которые работают в округе и используют туристский ресурс территории. Также предполагается выделение средств из окружного бюджета тем тур-операторам и турагентам, которые создают рабочие места на территории региона. Концепция программы будет утверждаться в ближайшее время — апреле-мае. Кроме того, разработаны проекты реестров туристских ресурсов округа.

Основная часть средств по этой программе будет направлена на совершенствование материально-технической базы и продвижение туристского продукта округа.

Совсем недавно наш округ принимал участие в выставке-ярмарке «Интурмаркет-2012», которая проходила в Москве. На стенде Архангельской области была информация и о наших туристических организациях. В рамках выставки округ принимал участие в международной конференции по доступному туризму, а также участвовал в совещании по разработке федеральной программы «Развитие внутреннего туризма на 2012–2018 годы»

Владислав Выучейский, руководитель ООО «НК-Сервис»:

— На мой взгляд, первая задача туризма — создание рабочих мест. Развитие туризма в округе повлечет за собой спрос на профессии, связанные с этой отраслью.

Если говорить о проблемах, то вот одна из них: у меня в «Лесной сказке» пять работников. Чтобы платить им достойную заработную плату — 40 тысяч рублей в месяц, я должен уплатить государству в виде различных отчислений с фонда оплаты труда порядка восьмидесяти тысяч. Считаю, что на федеральном и региональном уровнях для предприятий, работающих в туристской отрасли, должно быть послабление налогового бремени, если они работают на прием туристов и продвижение бренда региона. В противном случае Россия так и останется неразвитой страной в плане туризма.

И еще одно: иностранные гости, по своей сути, очень активные и любознательные путешественники. Но неразвитость транспортной инфраструктуры является сильным препоном для развития у нас туризма. Многие гости округа желают погрузиться в быт коренных жителей тундры — оленеводов. Есть запросы на пребывание в оленхозяйствах непосредственно в тундре на 4–5 дней. Но при озвучивании стоимости авиадоставки к месту проведения тура обычно всякое желание у людей отпадает. Хотя в моей практике и было несколько таких туров.

Матвей Чупров, руководитель семейно-родовой общины «Вы»:

— Нужна долгосрочная целевая программа по туризму, которая до сих пор еще не принята. От принятия решения до начала реализации проходит года полтора. Это очень большой срок. Надо ускорить ее принятие. Если у чиновников есть время на раскачку, то у предпринимателей, работающих в этой индустрии, каждый месяц на счету.

Главным нашим конкурентом в этой отрасли народного хозяйства является Ямало-Ненецкий округ — у нас схожий климат, природа, культура. Но они уже заявили о создании на Ямале Центра арк-тического туризма. Хотя у нашего округа более выгодное географическое положение — ближе расположен к центру России. Поселок Амдерма вполне может стать центром арктического туризма. Проводимые через Амдерму арктические туры будут гораздо дешевле, чем предлагаемые на рынке сегодня.

Туризм может стать в нашем округе основной отраслью хозяйства, после нефтяной и газовой. И продавать мы можем холод. Многие не бывали в Арктике, не знают, что такое полярные ночь и день, северное сияние и отрицательные температуры. Для многих это и будет экстримом. Главное, найти свою «фишку» и ее развивать. А еще нужны политическая воля руководства и эффективный подход специалистов.

Юрий Тюлюбаев, руководитель ООО «Красный город»:

— С точки зрения наполняемости окружного бюджета, на мой взгляд, туризм все-таки вряд ли будет играть значимую роль в НАО. Округ — не Египет и не Турция, сюда не будет массового наплыва желающих посмотреть достопримечательности. В нашем регионе туризм должен, в первую очередь, выполнять социальную функцию и ориентироваться на сохранение культуры, быта и традиций коренного народа.

Развитие любой отрасли подтягивает за собой сопутствующие. Как только у нас будет отлажена схема работы турис-тической отрасли, одновременно на полных оборотах заработает гостиничный бизнес, сфера культуры. Появится возможность развивать народные промыслы.

Вторая задача туризма, на мой взгляд,— создание новых рабочих мест. По крайней мере, для сельских жителей вопрос занятости частично будет решен. Изготовлением сувениров могут заняться как Центр ремесел, так и единоличные мастера.

Важный вопрос, на который следует обратить особое внимание,— это создание новых событий, которые могут привлечь в округ туристов. У нас есть устоявшиеся ежегодные праздники — «Буран-Дей», «Сямянхат мерета», День оленя. Они являются достаточно мощным инструментом для позиционирования округа как региона с самобытной культурой и традициями.

Кроме того, необходимо создание некого бренда округа. Наш регион недостаточно известен. Нас знают как нефтедобывающую провинцию, песню кто-то слышал про Нарьян-Мар. А о наших достопримечательностях, природе, исторических местах, которые можно посетить, известно немногим.

Мы ничего нового не изобретаем. Просто идем по тому пути, который прошли уже многие регионы. Надо не пытаться объять необъятное, а маленькими шагами продвигаться вперед. Вполне вероятно, что через год-два количество людей, приезжающих в округ, вырастет в разы. Хотя еще год назад, по данным Ростуризма, наш округ в списке субъектов Федерации стоял на четвертом месте с конца по количеству людей, приезжающих в регион. После нас были только Чечня, Дагестан и Калмыкия.

«Няръяна вындер» от 17.04.2012


Читать в оригинале http://adm-nao.ru?show=news&id=5962


Новости с последними комментариями