05.11.2011 20:00
Первые письменные сведения о продвижении русских на северо-восток Европы относятся к XI в. Однако, несомненно, началось оно значительно раньше. Есть упоминания, согласно которым славянские племена вели торговлю с Югрой еще в VI в. Русские летописи отмечают зависимость в IX в. Печоры и Югры от киевских князей и систематических сборах дани. В начале II тысячелетия ватаги ладожско-новгородских ушкуйников через Пинежско-Кулойский и Пёзско-Цилемский волоки проникали на Нижнюю Печору. Уже в XII в. русские поморы, занимаясь морским промыслом, открыли о-ва Колгуев, Вайгач, Новую Землю. Летописные источники указывают, что к концу XI в. район нижнего течения р. Печоры служил тылом Новгороду в освоении восточных территорий — зауральских югорских земель. Ладожане и новгородцы облагали северные племена данью, развивали с ними меновую торговлю, снабжая аборигенов ножами, топорами и другими ремесленными изделиями из железа в обмен на пушнину. Очевидно, что в силу удаленности региона, рассредоточенности печорских племен на огромной территории, сбор дани с них был нерегулярным, а сам процесс установления даннических отношений сопровождался столкновениями с аборигенами. Новгородские летописи свидетельствуют об истреблении на Печоре сборщиков дани в 1187 г.
В XIII—XV вв. новгородцам удалось установить свою власть над этими территориями, и, перечисляя свои владения, Новгород в договорных грамотах неизменно называл северные земли — Печору и Югру — как «волости новгородские». Дань с населения поступала уже регулярно.
После поражения Новгорода (1471 г.) и присоединения его к Москве (1478 г.) к Московскому государству перешли и новгородские владения. Стремясь закрепиться на новых землях и расширить пушные и морские промыслы, Москва предприняла военные экспедиции в Югорские земли. Возможно, она была обеспокоена и появлением воинственных ненцев-самодийцев в тундрах северо-востока Европы, приход которых ослаблял и прерывал прежде прочные и стабильные связи с аборигенным доненецким населением. Наиболее значительным был московский поход 1499—1500 гг. Отряд численностью более 4 тыс. человек под руководством князя Семена Курбского, воевод Петра Ушатого и Василия Гаврилова вышел на Печору северным и южным водно-волоковыми путями. В низовьях реки, на берегу Пустозера, в зоне традиционных контактов русских с аборигенным доненецким населением ими была заложена порубежная государева крепость Пустозерск — первый город за полярным кругом.
На гарнизон крепости возлагалась задача охраны границ Московской Руси с Югрой, а также бесперебойное обеспечение поступления даннической «мягкой рухляди». Вскоре, в 1502 г., была учреждена Пустозерская волость. В 1586 г. к ней присоединены Усть-Цилемская и Ижемская слободки, до этого входившие в состав Вымской земли. В начале XVII в. волость преобразована в Пустозерский уезд с центром в Пустозерске. В нем проживало к тому времени около 2 тыс. чел. Три храма — церковь Преображения Спасова, Введения пречистые и Никольская — подчеркивали его величие и значение.
В XVI—XVIII вв. Пустозерск — главный административный, промысловый и торговый центр огромного Печорского края, территория которого простиралась с севера на юг от Баренцева моря до р. Вычегды, с востока на запад от Урала до р. Мезени. Пустозерск являлся мощной перевалочной базой и стратегическим опорным пунктом на великом торговом пути Русского государства. В Пустозерск морские пути приводили караваны купеческих судов, через него шли торговые пути посуху — за Урал-Камень в Сибирь.
Огромна его роль как на сухопутном, так и морском пути в низовья Оби и Енисея, а с XVII в. — в «златокипящую» Мангазею, город в устье р. Таз, поставленный пустозерцами и зырянами.
Со второй половины XVI в. широкую известность получили Пустозерские крещенские ярмарки, на которые съезжались сотни самоедов Европейского, Обского и Енисейского Севера, промышленные и торговые люди из всех поморских городов. Главными предметами торговли пустозерцев и ненцев были рыба, пушнина, оленина и дичь. Их обменивали на хлеб, ткани, изделия из металла, пеньку, коноплю, орудия промысла, хозяйственный и бытовой инвентарь. К ярмаркам приурочивался и сбор ясака. Ненцы, проживавшие во всех тундрах от востока до запада, выплачивали в казну так называемую луковую дань, взимавшуюся с одного лука: пустозерские — по два песца со взрослого мужчины, а югорские и иные ненцы — по соболю. С конца XVII в. луковая дань стала выплачиваться деньгами, а также шкурками белок и горностаев, лосиными и оленьими шкурами.
Русские селились вдоль берегов Печоры, живя рыбным и морским промыслом, ловлей куропатки и зверя, а также скотоводством. Эти же занятия стали основой жизни коми-пермяков, заселивших в начале XVI в. низовья Печоры. Великий князь московский Иван III пожаловал им рыбные тони за участие в русских рудоискательных экспедициях 1491—92 гг. на р. Цильму, а также в военном походе «в Югру» в 1499—1500 гг. В ходе рудоискательных экспедиций были найдены медные и серебряные руды, заложены рудники и плавильные печи. Здесь впервые в Московском государстве началась выплавка меди, а также серебра и даже золота, из которых на монетном дворе в Москве чеканили монеты и медали.
К концу XVI в. русские и коми освоили промысловые угодья в бассейне Печоры от Усть-Цильмы до побережья, а по побережью — до Варандея. На зверобойный промысел пустозерцы уходили до Груманта (Шпицбергена), к Матке (Новой Земле). Вблизи рыбных тоней они строили временные постройки, служившие жильем в летнее время.
С годами они заменялись постоянными дворами, которые и дали начало промысловым поселениям — жирам. В 70-х гг. XVII в. вокруг Пустозерска уже 21 жира — Никитцы, Оксино, Голубковка, Бедовое, Куя, Норыгино, Макарове, Мокеево, Великая Виска, Лабоская (Лабожское) и др. Налогообложение русских и коми проводилось в соответствии с существовавшим законоуложением. Они отдавали в казну с улова каждую десятую семгу, каждый десятый моржовый клык, а также несли в пользу государя и царской казны поборы «с дворов и животов и с промыслов и с рек и с озер и с тонь морских и речных за рыбную ловлю со птичьих и со звериных ловищ и со всех угодий», а также «с сенных покосов». У каждого из поселившихся на этой обширной территории народов — русских, коми и ненцев была собственная среда обитания: кочевые пути ненцев пролегали в тундре, русские и коми селились по берегам Нижней Печоры и других рек, на морском побережье.
Основу жизни кочевников составляло оленеводство, оседлых русских и коми — рыболовство и морской промысел. На протяжении нескольких веков шла «притирка» и взаимопроникновение различных по типу хозяйственных укладов, материальной и духовной культуры. Постепенно на этой территории образовалось гуманитарное сообщество, члены которого, сохраняя национальные особенности, заимствовали друг у друга навыки, обычаи, элементы жизненного уклада, что в большой степени способствовало их выживанию в суровых природных условиях.
В результате Ливонской войны (1558—83 гг.) Московское государство потеряло все побережье Балтийского моря, и с 1583 г. внешняя торговля могла осуществляться только через его северные моря. Указом Ивана IV были предоставлены льготные условия для торговли, которыми воспользовались иностранные купцы. Их целью стало проникновение на Печору и в Сибирь и установление прямых торговых связей с живущим здесь населением. В конце XVI — начале XVII в. англичане и датчане разработали проект организации пушной торговли с Сибирью, минуя русские порты Беломорья и Пустозерск. В начале XVII в. английские купцы вели незаконную скупку мехов в Пустозерске. А в Дании с ведома официальных властей началась чеканка монет по образцу русских для расчетов с местным населением.
Возникла реальная угроза потери государственного контроля над пушной торговлей на Севере, что означало потерю третьей части доходов казны. В августе 1620 г. царь Михаил Федорович своим указом закрыл морской путь в сибирские города, а также запретил всякие торговые отношения местного населения с иностранцами. Все торги с момента издания указа разрешались только в Архангельске. Фактории иностранных купцов в других поморских городах и Пустозерске были закрыты.
Для досмотра и недопущения плавания иноземных кораблей на восток, к Мангазее, на Вайгаче установили заставу из стрельцов Пустозерского гарнизона. Морская дорога, предвосхитившая появление Севморпути, на долгое время оказалась заброшенной. Это самым губительным образом сказалось на развитии морских промыслов и торговли в Печорском крае.
Сокращение доходов от транзитной торговли и промысловой деятельности привело к ухудшению экономического положения и уменьшению населения в Пустозерском посаде. В 1611 г. в нем насчитывалось более 200 дворов, а в 1649 г. — только 36 посадских и 2 вдовьих двора. Через 25 лет после издания царского указа здесь осталось менее пятой части населения.
В конце XVI в., после покорения Казанского ханства, для Москвы открылись новые, более удобные пути за Урал, и в 1704 г. царским указом было запрещено ездить в Сибирь древним сухопутным — Чрезкаменным — путем. Пустозерск перестал играть роль стратегического опорного пункта на великом торговом пути Русского государства, что тяжело сказалось на хозяйственном развитии края, оказавшемся в стороне от больших торговых дорог. Обмеление Городецкого шара затруднило подходы к Пустозерску по воде. Перенесение заграничной торговли в 1722 г. из Архангельска в порты Балтийского моря в еще большей степени подорвало экономическое развитие Русского Севера, в том числе Печорского края.
Экономику подрывали и участившиеся в XVII—XVIII вв. набеги воинственных зауральских ненцев, известных как «харючи», или «каменная самоядь рода Карачейского». Они сопровождались разрушением промысловых изб, угоном оленей, захватом «государевой казны» и хлебных запасов, поджогами Пустозерска.
Со второй половины XVII в. отдаленный и суровый Печорский край стал местом ссылки государственных преступников. В 1667 г. в Пустозерский острог был сослан протопоп Аввакум Петров, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель, создавший здесь знаменитое «Житие» и сожженный 14 апреля 1682 г. «за великие на царский дом хулы» вместе с тремя единомышленниками. В Пустозерске находились в ссылке разницы, участники Соловецкого восстания. Он стал и местом казни ненцев, совершавших набеги на крепость. Об этих печальных событиях напоминает название мыса на Городецком озере — Виселичный.
В 1762 г. крепость, окончательно обветшавшая, была разобрана и использована для отопления казенных зданий. В 1780 г. Пустозерский уезд упразднили, а его территорию включили в Мезенский уезд. Воеводскую канцелярию и гарнизон перевели в Мезень. Пустозерск превратился в заурядный волостной центр.
В 50-х годов прошлого века жители Пустозерска начали переселяться в соседние деревни и Нарьян-Мар. В 1962 в Устье перевезен последний дом. В 1964 на месте Пустозерска установлен памятник городу — каменный обелиск. В 1989 здесь, на предполагаемом месте казни Аввакума и его сподвижников, установлен деревянный памятный знак. В 1991 создан Пустозерский комплексный историко — природный музей (ныне Музей истории и культуры Пустозерска). Одной из главных задач музея остается сохранение природноисторического ландшафта окрестностей Пустозерска в естественном состоянии и изучение протекающих там природных процессов. В последнее время большое внимание уделяется развитию туризма.
Музей ведет выставочную, лекционную работу, организует археологические экспедиции на памятнике Федерального значения
«Городища Пустозерск», проводит Большие и Малые Аввакумовские Чтения. Ежегодно нарьян-марские школьники отправляются на каникулы в летний палаточный лагерь в Пустозерске, чтобы лучше узнать историю родного края.
Верхний холст — Пустозерск 1921 — 1928 г.г. (холст,масло). Автор: А.М.Спирихин, художник: Е.А.Одегов
Фото 1 — Один из красивейших памятников Пустозерска — памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума на территории городища Пустозерск (автор М. Фещук).
14 апреля 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича протопоп Аввакум и его сподвижники — священник Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний были сожжены в едином срубе «за великие на царский дом хулы». В 1686 г. на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенскими старообрядцами был поставлен крест, ныне утраченный. В 1989 г. был установлен памятный знак с колоколом, а в 1991 г. — старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли крест и освятили его.
Фото 2 — Экспозиция музея: убранство избы жителя Пустозерска начала 20 века.
Источник — журнал ЗАПОЛЯРНЫЙ РЕГИОН #6 / ОКТЯБРЬ 2008