Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

В 2006 году в округе был создан специальный орган государственной власти, в задачи которого входит проведение процедур размещения государственных заказов. О работе Комитета государственного заказа Ненецкого автономного округа рассказывает исполняющая обязанности его председателя Елена Коваленко.

— Елена Анатольевна, какая роль отводится вашему Комитету при размещении государственных заказов?

— Комитету государственного заказа отводится функция по размещению заказов для определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей в целях заключения с ними контрактов на поставку товаров, работ и услуг для нужд округа.

В наш Комитет поступают обращения государственных заказчиков о проведении закупок. Мы проверяем обращения госзаказчиков на предмет соответствия требованиям 94-го федерального закона. В законе очень много нюансов, которые необходимо соблюдать. Разрабатываем документацию по торгам, размещаем ее на официальном сайте, принимаем заявки, организуем работу комиссий, в том числе готовим проекты решений, выносимых на рассмотрение комиссий. При этом требования к закупаемой продукции и иным условиям исполнения контракта определяются государственным заказчиком — главным распорядителем бюджетных средств. Заключение контрактов в наши полномочия не входит.

— Где размещается информация о госзаказах?

— Если раньше в каждом регионе существовал собственный сайт, то с января минувшего года создан единый официальный сайт, на котором все заказчики страны размещают свою информацию о проводимых закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Это достаточно удобно для поставщиков. Нет необходимости заходить на 83 региональных сайта, когда вся информация аккумулирована на единственном.

— В чем специфика размещения госзаказов в нашем округе?

— В 2011 году создана централизованная система закупок для органов исполнительной власти НАО. Мы закупаем продукцию для всех органов власти НАО и государственных органов, без ограничения суммы размещаемых заказов. За исключением тех, которые размещаются без проведения торгов у единственного поставщика.

Отличительной особенностью и спецификой размещения государственных заказов в нашем округе является практически полный перевод системы размещения заказов в электронную форму. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, было предписано расширять практику проведения электронных аукционов. Мы добились определенных успехов в этом направлении. В минувшем году посредством электронных аукционов Комитетом госзаказа было размещено 99 процентов государственных заказов.

Специфика округа еще и в том, что у нас большая часть закупок приходится на строительную и проектную продукцию. По стоимости контрактов они занимают лидирующее положение в регионе. На строительство приходится порядка 60–70 процентов государственного заказа.

К сожалению, неразвитость транспортной инфраструктуры накладывает свой отпечаток и на развитие конкуренции в округе, так как не каждый поставщик (подрядчик, исполнитель) решится исполнить контракт в Ненецком автономном округе, особенно в сельских населенных пунктах, при высоких рисках и незначительной доле доходности.

— В чем преимущество электронных торгов?

— Все электронные аукционы проводятся на электронных торговых площадках. Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службой отобрано всего пять электронных торговых площадок, на которых государственные и муниципальные заказчики вправе размещать свои заказы.

Электронные аукционы прогрессивны. Они позволяют экономить колоссальные средства на транспортные расходы и время для участия в торгах. Также среди плюсов следует отметить то, что данный способ размещения заказов наименее коррупционно опасен, поскольку, рассматривая предложения о качестве продукции (товаров, работ, услуг), аукционная комиссия не знает, чьи предложения она оценивает, то есть оценка осуществляется на объективных началах. Только после проведения электронного аукциона и определения ценового победителя становятся известны участники. Этот способ интересен еще и тем, что позволяет привлечь большее количество участников, расширить их географию, обеспечив равные права поставщикам. То есть, электронные аукционы способствуют расширению конкуренции. Поставщики из других регионов страны просто выходят в интернет, заходят на электронную торговую площадку и подают свое предложение. Они не приезжают к нам в округ, как было ранее при проведении обычного молоточно-бумажного аукциона.

— Приведите, пожалуйста, пример экономии бюджетных средств при этом способе проведения торгов.

— В минувшем году, по статистическим данным, суммарная начальная цена государственных контрактов в НАО, выставленных на электронные торги (без переходящих заказов), составляла 2 миллиарда 626 миллионов рублей. А общая стоимость контрактов по их результатам составила 2 миллиарда 393 миллиона рублей. Таким образом, в округе в 2011 году было сэкономлено 233 миллиона рублей бюджетных средств. И это только по результатам размещения заказов для государственных нужд, не учитывая муниципальных. Из них Комитетом госзаказа сэкономлено около 200 миллионов рублей.

— Федеральный закон № 94 несовершенен. Его не ругает только ленивый. В чем недостатки закона, на ваш взгляд? Какие бы вы внесли в него изменения?

— Недостатки есть. Например, главный и в большинстве случаев единственный критерий оценки — наименьшая цена — не позволяет эффективно оценить надежность поставщиков. Никаких требований о наличии у них опыта в выполнении работ законом не предъявляется. Исключение составляет размещение заказов на крупное строительство на сумму свыше 50 миллионов рублей. В этом случае законодатель дал право установить такие требования. А во всех остальных случаях, к сожалению, оценить надежность поставщиков не представляется возможным.

Подают заявки, участвуют, побеждают, но в дальнейшем не могут исполнить условия контракта. И даже не могут внятно объяснить, зачем они выходили на торги. В этом случае теряется оперативность, срываются сроки реализации запланированных мероприятий. Закон позволяет расторгать контракт либо по соглашению сторон с проведением повторной процедуры торгов, либо в судебном порядке. Естественно, на это уходит время. При этом предусмотренные в законе механизмы защиты интересов заказчиков являются явно недостаточными.

Еще одним недостатком можно назвать наличие норм, позволяющих неопределенно широко трактовать отдельные положения закона, что в результате приводит к огромному количеству разбирательств в административном и судебном порядках.

В мае 2012 года должен быть подготовлен и внесен на рассмот-рение Правительства РФ законопроект «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», в котором, надеюсь, будут устранены все недостатки закона о размещении заказов.

Газета «Няръяна вындер», 15.05.2012


Читать в оригинале http://adm-nao.ru?show=news&id=6010


Новости с последними комментариями