Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

Завтра в Нарьян-Маре пройдет заседание Совета безопасности Российской Федерации, под председательством Николая Патрушева. В этот день столицу Ненецкого округа посетят четыре полпреда Президента, губернаторы, министры, а также иностранные гости. После заседания прибывшие отправятся на Варандейский нефтеотгрузочный терминал, а затем на ледокол «Ямал». Чего Ненецкий округ ждет от Совета безопасности, и что стало по-другому после заседания Морской коллегии в Нарьян-Маре? Об этом мы разговариваем с губернатором Ненецкого округа Игорем Фёдоровым.

Игорь Фёдоров

— Игорь Геннадьевич, завтра в Нарьян-Маре пройдет Совет по безопасности России. Как регион собирается использовать это важное событие для развития своей территории?
- Предполагается, что Совет Безопасности РФ рассмотрит вопросы развития и использования арктической — в первую очередь транспортной — инфраструктуры, повышения качества жизни населения, проживающего в условиях Крайнего Севера, геополитики, связанной с обеспечением присутствия России в Арктике.

Интерес Ненецкого автономного округа состоит в том, чтобы максимально актуализировать Амдерму с точки зрения транспортно-логистического узла. Как   я неоднократно говорил, Амдерма занимает выгодное географическое положение и может стать базой для компаний, которые будут осваивать шельфовые месторождения. В будущем на территории может начаться добыча твёрдых полезных ископаемых. В этой связи видится необходимость строительства железной дороги Воркута-Усть-Кара-Амдерма. Также рассматриваем береговую территорию, прилегающую к Амдерме (район Бухты Морозова), в качестве места для размещения базы спасательных судов. Из тактических насущных задач требуют безотлагательного решения вопросы: создание на базе ФГУП «Аэропорт «Амдерма» федерального казённого предприятия и ликвидация накопленного экологического ущерба на территории посёлка.

Возвращаясь к вопросам безопасности, в первую очередь заботит экологическая стабильность. Чтобы создать аварийно-спасательное подразделение близи Приразломной, необходимо содействие Правительства РФ, так как, в соответствии с действующим федеральным законодательством, вопросы предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, а также защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия регулируются федеральными органами государственной власти.

Месторождение «Приразломное» расположено в особо охраняемой прибрежной зоне в Печорском море, в экстремальных климатических условиях. В случае разлива нефти течения Печорского моря, вызванные мощным стоком реки Печоры, может резко ухудшить экологическое состояние всего арктического региона.

С ноября по июнь Печорское море покрыто плавучим льдом, который ведет себя непредсказуемо. Например, в районе Приразломного месторождения могут быть очень тяжелые торосящиеся льды, а в другое время вода там полностью свободная ото льда, где бушуют огромные волны.

На сегодняшний день ближайшие аварийно-спасательные службы способные проводить ликвидационные работы на море находятся в Мурманске – почти 1000 км  от Приразломного месторождения в лице  ФГУП «Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление» Росморречфлота Министерства транспорта РФ и ГУ МЧС России по Мурманской области.

— Ненецкий автономный округ находится в плену транспортных проблем -  в одном районе не хватает автомобильных дорог, в другой железнодорожной ветки. Без мощного инвестора подобное строительство не произвести. Как же намерены решать проблему? Легко ли убедить федеральный центр, что выделение денег на инфраструктуру Ненецкого автономного округа выгодно для страны?

— Грандиозные дела никогда не бывают легкими. А здесь именно такой масштаб. Ведь в НАО практически нет дорог. Мы оторваны от остальной России сотнями километров болот и озёр. Железные дороги тоже отсутствуют. Авиация – основной транспорт, причем и внутри региона. Поэтому стараемся поддерживать авиаторов.

Что касается наземного сообщения, автомобильную трассу Нарьян-Мар – Усинск строят больше десяти лет, на завершение проекта требуется около 6 млрд рублей – неподъемная для регионального бюджета сумма. К тому же и полномочий по её строительству у нас нет, они переданы Архангельской области. Тем не менее, мы пытаемся сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Есть намерение осуществить строительство на условиях государственно-частного партнерства.

Мы добились, что в Стратегии развития Минтранса, в частности, развития российских железных дорог до 2030 года, есть две дороги. Одна – Сосногорск — Индига. Сосногорск находится на территории Республики Коми, Индига -  непосредственно на побережье. Хорошее место для обустройства глубоководного порта и транспортировки груза из Сибири, из Центра России, Баренц — Амур. Достаточно серьезный проект может получиться, с учетом того, что в транзите этой железной дороги по территории НАО также есть месторождения: газовые, газоконденсатные, которыми владеет группа компаний Аллтек, которые собираются строить завод сжиженного природного газа и отгружать из порта Индиги эту продукцию.

Второй проект – железная дорога из Воркуты (Республика Коми) до поселка Усть-Кара, который находится на побережье Северного Ледовитого океана, с продлением ее до Амдермы. В Амдерме мы получаем опорную точку Северного морского пути с аэропортом и железной дорогой. Здесь богатейшие залежи каменного угля. Так или иначе, если есть разработанные площади в районе Воркуты, то здесь буквально кладезь угля, который также необходим для нашей страны, как и нефть, газ. В результате, можем получить как минимум две опорные точки Северного пути – Индига и Амдерма. Вот такая заинтересованность государства.

— Ненецкий автономный округ принял у себя в июле Морскую коллегию, где говорили про долгосрочный план развития Арктической зоны, в которой возглавляемый вами регион играет стратегическую роль.  Какие планы в отношении округа были озвучены федеральными властями? И какие конкретные предложения  насущного характера  внесли вы на этом совещании?

Мы внесли несколько предложений. Они касаются развития инфраструктуры региона, его интеграции в экономическую логистику страны, а также в систему освоения арктических богатств. Это и строительства морского порта в Индиге, и преобразование аэропортов и многое другое.

Во-первых, Минрегиону России при доработке подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012–2020 годы» необходимо предусмотреть включение проектов по комплексному развитию транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа.

Во-вторых, мы предложили включить в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» создание порта в  Индиге и строительство железной дороги Сосногорск – Индига. Кроме того, необходимо внести в программу на 2012 год проектно-изыскательские работы и подготовку ТЭО ускоренного строительства порта и железной дороги.

Еще одно наше предложение, которое было одобрено премьер-министром Ивановым, а также министром транспорта Левитиным и представителем Министерства обороны РФ касается ускорения передачи взлетно-посадочной полосы ФГУП «Аэропорт Амдерма» и создание на его базе федерального казенного предприятия. Что позволит России сохранить транспортную инфраструктуру в Амдерме и использовать этот поселок как базу для развития и закрепления в Арктике. Также мы предложили Минтрансу России рассмотреть вопрос о целесообразности размещения администрации Северного морского пути на территории Амдермы. Там для этого есть вся необходимая инфраструктура.

Еще одно предложение было одобрено Морской коллегией — рассмотреть Минэкономразвитию и Минтрансу вопрос о передаче 100% акций ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» в управление администрации Ненецкого автономного округа. Это необходимо для оздоровления финансовой ситуации на предприятии и дальнейшего его развития.

Кстати, одна из инициатив в области экологии, которую я как губернатор поднимаю в Правительстве второй год, вошла в специальную федеральную программу — очистка территории Амдермы от металлолома. Там его скопилось более 100 тысяч тонн. В этом нам оказал помощь наш депутат Госдумы Артур Николаевич Чилингаров.

 - Известно, что Газпром планирует отправку платформы для добычи нефти на месторождении Приразломное. Как  регион готов участвовать в обеспечении крупных сырьевых проектов добычи на Арктическом шельфе?

 - Во-первых, в округе есть авиапредприятие, где работают пилоты-асы, умеющие работать в специфических условиях Арктики. Поэтому летчики Нарьян-Марского авиаотряда могут и, надеюсь, будут доставлять грузы на «Приразломную» и вахты. Региональные транспортные компании готовы доставлять груз морем.

На территории округа будет строиться крупный  комплекс на Варандее, который включает в себя гостиницу на 180 мест, столовую, медицинский пункт, вертодром и другие производственные объекты.

Приразломное нефтяное месторождение расположено на шельфе Печорского моря за пределами территориального моря Российской Федерации, в исключительной экономической зоне РФ, в 58 км к северо-западу от прибрежного поселка Варандей, в 250 км от Нарьян-Мара.

Кроме того Ненецкий автономный округ крайне заинтересован в создании инфраструктуры безопасности. Её ключевым звеном может стать база аварийно спасательного подразделения вблизи месторождения “Приразломное”, например, на острове Колгуев или в поселке Амдерма. Её нужно создавать.

 - Добыча полезных ископаемых не только благо для округа и 90 процентов доходов его бюджета, но и экологические проблемы. Есть ли программы и деньги, которые способны защитить регион от загрязнения и решить уже накопленные вопросы?

— Подавляющее большинство фактов загрязнения окружающей среды при освоении месторождений углеводородного сырья связано с утечкой углеводородов при их транспортировке. Ненецкий автономный округ не является исключением. По итогам проведенных расследований причинами инцидентов являются:  активная внутренняя коррозия, которая приводит к разгерметизации нефтепровода и разливам нефти. Причина коррозии некачественная подготовки нефти для транспортировки, низкое качество труб, использованных при строительстве нефтепровода, неудовлетворительное качество строительно-монтажных работ.

Оценка экологической обстановки в районах деятельности недропользователей ежегодно оценивается результатами экологического мониторинга, проводимыми компаниями. Естественно эти оценки положительные, так как финансирование этих мероприятий осуществляют сами компании. Для получения объективной оценки необходимо проводить независимый мониторинг экологической обстановки, поэтому Администрация с 2011 года будет проводить независимый экологический аудит с использованием аэрокосмических снимков, которые позволяют независимо  от времени года выявлять все загрязнения в районах нефтедобычи.

— Каковы ваши инициативы по возрождению Амдермы? Есть ли у этого поселка будущее?

— Его будущее зависит от позиции России по вопросам Арктики. Предложение  о размещении там штаб-квартиры Северного морского пути не случайно. В настоящее время там располагается аэродром и государственная исследовательская база. Однако посёлок, в котором раньше работало около 10 тысяч человек, в настоящее время переживает не лучшее времена. Сегодня там — не более 400 проживающих. Суда, следующие по Северному морскому пути, отстаиваются  в бухте Морозова, которая так же находится недалеко от Амдермы. Таким образом, соседство этих ключевых объектов, а также соседство с двумя крупными шельфовыми месторождениями нефти, делает Амдерму плацдармом для стратегических интересов России в Арктике.

С учетом реальных действий руководства Ненецкого автономного округа, по реализации стратегии Российских железных дорог и Минтранса РФ по строительству железнодорожной магистрали Воркута — Усть-Кара – Амдерма, проходящей через месторождения каменного угля с прогнозными ресурсами порядка 98 млрд.т., будет ускорен процесс освоения этих месторождений. Учитывая строительство этой дороги, геополитическое значение Амдермы очень возрастает.

— Ненецкий автономный округ -  лидер страны по объемам производства на душу населения, второй по величине зарплат после Москвы. Но здесь не хватает  учреждений культуры, и нет высших учебных заведений. Чем же удерживать здесь местную молодежь?

— Вы сами почти ответили на вопрос. У нас солидные заработки. Средняя зарплат по округу – 45,4 тысяч рублей. Зарплата учителей – 44,6 тыс, врачей – 76,3 тыс, среднего медперсонала – 46,7 тыс. рублей. В нефтяной отрасли зарабатывают 67,3 тысячи.

Мощная система социальной защиты, например, каждому северянину одни раз в год оплачивается льготная дорога к месту отдых по маршруту туда — обратно. Кроме того, мы даем безвозмездно субсидии на приобретение жилья, семьям, прожившим в регионе пять лет.

Кстати, в регионе многие году рождаемость бьет все рекорды. С 2001 по 2010 рожать стали в три раза больше. Это говорит о том, что людям в Ненецком округе жить комфортно.

Потом, у нас территория – возможностей. Активным и молодым легче пробиться именно в таком малонаселенном округе, как наш, чем в Питере или Москве. Что касается учреждений культуры, то за последние два года у нас появился достойный Культурно-деловой центр, где люди изучают иностранный, учатся бальным танцам, осваивают искусство фотографии и получают  другие специальные знания бесплатно. В регионе большинство спортивных секций, дополнительное образование для детей бесплатно. В прошлом году в Нарьян-Маре построили крытый ледовый центр, с уникальным покрытием, которое превращается в танцпол, а лед очень качественный. К нам фигуристы из соседнего Архангельска приезжают жить, чтобы тренироваться. В ближайшие годы благодаря проекту «Единой России» и Министерства спорта и туризма России в пяти населенных пунктах округа появятся новые спорткомплексы. Один их низ откроется уже в этом году.

Молодежи мы предоставляем целевые места в лучших вузах страны – Санкт-Петербургий госуниверситет, Политехнический университет Санкт-Петербурга, университет имени Герцена, Полярная Академия. Сейчас мы ведем работу по созданию в Нарьян-Маре филиала Северного Арктического Федерального университета (САФУ). Так что и у нас на территории будет высшее учебное заведение.

Марина Измайлова


Читать в оригинале


Новости с последними комментариями