Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Пустозерск 1921 - 1928 г.г. (холст,масло). Автор: А.М.Спирихин, художник: Е.А.ОдеговПервые письменные сведения о продвижении русских на северо-восток Европы относятся к XI в. Однако, несомненно, началось оно значительно раньше. Есть упоминания, согласно которым славянские племена вели торговлю с Югрой еще в VI в. Русские летописи отмечают зависимость в IX в. Печоры и Югры от киевских князей и систематических сборах дани. В начале II тысячелетия ватаги ладожско-новгородских ушкуйников через Пинежско-Кулойский и Пёзско-Цилемский волоки проникали на Нижнюю Печору. Уже в XII в. русские поморы, занимаясь морским промыслом, открыли о-ва Колгуев, Вайгач, Новую Землю. Летописные источники указывают, что к концу XI в. район нижнего течения р. Печоры служил тылом Новгороду в освоении восточных территорий — зауральских югорских земель. Ладожане и новгородцы облагали северные племена данью, развивали с ними меновую торговлю, снабжая аборигенов ножами, топорами и другими ремесленными изделиями из железа в обмен на пушнину. Очевидно, что в силу удаленности региона, рассредоточенности печорских племен на огромной территории, сбор дани с них был нерегулярным, а сам процесс установления даннических отношений сопровождался столкновениями с аборигенами. Новгородские летописи свидетельствуют об истреблении на Печоре сборщиков дани в 1187 г.

В XIII—XV вв. новгородцам удалось установить свою власть над этими территориями, и, перечисляя свои владения, Новгород в договорных грамотах неизменно называл северные земли — Печору и Югру — как «волости новгородские». Дань с населения поступала уже регулярно.

После поражения Новгорода (1471 г.) и присоединения его к Москве (1478 г.) к Московскому государству перешли и новгородские владения. Стремясь закрепиться на новых землях и расширить пушные и морские промыслы, Москва предприняла военные экспедиции в Югорские земли. Возможно, она была обеспокоена и появлением воинственных ненцев-самодийцев в тундрах северо-востока Европы, приход которых ослаблял и прерывал прежде прочные и стабильные связи с аборигенным доненецким населением. Наиболее значительным был московский поход 1499—1500 гг. Отряд численностью более 4 тыс. человек под руководством князя Семена Курбского, воевод Петра Ушатого и Василия Гаврилова вышел на Печору северным и южным водно-волоковыми путями. В низовьях реки, на берегу Пустозера, в зоне традиционных контактов русских с аборигенным доненецким населением ими была заложена порубежная государева крепость Пустозерск — первый город за полярным кругом.

На гарнизон крепости возлагалась задача охраны границ Московской Руси с Югрой, а также бесперебойное обеспечение поступления даннической «мягкой рухляди». Вскоре, в 1502 г., была учреждена Пустозерская волость. В 1586 г. к ней присоединены Усть-Цилемская и Ижемская слободки, до этого входившие в состав Вымской земли. В начале XVII в. волость преобразована в Пустозерский уезд с центром в Пустозерске. В нем проживало к тому времени около 2 тыс. чел. Три храма — церковь Преображения Спасова, Введения пречистые и Никольская — подчеркивали его величие и значение.

В XVI—XVIII вв. Пустозерск — главный административный, промысловый и торговый центр огромного Печорского края, территория которого простиралась с севера на юг от Баренцева моря до р. Вычегды, с востока на запад от Урала до р. Мезени. Пустозерск являлся мощной перевалочной базой и стратегическим опорным пунктом на великом торговом пути Русского государства. В Пустозерск морские пути приводили караваны купеческих судов, через него шли торговые пути посуху — за Урал-Камень в Сибирь.

Огромна его роль как на сухопутном, так и морском пути в низовья Оби и Енисея, а с XVII в. — в «златокипящую» Мангазею, город в устье р. Таз, поставленный пустозерцами и зырянами.

Со второй половины XVI в. широкую известность получили Пустозерские крещенские ярмарки, на которые съезжались сотни самоедов Европейского, Обского и Енисейского Севера, промышленные и торговые люди из всех поморских городов. Главными предметами торговли пустозерцев и ненцев были рыба, пушнина, оленина и дичь. Их обменивали на хлеб, ткани, изделия из металла, пеньку, коноплю, орудия промысла, хозяйственный и бытовой инвентарь. К ярмаркам приурочивался и сбор ясака. Ненцы, проживавшие во всех тундрах от востока до запада, выплачивали в казну так называемую луковую дань, взимавшуюся с одного лука: пустозерские — по два песца со взрослого мужчины, а югорские и иные ненцы — по соболю. С конца XVII в. луковая дань стала выплачиваться деньгами, а также шкурками белок и горностаев, лосиными и оленьими шкурами.

Один из красивейших памятников Пустозерска — памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума на территории городища Пустозерск (автор  М. Фещук).Русские селились вдоль берегов Печоры, живя рыбным и морским промыслом, ловлей куропатки и зверя, а также скотоводством. Эти же занятия стали основой жизни коми-пермяков, заселивших в начале XVI в. низовья Печоры. Великий князь московский Иван III пожаловал им рыбные тони за участие в русских рудоискательных экспедициях 1491—92 гг. на р. Цильму, а также в военном походе «в Югру» в 1499—1500 гг. В ходе рудоискательных экспедиций были найдены медные и серебряные руды, заложены рудники и плавильные печи. Здесь впервые в Московском государстве началась выплавка меди, а также серебра и даже золота, из которых на монетном дворе в Москве чеканили монеты и медали.

К концу XVI в. русские и коми освоили промысловые угодья в бассейне Печоры от Усть-Цильмы до побережья, а по побережью — до Варандея. На зверобойный промысел пустозерцы уходили до Груманта (Шпицбергена), к Матке (Новой Земле). Вблизи рыбных тоней они строили временные постройки, служившие жильем в летнее время.

С годами они заменялись постоянными дворами, которые и дали начало промысловым поселениям — жирам. В 70-х гг. XVII в. вокруг Пустозерска уже 21 жира — Никитцы, Оксино, Голубковка, Бедовое, Куя, Норыгино, Макарове, Мокеево, Великая Виска, Лабоская (Лабожское) и др. Налогообложение русских и коми проводилось в соответствии с существовавшим законоуложением. Они отдавали в казну с улова каждую десятую семгу, каждый десятый моржовый клык, а также несли в пользу государя и царской казны поборы «с дворов и животов и с промыслов и с рек и с озер и с тонь морских и речных за рыбную ловлю со птичьих и со звериных ловищ и со всех угодий», а также «с сенных покосов». У каждого из поселившихся на этой обширной территории народов — русских, коми и ненцев была собственная среда обитания: кочевые пути ненцев пролегали в тундре, русские и коми селились по берегам Нижней Печоры и других рек, на морском побережье.

Основу жизни кочевников составляло оленеводство, оседлых русских и коми — рыболовство и морской промысел. На протяжении нескольких веков шла «притирка» и взаимопроникновение различных по типу хозяйственных укладов, материальной и духовной культуры. Постепенно на этой территории образовалось гуманитарное сообщество, члены которого, сохраняя национальные особенности, заимствовали друг у друга навыки, обычаи, элементы жизненного уклада, что в большой степени способствовало их выживанию в суровых природных условиях.

В результате Ливонской войны (1558—83 гг.) Московское государство потеряло все побережье Балтийского моря, и с 1583 г. внешняя торговля могла осуществляться только через его северные моря. Указом Ивана IV были предоставлены льготные условия для торговли, которыми воспользовались иностранные купцы. Их целью стало проникновение на Печору и в Сибирь и установление прямых торговых связей с живущим здесь населением. В конце XVI — начале XVII в. англичане и датчане разработали проект организации пушной торговли с Сибирью, минуя русские порты Беломорья и Пустозерск. В начале XVII в. английские купцы вели незаконную скупку мехов в Пустозерске. А в Дании с ведома официальных властей началась чеканка монет по образцу русских для расчетов с местным населением.

Возникла реальная угроза потери государственного контроля над пушной торговлей на Севере, что означало потерю третьей части доходов казны. В августе 1620 г. царь Михаил Федорович своим указом закрыл морской путь в сибирские города, а также запретил всякие торговые отношения местного населения с иностранцами. Все торги с момента издания указа разрешались только в Архангельске. Фактории иностранных купцов в других поморских городах и Пустозерске были закрыты.

Для досмотра и недопущения плавания иноземных кораблей на восток, к Мангазее, на Вайгаче установили заставу из стрельцов Пустозерского гарнизона. Морская дорога, предвосхитившая появление Севморпути, на долгое время оказалась заброшенной. Это самым губительным образом сказалось на развитии морских промыслов и торговли в Печорском крае.

Сокращение доходов от транзитной торговли и промысловой деятельности привело к ухудшению экономического положения и уменьшению населения в Пустозерском посаде. В 1611 г. в нем насчитывалось более 200 дворов, а в 1649 г. — только 36 посадских и 2 вдовьих двора. Через 25 лет после издания царского указа здесь осталось менее пятой части населения.

В конце XVI в., после покорения Казанского ханства, для Москвы открылись новые, более удобные пути за Урал, и в 1704 г. царским указом было запрещено ездить в Сибирь древним сухопутным — Чрезкаменным — путем. Пустозерск перестал играть роль стратегического опорного пункта на великом торговом пути Русского государства, что тяжело сказалось на хозяйственном развитии края, оказавшемся в стороне от больших торговых дорог. Обмеление Городецкого шара затруднило подходы к Пустозерску по воде. Перенесение заграничной торговли в 1722 г. из Архангельска в порты Балтийского моря в еще большей степени подорвало экономическое развитие Русского Севера, в том числе Печорского края.

Экономику подрывали и участившиеся в XVII—XVIII вв. набеги воинственных зауральских ненцев, известных как «харючи», или «каменная самоядь рода Карачейского». Они сопровождались разрушением промысловых изб, угоном оленей, захватом «государевой казны» и хлебных запасов, поджогами Пустозерска.

Со второй половины XVII в. отдаленный и суровый Печорский край стал местом ссылки государственных преступников. В 1667 г. в Пустозерский острог был сослан протопоп Аввакум Петров, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель, создавший здесь знаменитое «Житие» и сожженный 14 апреля 1682 г. «за великие на царский дом хулы» вместе с тремя единомышленниками. В Пустозерске находились в ссылке разницы, участники Соловецкого восстания. Он стал и местом казни ненцев, совершавших набеги на крепость. Об этих печальных событиях напоминает название мыса на Городецком озере — Виселичный.

В 1762 г. крепость, окончательно обветшавшая, была разобрана и использована для отопления казенных зданий. В 1780 г. Пустозерский уезд упразднили, а его территорию включили в Мезенский уезд. Воеводскую канцелярию и гарнизон перевели в Мезень. Пустозерск превратился в заурядный волостной центр.

Экспозиция музея: убранство избы жителя Пустозерска начала 20 века.В 50-х годов прошлого века жители Пустозерска начали переселяться в соседние деревни и Нарьян-Мар. В 1962 в Устье перевезен последний дом. В 1964 на месте Пустозерска установлен памятник городу — каменный обелиск. В 1989 здесь, на предполагаемом месте казни Аввакума и его сподвижников, установлен деревянный памятный знак. В 1991 создан Пустозерский комплексный историко — природный музей (ныне Музей истории и культуры Пустозерска). Одной из главных задач музея остается сохранение природноисторического ландшафта окрестностей Пустозерска в естественном состоянии и изучение протекающих там природных процессов. В последнее время большое внимание уделяется развитию туризма.

Музей ведет выставочную, лекционную работу, организует археологические экспедиции на памятнике Федерального значения

«Городища Пустозерск», проводит Большие и Малые Аввакумовские Чтения. Ежегодно нарьян-марские школьники отправляются на каникулы в летний палаточный лагерь в Пустозерске, чтобы лучше узнать историю родного края.

Верхний холст — Пустозерск 1921 — 1928 г.г. (холст,масло). Автор: А.М.Спирихин, художник: Е.А.Одегов

Фото 1 — Один из красивейших памятников Пустозерска — памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума на территории городища Пустозерск (автор  М. Фещук).
14 апреля 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича протопоп Аввакум и его сподвижники — священник Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний были сожжены в едином срубе «за великие на царский дом хулы». В 1686 г. на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенскими старообрядцами был поставлен крест, ныне утраченный. В 1989 г. был установлен памятный знак с колоколом, а в 1991 г. — старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли крест и освятили его.

Фото 2 — Экспозиция музея: убранство избы жителя Пустозерска начала 20 века.

Источник — журнал ЗАПОЛЯРНЫЙ РЕГИОН #6  /  ОКТЯБРЬ 2008



Добавить отзыв


Защитный код
Обновить

Правила добавления отзывов:
Все новые отзывы проходят предварительную модерацию! Отзыв будет присутствовать на сайте только после того, как его примет модератор. Чтобы публиковать отзывы без премодерации, зарегистрируйтесь.
Запрещается:
- Реклама в отзывах в любых формах;
- Использование заведомо ложной информации (клевета);
- Оскорбительные высказывания, нецензурные слова;
- Оставлять отзывы, нарушающие действующее законодательство РФ;
- Писать отзыв ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ;
- Публичное обсуждение Администрации сайта и её действий;
- Оставлять отзывы от разных имен.
Администрация сайта не несет ответственность за отзывы (комментарии), оставленные посетителями сайта. Вся ответственность ложится на пользователя, оставившего данный отзыв.
Пользователь сайта, публикуя свой отзыв (комментарий) на сайте, автоматически принимает и соглашается с условиями пользовательского соглашения Инфо83.РУ.