Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Нарьян-Мар


«Хаяр» в переводе с ненецкого языка — это «Солнце». Ясное северное «солнышко», которое рвется из каждого танца и песни, будто сверкает на рогах оленей, на капельках росы, покрывающей утром просыпающуюся тундру. Народный ненецкий ансамбль «Хаяр» — один из первых коллективов художественной самодеятельности среди народностей Крайнего Севера, история которого начинается с сентября 1962 года. Тогда по инициативе и при активном участии Заслуженного работника культуры РСФСР Татьяны Федоровны Петровой — Бытовой на базе городского Дома культуры был основан молодежный ненецкий ансамбль песни и танца.
Много сил и души в создание, развитие ансамбля вложили молодые специалисты, которые были его организаторами и вдохновителями.
Евгения Андреевна Соболева (15.02.1938–07.04.1973), уроженка п. Нельмин-Нос Малоземельской тундры, окончила дирижерско-хоровое отделение Архангельского музыкального училища, обучалась в Ленинградской консерватории. В 1962-1970гг.— художественный руководитель и хормейстер коллектива, собиратель ненецкого фольклора. Собранные ею материалы легли в основу танцевальных сюит.
Евдокия Ефимовна Хатанзейская (1936-1995), родилась в селе Ижма Коми АССР, окончила Нарьян-Марскую культпросветшколу, Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской. В 1962 — 1972 гг.— балетмейстер. Танцы, поставленные Е. Е. Хатанзейской, отличались национальным колоритом, рисунок и движения танцоров основывались на знании тундровой жизни.
Вместе с Е.А. Соболевой они поставили яркие танцевальные сюиты «День оленевода», «Сказание о земле ненецкой», «Танцевальные узоры» и др. Основу репертуара коллектива создали знаток фольклора народностей Севера, преподаватель педагогического института им. А. Герцена Татьяна Федоровна Петрова-Бытова (г. Ленинград), художественный руководитель ансамбля песни и пляски «Сиверко», Народный артист РСФСР, обладатель премии Правительства РФ «Душа России» Борис Иванович Данилов (г. Архангельск). Многим обязан ансамбль и воспитателю Ненецкой школы-интерната, баянисту по призванию, Анатолию Сядееву. Под его аккомпанемент исполнялись многие танцы. В течение восьми лет бессменным ведущим концертных программ ансамбля был Валерий Пырерка.
Танцы коллектива представляли сюжетные зарисовки, в большинстве своем, воспевающие гармоничное существование суровой тундры и человека. В них житель тундры представал творцом, тружеником, человеком природы.
Первой программой ансамбля стала вокально-хореографическая сюита «Добрый великан» (постановщик Т.Ф. Петрова-Бытова). «Добрый великан» сразу определил лицо ансамбля и направление творческих поисков.
В январе 1965 года ансамбль выступил с сюитой «День оленевода» на заключительном концерте Всесоюзного смотра сельской художественной самодеятельности в Кремлевском Дворце съездов, где впервые получил звание Лауреата. Это окрылило молодой коллектив, прибавило вдохновения.
Второй раз звание Лауреата Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства ансамбль получил на зональном смотре в г. Ленинграде в 1967 году. Здесь он показал хореографические картины «Переход на новые пастбища» и «На пастбище».
В июне 1968 года молодые артисты стали гостями — делегатами фестиваля молодежи Севера в Якутской АССР в честь 50-летия ВЛКСМ и 50-летия Советской власти в Якутии, где получили еще одну высокую оценку жюри, став Лауреатами.
С сентября 1972 по 1974 годы балетмейстером коллектива была Наталья Самуиловна Рамлава. Первое десятилетие для ненецкого молодежного ансамбля — это годы становления, поисков своего творческого «лица» и первых значительных побед. Ансамбль ищет свой путь в самодеятельном творчестве и сам становится своеобразным ориентиром в развитии национального творчества в округе.
Коллектив сохраняет старый и создает новый репертуар, повышая свой исполнительский уровень. Успеху каждого выступления способствует, в первую очередь, то, что его участники уделяют серьезное внимание репетициям, которые строятся на уважении к родной культуре, самодеятельному творчеству, на чувстве единения в общем деле.
В 1973 году ансамбль получил звание Лауреата на Зональном смотре, посвященном 50-летию образования СССР в г. Ленинград и на Всесоюзном смотре, посвященном 50-летию образования СССР в г. Москва.
С этого же года на протяжении шести лет танцевальной группой ансамбля руководил Виктор Павлович Ипатов, который ставил ненецкие танцы под сопровождение одного музыкального инструмента — бубна. Он внимательно изучал движения оленеводов в тундре и воплощал увиденное на сцене.
В 1975 году за развитие и пропаганду ненецкого национального творчества ансамблю присваивается почетное звание «Народный самодеятельный коллектив».
В декабре 1976 года ансамбль участвовал в первом Всероссийском и Всесоюзном фестивале народного творчества в г. Ленинград, где стал Лауреатом.
С 1977 года начинается новый этап в истории самодеятельного коллектива, связанный с приходом к руководству ансамблем художественного руководителя, хормейстера Майи Петровны и концертмейстера Вячеслава Владимировича Смирновых.
Это десятилетие ознаменовало пору активных поездок по округу, встреч с людьми, знающими национальные песни, сбора и обработки богатого фольклорного материала. Творческое содружество двух увлеченных, талантливых людей дало ансамблю новую жизнь и новое звучание народным ненецким песням. Вячеслав Владимирович Смирнов был не только виртуозом игры на баяне, но и грамотно обрабатывал музыкальный фольклор, писал песни для вокальной и музыку для танцевальной групп. Единомышленницей, соратницей в этом труде всегда была Майя Петровна.
В репертуаре появились новые песни и новые танцы; некоторые из них были созвучны веяниям времени, посвящены человеку — преобразователю суровой природы, не только умелому рыбаку и охотнику, а геологу, нефтянику, творящему новую действительность. Многие зрители помнят «Молодежный танец», «Северное сияние», «Девичий хоровод гостеприимства», «Ритмы тундры», «Восход солнца», «Узоры тундры», «Танец дружбы народов Севера», музыкально-хореографическую композицию «Подарок Ильичу», «Праздничную сюиту» и др. Песни: «Песня матери», «Краса тундры», «Песня о родном крае», «Тундра», «Ядей сё» и др.
В коллективе звучали произведения архангельских композиторов: фольклориста, музыковеда, члена Союза композиторов России Петра Федоровича Кольцова, Заслуженного работника культуры РФ Николая Карловича Коркуца; Григория Пайкина, автора музыки к балету «Солнце над ярангой»; заслуженного деятеля искусств РСФСР Сергея Алексеевича Чернобая, хорового дирижера, композитора и фольклориста. Появились песни, в которых стихи современных ненецких литераторов — Василия Николаевича Ледкова, Алексея Ильича Пичкова, Прокопия Андреевича Явтысого были положены на музыку Смирновых и ямальского композитора, заслуженного работника культуры РФ Семена Николаевича Няруя.
В 1982 году «Хаяр» становится участником показа самодеятельного искусства народностей Севера на ВДНХ СССР.
Второе десятилетие ознаменовано творческим расцветом. Продолжалась череда счастливых побед и удачных поездок коллектива. Самодеятельных артистов из ансамбля «Хаяр» хорошо знают и любят не только в родном городе, но и в отдаленных населенных пунктах округа.
И еще: в это десятилетие (в 1981 году) ансамбль обрел свое имя — «Хаяр».
В октябре 1984 года ансамбль «Хаяр» был приглашен участвовать в работе зональных творческих лабораторий по хореографии коллективов народностей Севера. Там собрались хореографы самодеятельных коллективов, представители научно-методических центров Хабаровского края и Крайнего Севера. Среди большого количества самодеятельных коллективов «Хаяр» не затерялся. В заключении участники семинара-лаборатории показали сводный концерт для студентов Хабаровска. Ненецкий ансамбль исполнил два танца «Ритмы тундры» и «Пунушки», которые получили высокую оценку зрителей, участников и руководителей семинара.
Весь июль 1985 года участники «Хаяра» вместе с руководителями Вячеславом и Майей Смирновыми провели в Москве, где они, в числе 90 профессиональных и самодеятельных коллективов, стали участниками культурной программы на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов. Коллектив выступал на сцене Центрального Дома Советской Армии (ЦДСА), на самых известных культурных площадках (Дворец культуры завода им. Лихачева, Всероссийский музей народного и декоративно-прикладного искусства, Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького, возле Северного речного вокзала, перед главным зданием МГУ, в гостиничном комплексе «Измайловский»).
В рамках этого фестиваля проходил Первый Всемирный фольклорный праздник «Лето в Коломенском». Ансамбль представил программу, в которую входили танцы «Ритмы тундры», «Танец с бубнами», «Молодость тундры», «Праздник День оленевода», «Ой-ой-ей» и песни «Хорошая мастерица», «Шутка», «Рассеянная женщина», «Песня о ненецкой женщине», «Три брата», «Увезу, украду», «Песня матери». Выступления «Хаяра», кроме огромного числа зрителей, увидели и участники почти сотни зарубежных фольклорных коллективов почти из 30 стран мира. Такое мероприятие оставило яркий след в памяти каждого участника. Ансамбль награжден вымпелом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов «За активное участие в XII фестивале», дипломом I степени Главного комитета ВДНХ СССР, дипломом «За активную работу в клубе делегации СССР», дипломом и настольной медалью Лауреата Советского подготовительного комитета.
С 1988 по 1998 годы балетмейстером ансамбля была Вероника Ивановна Талеева, уроженка национального поселка Нельмин-Нос, выпускница Архангельского культпросветучилища. Долгое время она была участницей коллектива — танцевальной и вокальной групп, а с 2010 года стала руководителем вокальной группы. Было время, когда казалось, что, прекратившую существование вокальную группу «Хаяра» возродить невозможно — этот период связан прежде всего с уходом из жизни Майи и Вячеслава Смирновых, поиском новых руководителей… На четвертом десятке лет своего существования «Хаяр» расширяет свою гастрольную «географию»:
— Международный фестиваль фольклора в г. Родез, Франция (1993);
— Международный фестиваль фольклора «Жемчужина Севера», г. Нарьян-Мар (1994);
— Международные фестивали фольклора в шести городах Испании (1995);
— торжественные мероприятия, посвященные 850-летию г. Москва (во время шествия по улицам столицы ансамбль попал в кадр и запечатлен в конце художественного фильма «Дети понедельника», режиссер Алла Сурикова, 1997);
— праздничные мероприятия, посвященные 50-летию г. Ухта (1998);
— праздник в поселке Умба Мурманской области (1999);
— праздник тюльпана в Республике Калмыкии (2000).
С 2003 года руководителем и балетмейстером народного ненецкого молодежного ансамбля песни и танца «Хаяр» стала Галина Владимировна Шелыгинская.
Шелыгинская Галина Владимировна, родилась в г. Печора Коми АССР. Окончила Архангельский педагогический институт, факультет иностранных языков и факультет общественных профессий (хореография).
Является создателем и руководителем Народного ансамбля танца «Юность Севера» с 1979 г. Награждена: нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (1988 г.); благодарственным письмом Федерального собрания РФ Государственной Думы «За плодотворный труд, большой личный вклад в развитии детского и юношеского творчества» (2008 г.). Заслуженный работник культуры РФ (2007г.)
С ее приходом состав коллектива полностью обновился. Воспитанники Галины Владимировны — старшеклассники городских школ, студенты ПУ — 24 и Ненецкого аграрно-экономического техникума. Все, в основном, ненецкой национальности. Через три месяца упорных репетиций новый состав «Хаяра» вышел на сцену. Первое выступление было успешным.
С 2004 года «Хаяр» вновь становится участником всех смотров, концертов, мероприятий городского и окружного масштабов. С каждым годом участники коллектива все смелее покоряют сцену, повышается их исполнительское мастерство. В марте 2006 года ансамбль выезжает в г. Москва на четвертый открытый общенациональный фестиваль — конкурс юных дарований «Таланты нового века — 2006», где более 60-ти городов из разных регионов России представили своих делегатов. Наш ансамбль стал Лауреатом этого фестиваля.
В апреле 2007 года «Хаяр» принял участие в «Днях ненецкой культуры» в г. Санкт-Петербург. Это мероприятие стало своеобразным мостиком, который сблизил людей и позволил им больше узнать друг о друге. Петербуржцы увидели традиционное жилище оленеводов, узнали об их обычаях и верованиях, а визитной карточкой мероприятия стало выступление ансамбля «Хаяр», который дал пять концертов на площадке Российского этнографического музея.
В 2010 году коллектив принял участие в Первом Всероссийском фестивале художественного творчества малочисленных финно-угорских и самодийских народов, который проходил в г. Санкт-Петербург.
В октябре 2011 г. «Хаяр» участвовал в «Марафоне регионов России в рамках Культурной Олимпиады» в г. Сочи. В этом Марафоне были задействованы сильнейшие творческие коллективы России. «Хаяр» достойно представил Ненецкий автономный округ, показав творческую программу, состоящую из пяти танцев: «Ритмы тундры», «Танец с хореем», «Танец с бубнами», «Сенгакоця», «Хым-ха». Выступление было очень тепло принято зрителями, а в газетах писали, что в Сочи сияло сразу три солнца: кроме небесного светила будущую столицу Олимпиады «освещали» профессиональный этнический театр «Солнце» из Ханты-Мансийского автономного округа и Народный ансамбль «Хаяр» из Ненецкого автономного округа.
Благодаря стараниям нынешнего руководства ансамбля бережно хранятся лучшие образцы танцевального искусства, созданные предшественниками, они составляют первооснову традиционного репертуара ансамбля. В репертуаре коллектива около 40 творческих номеров, отражающих самобытную культуру коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.
Богатство ненецкой культуры позволяет коллективу создавать интересные, самобытные постановки.





Источник: http://adm-nmar.ru/news/1193-bl-nnus-icln-bbigc-ns-s-bb-xbyac.html


Добавить отзыв


Защитный код
Обновить

Правила добавления отзывов:
Все новые отзывы проходят предварительную модерацию! Отзыв будет присутствовать на сайте только после того, как его примет модератор. Чтобы публиковать отзывы без премодерации, зарегистрируйтесь.
Запрещается:
- Реклама в отзывах в любых формах;
- Использование заведомо ложной информации (клевета);
- Оскорбительные высказывания, нецензурные слова;
- Оставлять отзывы, нарушающие действующее законодательство РФ;
- Писать отзыв ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ;
- Публичное обсуждение Администрации сайта и её действий;
- Оставлять отзывы от разных имен.
Администрация сайта не несет ответственность за отзывы (комментарии), оставленные посетителями сайта. Вся ответственность ложится на пользователя, оставившего данный отзыв.
Пользователь сайта, публикуя свой отзыв (комментарий) на сайте, автоматически принимает и соглашается с условиями пользовательского соглашения Инфо83.РУ.

Новости с последними комментариями