Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Северный морской путь

Северный морской путь соединяет европейскую часть Российской Федерации и Дальний Восток, проходя через моря Северного Ледовитого и Тихого океанов. Альтернативный маршрут через Суэцкий канал более чем вдвое длиннее. По этой транспортной артерии осуществляют снабжение и вывоз сырья из регионов Сибири и Арктики. Представляем девять самых важных портов Севморпути.

Мурманский торговый порт обязан своим появлением Первой мировой войне. Когда Османская империя перекрыла проливы Босфор и Дарданеллы, а порт Санкт-Петербурга заблокировали, оставался только порт Архангельска, который зимой оказался бесполезным из-за невозможности навигации. В результате решено было строить порт в Романове-на-Мурмане (дореволюционное название Мурманска). Мурманский торговый порт не замерзает. На сегодняшний день он является одним из крупнейших в России.

Мурманский морской торговый порт. Фото: martin.livejournal.com

Бухту Провидения открыли в 1660 году, с тех пор она часто принимала торговые и китобойные суда. Порт в этой районе создали только во времена СССР. Работы над гаванью и обслуживающим ее поселком начались в 30-е годы. Сейчас в порту в основном перегружают уголь, нефтепродукты, экспортный металлолом и лес, идущие с Камчатки и из порта Беринговский.

Морской порт Провидения Фото: Wikimedia

Морской порт Провидения Фото: Wikimedia

В 1931 году поселок Белощелье, расположенный в устье реки Печоры, переименовали в город Нарьян-Мар. В это время после открытия Воркутинского угольного месторождения решили построить Печорский порт. На сегодняшний день грузопоток в регионе идет через порт Варандей, поэтому порт Нарьян-Мара работает по большей части на обеспечение товарами города.

Порт Нарьян-Мар

Анадырский морской порт создали в 1955 году. Он специализируется на перевалке различных грузов, предназначенных для Чукотского автономного округа, а также пассажирскими перевозками. Через него осуществляют речные перевозки товаров в населенные пункты, которые находятся в верховьях рек Анадырского бассейна.

Порт Анадырь. Фото: Wikimedia

Дудинский морской порт начали строить в 1935 году в одно время с Норильским горно-металлургическим комбинатом, для нужд которого морские ворота и предназначались. Специализация порта почти не изменилась и сегодня, через него идут грузы ГМК «Норильский никель» и ЗАО «Таймырская топливная компания».

 Дудинский морской порт. Фото: evgengusev.narod.ru

Диксон является самым северным портом России. В годы ВОВ населенный пункт пережил атаку немецкого крейсера «Адмирал Шеер». В итоге было разрушено несколько причалов. Сейчас в порт доставляют грузы для поселка, полярных станций и военных объектов Диксона, в нем осуществляется гидрографическое и гидрометеорологическое обслуживание Севморпути.

Морской порт Диксон Фото: Денис Кожевников / ТАСС

Порт Певек был открыт в 1951 году, когда на Чукотке нашли богатые залежи золота. Сегодня через него в основном возят каменный уголь из Якутии в Китай.

Певек. Фото: Wikimedia

Порт Тикси начал работать в 1934 году, он предназначался для снабжения арктических экспедиций, которые исследовали побережье Якутии. В годы Второй мировой войны он стал пунктом переработки грузов, поступавших по ленд-лизу из США. В 90-е годы для порта наступили тяжелые времена, но в последнее время, с возрождением интереса России к Арктике, грузопоток, проходящий через Тикси, растет.

Морской порт Тикси Фото: sakha.gov.ru

Причал у села Хатанга, которое расположено в бассейне одноименной реки, появился еще в 1939 году. Полноценный порт появился здесь в 1954 году. Сегодня это единственный порт, через который проходят грузы для восточной части Таймырского полуострова.

Морской поселок Хатанга Фото: Александр Поляков / РИА Новости