Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

Бюджет региона — это прямая проекция его экономики, производственной и ресурсной базы, он является инструментом государственной социальной политики. В региональном бюджете заложены расходы на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения. О бюджете Ненецкого округа корреспондент газеты «Няръяна вындер» говорит с начальником Управления финансов и экономического развития НАО Нинель Семяшкиной.

 - Нинель Алексеевна, каков прогноз социально-экономического развития НАО на текущий год и ближайшую перспективу?

- Резких колебаний социально-экономических показателей на текущий и следующий годы не ожидается. Основные бюджетные поступления прежние — налог на имущество организаций и доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение».

При существующей положительной динамике доходов окружного бюджета, поступ-ления от налога на имущество организаций снижаются в связи с амортизацией основных фондов, и даже дополнительные инвестиции наших и зарубежных компаний в основные капиталы на разрабатываемых в настоящее время месторождениях не в полной мере перекрывают сокращение налогооблагаемой базы. Регистрация нефтяной платформы «Приразломная» в Нарьян-Марском морском порту, а также инвестиции компании «Башнефть» в обустройство месторождений имени Романа Требса и Анатолия Титова, надеюсь, увеличат данный вид налоговых поступлений в окружную казну.

Доходы от Харьягинского месторождения напрямую зависят от стоимости нефти на мировом рынке. По оценке Минэкономразвития России, среднегодовая стоимость нефти марки Urals в 2012 году составит 115 долларов США за баррель, а плановые ассигнования в бюджет мы закладывали из расчета 100 долларов за баррель.

В целом за текущий год средства в доходную часть окружного бюджета поступят в полном объеме. Существующие доходы позволяют обеспечивать все необходимые расходы окружной казны — как в настоящее время, так и на перспективу.

Наш бюджет достаточно устойчив — у него большая инвестиционная составляющая, и в случае уменьшения доходов она будет сокращена. Расходы на оказание услуг бюджетными учреждениями и социальные выплаты останутся на прежнем уровне.

- Сколько нефти добыто в 2011 году, каков прогноз на 2012 год?

- В 2011 году в Ненецком округе добыто 13,8 миллиона тонн нефти, в 2012 году прогнозируется добыть 13,3 миллиона тонн. В 2014 году при начале добычи на месторождениях Требса и Титова добыча нефти достигнет уровня 2009 года — примерно 19 миллионов тонн.

- Отразится ли падение добычи нефти в прошлом году на доходах окружного бюджета?

- Наполняемость окружного бюджета напрямую не зависит от объемов добытой нефти. В региональный бюджет поступают только налог на имущество и транспортный налог. Ни тот, ни другой не зависят от объемов выпуска продукции.

Все налогоплательщики, особенно нефтяные компании, несмотря на уменьшение добычи углеводородов, в полном объеме и своевременно выполняют свои обязательства по уплате налоговых платежей.

- Увеличилась ли заработная плата в округе по сравнению с предыдущим годом?

- В бюджетной сфере рост средней заработной в текущем году составит около 15 процентов от показателей предыдущего года. Речь идет о бюджетных учреждениях, не считая органов власти. У последних зарплата не индексируется.

В первом квартале текущего года средняя заработная плата по региону составила более 52 тысяч рублей. У врачей средняя заработная плата — более 80 тысяч рублей. Учителя получают в среднем 53 тысячи рублей. То есть, врачи и учителя у нас получают заработную плату выше, чем средняя по округу.

Самая высокая средняя зарплата в нефтяной отрасли — более 90 тысяч рублей. Самая низкая — в сельском хозяйстве. Но если взять не абсолютные, а относительные цифры, то в минувшем году она увеличилась на 41 процент. То есть, темпы роста зарплаты в сельском хозяйстве самые высокие.

С 1 января 2012 года бюджетные учреждения перешли на новую систему оплаты труда: новые оклады выше аналогичных, по сравнению с 1-м разрядом Единой тарифной сетки, более чем на 60 процентов, по сравнению с 18 разрядом — на 10 процентов. Минимальный оклад в бюджетных учреждениях составляет 5 тысяч рублей. В итоге, минимальная заработная плата превышает прожиточный минимум. Фонды оплаты труда по всем организациям увеличены.

- Какова средняя заработная плата оленеводов?

- У нас оленеводы — либо члены колхозов, СПК, либо семейно-родовых общин. У них идут выплаты членам кооператива, которые по заработной плате не отслеживаются.

Из окружного бюджета мы не можем выплачивать зарплату оленеводам. Но оказываем им социальную поддержку. В округе действует закон об оленеводстве, согласно которому оленеводы и ветераны отрасли получают средства в виде ежемесячных социальных выплат, которые каждый год индексируются. Кроме того, оленеводы-частники получают такую же субсидию на сданную продукцию, как и СПК.

- Какие долгосрочные целевые программы наиболее востребованы населением? Насколько они эффективны?

- На территории округа работает 20 долгосрочных целевых программ. В минувшем году ни одна из программ не была снята, все они были признаны эффективными.

Но для населения эффективность целевых программ не столь важный фактор, как их необходимость. Самые востребованные жителями округа программы — медицинского и жилищного обеспечения.

Программа по выделению субсидий из окружного бюджета на строительство или приобретение жилья в настоящий момент уже исполнена на 50 процентов от годовых ассигнований.

Единственный отрицательный фактор, на мой взгляд: эта программа способствует поддержанию высоких цен на рынке жилья. Увеличение спроса рождает рост цен.

- Как в настоящее время выполняется договор по полномочиям с Архангельской областью?

- В бюджет Архангельской области поступают все федеральные налоги и сборы с территории Ненецкого округа. Областной бюджет выделяет дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований округа. Однако сегодня субсидии местным бюджетам из окружного бюджета значительно превышают дотации из областного бюджета.

Архангельская область уже несколько лет не индексировала размер дотации, фактически он ежегодно сокращается. Хотя поддержка из областного бюджета на каждого жителя нашим муниципальным образованиям гораздо выше, чем муниципалитетам Архангельской области. Тем не менее, в связи с пробелами в федеральном законодательстве, окружные муниципальные образования не получают обязательных отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 20 процентов.

Решить эту проблему Архангельская область не может, пока не будут внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Мы нашли взаимопонимание по этому вопросу с областными финансовыми органами. Знают проблему и в Министерстве финансов Российской Федерации, также поддерживают необходимость ее решения. Но закон по внесению изменений в Бюджетный кодекс Государственная дума РФ предыдущего созыва принять не успела.

- Возможно ли повышение доходов окружной казны от работающих предприятий на территории округа, таких как мясокомбинат, Ненецкая агропромышленная компания?

- Сегодня делается многое для того, чтобы предприятия работали эффективнее, то есть имели прибыль. В текущем году выделяются бюджетные инвестиции на реконструкцию мясокомбината, на взнос в уставный фонд Ненецкой агропромышленной компании. Одновременно государство предоставляет льготы по налогам сельскохозяйственным производителям. Любое увеличение налогового бремени отражается на себестоимости продукции. Чем большими налогами будем облагать наши предприятия, тем выше цены на потребительском рынке, что в конечном итоге скажется на кошельках жителей округа.

- Насколько эффективны затраты бюджета по развитию инфраструктуры населенных пунктов?

- Для того чтобы округ динамично развивался, необходимо, чтобы в каждом поселении были детский сад, школа, клуб и учреждение здравоохранения.

Ведется речь об улучшении жилищно-коммунального хозяйства населенных пунктов. На территории региона реализуются программы по обеспечению сел чистой водой, по развитию электроэнергетики, строится жилье в сельских населенных пунктах.

Однако возникают проблемы при выборе подрядчиков в связи с применением 94-го закона, что сказывается на сроках строительства объектов. Организации из других регионов страны, которые выигрывают на элект-ронных торгах подряды на строительство или ремонт объектов социальной сферы в округе, не совсем представляют, где будут работать. Они искренне заблуждаются, что могут приехать в округ, например, из Хабаровска и построить здесь школу, детский сад или больницу. Причем, намереваются приехать сюда на автобусе, а на машинах привезти стройматериалы.

- Не проще ли переселить жителей маленьких населенных пунктов в более крупные, чем строить там социально-культурные объекты?

- Я работаю в округе уже более 30 лет и не вижу ни одного позитивного решения этой проб-лемы.

В свое время было проведено переселение жителей из поселка Варандей. Спустя время многие люди вернулись обратно в Старый Варандей и стали там жить. Они намерены сделать поселение, муниципальное образование. Переселили население из деревни Нарыги, а летом люди туда возвращаются. В закрытых населенных пунктах люди не обеспечиваются электроэнергией, топливом, услугами здравоохранения. Но все равно живут. Мы считаем, что их переселили, а в реальности получается — не предоставляем им минимальные социальные услуги. Это, конечно, выбор каждого человека — где жить. Но затратив значительные средства на переселение, обидно затем выделять еще большие деньги на обустройство закрытых населенных пунктов.

Считаю, будет лучше, если жителей малых населенных пунктов, а в основном это пенсионеры, обеспечить необходимыми условиями для проживания.


Читать в оригинале http://adm-nao.ru?show=news&id=5871


Новости с последними комментариями