Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Заполярный район

Ежегодная кампания по доставке топлива в населенные пункты Заполярного района вступила в завершающую стадию. О том, как осуществляется «северный завоз» в этом году, и перспективах оптимизации расходов по энергообеспечению районных поселений рассказал первый заместитель главы Администрации Заполярного района Виктор БЕЗУМОВ…

Ежегодная кампания по доставке топлива в населенные пункты Заполярного района вступила в завершающую стадию. О том, как осуществляется «северный завоз» в этом году, и перспективах оптимизации расходов по энергообеспечению районных поселений рассказал первый заместитель главы Администрации Заполярного района Виктор БЕЗУМОВ.
— Виктор Константинович, почему привычное для всех словосочетание «северный завоз» все реже используется в деятельности районной администрации?
— Понятие «северный завоз» гораздо шире. Кроме доставки топлива в него также входит обеспечение населенных пунктов Крайнего Севера основными продовольственными и промышленными товарами в преддверии зимнего сезона. Феномен «северного завоза» в нашей стране обусловлен отдаленностью и труднодоступностью большинства населенных пунктов в северных регионах, отсутствием там собственного производства необходимых товаров.
Согласно федеральному законодательству, мы как орган местного самоуправления  совместно с подведомственными структурами организуем работу и обеспечиваем реализацию мероприятий в жилищно-коммунальной сфере, в том числе – и завоз топлива. От своевременного проведения и грамотной реализации так называемого опережающего завоза топлива и других грузов – а именно так именуется данное направление деятельности районной администрации – зависит жизнедеятельность практически всех населенных пунктов Заполярного района.
— В этом году исполняется шесть лет, как Администрация Заполярного района начала организовывать и координировать кампанию по доставке топлива в Ненецком автономном округе. Кто непосредственно выполняет эту важную для жизнеобеспечения районных поселений задачу?
— С 2007 года муниципальное предприятие «Севержилкомсервис» Заполярного района является координатором поставок всех видов топлива для нужд муниципальных образований Заполярного района НАО и сельскохозяйственных производственных кооперативов. Работа по доставке топлива в районные поселения, которая была начата практически с нуля, в дальнейшем была продолжена. Задел 2007–2010 годов был укреплен, с 2011 году часть мероприятий проводилась на перспективу.
Так называемый опережающий завоз топлива и других грузов – процесс практически круглогодичный. По завершению кампании по доставке топлива необходимо готовиться к следующему сезону. В целом, работа выстраивается следующим образом: вначале собираются все данные о ценовых характеристиках и поставщиках. Данные о потребностях населенных пунктов в топливе и горюче-смазочных материалах формируются на основе заявок потребителей и глав муниципалитетов. Вся информация готовится до ноября года, предшествующего завозу.
– С какими основными проблемами приходится сталкиваться каждую навигацию?
– Основной фактор, который может помешать своевременной доставке грузов – климатический. Территория Заполярного района НАО практически целиком расположена за Полярным кругом. Здесь нет железных и автомобильных дорог. Единственным регулярным круглогодичным видом транспорта является авиатранспорт, но доставка необходимых товаров воздушным путем обходится очень недешево. Поэтому все необходимое в зимний период доставляется по временным дорогам – «зимникам», летом – по реке или морю.
Навигация в округе длится около четырех месяцев. Уголь, дрова и горюче-смазочные материалы везут по двум направлениям: из порта г. Печора (Республика Коми) — в населенные пункты, расположенные вдоль реки Печора,  на побережье Белого, Баренцева и Карского морей суда доставляют топливо из  портов Архангельска и Нарьян-Мара.
В первую очередь уголь, дрова, дизельное топливо и масла завозятся в населенные пункты, расположенные на малых реках: Коткино, Щелино, Хорей-Вер, Харута, Тошвиска, Лабожское и Пылемец. Поставка топлива осуществляется в течение 7–10 дней после того, как малые реки вскроются ото льда. Обычно это происходит в конце мая – начале июня.
Затем топливо доставляется в остальные населенные пункты по основной водной артерии – реке Печоре и морским путем. Как правило, завоз по Печоре завершается раньше, морем доставка топлива продолжается до конца сентября, максимум – до середины октября. График морских перевозок может меняться в зависимости от погодных условий.
Вопросы завоза топлива находятся под постоянным контролем, который осуществляется как в рамках подготовки к зимнему отопительному сезону, так и в ходе контроля своевременности заключения предприятием «Севержилкомсервис» договоров на поставку топлива и ГСМ и их исполнения.
— Кто выступает основными поставщиками топлива?
– По итогам торгов на поставку различных видов топлива в 2012 году были определены следующие поставщики. Все работы, связанные с поставкой нефтепродуктов, выполняет ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». Поставщик каменного угля – ОАО «Воркутауголь», транспортировку данного вида топлива в населенные пункты по реке осуществляет ООО «Стройсервис», по морю – ООО «Транс-НАО шиппинг компани». Необходимо отметить, что в 2012 году с шахты «Воргашорская» во все населенные пункты Заполярного района поставляется уголь крупной фракции, обладающий более высокой теплотворной способностью. Также ООО «Транс-НАО шиппинг компани» выполняет все виды работ по доставке дров морским путем, по реке дрова поставляет ООО «ПечораТрансИнвест».
— Каковы объемы и  источники финансирования?
– Последние два года завоз топлива, в основном, осуществляется за счет средств МП «Севержилкомсервис». Начиная с 2011 года эти затраты были включены в тарифы муниципального предприятия. Опыт стал достаточно успешным, в навигацию-2012 мы продолжили эту практику.
В общей сложности цена завоза топлива в этом году составила чуть более 611 миллионов рублей. Основная доля угля, дров, дизтоплива и смазок приобретается муниципальным предприятием «Севержилкомсервис» для выполнения своих обязательств по обеспечению населения теплом и электроэнергией. Повторяюсь, что затраты на это включены в тарифы предприятия. Впоследствии потребители услуг, то есть физические лица и организации, возвращают предприятию затраченные на завоз топлива средства,  оплачивая потребленные тепло- и электроэнергию.
Отдельно поясню про поставку каменного угля. В этом году за счет бюджетных средств приобретается только уголь для учреждений здравоохранения и образования. На эти цели было выделено 30,8 миллионов рублей, в том числе из бюджета НАО – 8,2 млн рублей на поставку угля для медучреждений и из районного бюджета и бюджетов поселений – 22,7 млн рублей на поставку угля для муниципальных учреждений образования, а также для нужд администраций муниципалитетов. В соответствии с федеральным законодательством проводились муниципальные торги. Отмечу, что в общей сложности на приобретение и поставку угля в этом году предусмотрено около 147 млн рублей.
Добавлю, что на приобретение и поставку дизтоплива, масел и смазки «Севержилкомсервисом» в этом году было запланировано более 424 млн рублей, около 40 млн рублей – на приобретение и поставку дров.
— Планируется ли в ближайшее будущее оптимизировать затраты на доставку топлива в населенные пункты Заполярья?
– Согласен, что доставка топлива в районах Крайнего Севера чрезвычайна затратна. Чтобы снизить расходы и сделать их целесообразными в соответствии с концепцией развития Ненецкого автономного округа планируется реализовать на территории Заполярного района НАО ряд широкомасштабных мероприятий, финансируемых из окружного бюджета. К примеру, близится к завершению строительство линии электропередач Нарьян-Мар – Красное. После запуска ЛЭП отпадет необходимость доставлять в больших объемах топливо в этот оленеводческий поселок. Также планируется провести ЛЭП от Харьягинского месторождения до Хорей-Вера, а также связать линией электропередач поселки Индига и Выучейский.
Кроме того, планируется газификация ряда населенных пунктов, расположенных по Печоре. Ветка газопровода будет проходить от Нарьян-Мара  до Коткино. Предполагается, что газификация поселений будет, в основном, осуществляться за счет средств инвестиционной программы ООО «Газпром».  Естественно, в таком случае объемы завоза топлива в сельские поселения значительно снизятся.
В перспективе – возможность использования альтернативных источников электроэнергии. Например, в рамках окружной программы в Амдерме, Усть-Каре, Неси, Каратайке и Индиге планируется строительство ветродизельных комплексов.
— Надеемся, что эти проекты будут успешно реализованы в будущем. В настоящее время доставка топлива в населенные пункты Заполярного района вступила в завершающую стадию. Удастся ли успеть завершить все запланированное?
— В 2012 году в населенные пункты Заполярного района планируется доставить более 25 тысяч тонн угля, около 12 тысяч кубометров дров, более 10 тысяч тонн дизтоплива, масел и смазок. В настоящее время доставка угля от запланированного объема выполнена на 93%, дров – на 98%. Почти на 70% выполнена  доставка дизтоплива, масел и смазки. В основном, топливо осталось доставить морским путем: уголь – в Бугрино, Усть-Кару и Несь, уголь – Индигу и Бугрино. Дизельное топливо по реке необходимо доставить в Великовисочное и  Макарово, по морю – в Несь и Амдерму. Окончание  завоза топлива ожидаем до конца сентября, если погода не внесет свои коррективы.
11.09.2012


Читать в оригинале http://zrnao.ru/index.php?id=5255


Новости с последними комментариями