Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, к главным целям государственной политики в макрорегионе относится расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах. Значительный вклад в решение этой задачи вносит экономика Ненецкого автономного округа, в котором 98 процентов организаций занимаются добычей углеводородного сырья.

Освоение топливно-энергетических ресурсов в округе постоянно растет. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года добыча нефти и газа на территории региона к 2020 году достигнет уровня 32-35 млн. тонн в нефтяном эквиваленте. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, к главным целям государственной политики в макрорегионе относится расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах. Значительный вклад в решение этой задачи вносит экономика Ненецкого автономного округа, в котором 98 процентов организаций занимаются добычей углеводородного сырья. Освоение топливно-энергетических ресурсов в округе постоянно растет. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года добыча нефти и газа на территории региона к 2020 году достигнет уровня 32-35 млн. тонн в нефтяном эквиваленте.

В проекте Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года определен ряд крупных инвестиционных проектов на территории Ненецкого автономного округа, в числе которых:

освоение крупной Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей;

развитие Северного морского пути;

формирование шельфовой инфраструктуры на базе освоения Приразломного нефтяного месторождения;

развитие Варандейского отгрузочного терминала

развитие наземной трубопроводной системы.

Реализация этих многомиллиардных проектов сформирует несколько центров экономического роста, что позволит повысить роль Ненецкого автономного округа в решении стратегических задач Российской Федерации в Арктике. Особое значение будут иметь проекты по освоению таких шельфовых месторождений, как Приразломное, Долгинское, Варандей-море, Медын-море. Уже этим летом компанией ООО «Газпром нефть шельф» планируется поставить платформу и приступить к добыче нефти на Приразломном месторождении. Следует учитывать и планы Роснефти по разработке новых нефтяных месторождений на шельфе Карского моря.

Газоконденсатный комплекс в округе практически не развит, в разработке находится только одно небольшое газоконденсатное месторождение. Сейчас компанией «СН-Инвест» Группы АЛЛТЕК начинает формироваться транспортная схема, связанная с разработкой Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений – проект «Печора СПГ». В его рамках планируется строительство газопровода от месторождений до пос. Индига, где намечено строительство завода по сжижению природного газа и морского терминала для транспортировки сжиженного газа потребителям на специальных судах. В рамках проекта предполагается переработка 4,2 млрд. куб. м газа и производство 2,6 млн. т сжиженного газа в год уже на первой фазе. Реализация проекта увеличит доходы бюджетов всех уровней, а также позволит изменить структуру экономики Ненецкого автономного округа с сырьевой ориентации на перерабатывающую направленность. Кроме того, реализация такого проекта сможет обеспечить значительными объемами заказов отечественные судостроительные предприятия.

Следует отметить, что на сегодняшний день в Ненецком округе добывается только 2 процента от разведанных запасов газа. Расширение и эффективное использование ресурсной базы сдерживается в связи с неразвитостью транспортной инфраструктуры. В летний период до округа можно добраться только морским (речным) и авиационным транспортом, а зимой – по зимнику. Сложилась такая ситуация, что Ненецкий автономный округ, располагающий значительными ресурсами углеводородного сырья и активно пополняющий доходную часть федерального бюджета, является единственным субъектом, не имеющим постоянной транспортной наземной связи с соседними регионами и центральными районами России.

Администрация Ненецкого автономного округа, понимая актуальность транспортной проблемы, выделила задачу по развитию инфраструктуры в число своих приоритетов. В первую очередь требуется достроить дорогу круглогодичного действия Нарьян-Мар – Усинск, что позволит обеспечить автомобильное сообщение между регионом и остальной территорией Российской Федерации. Строительство этой дороги имеет огромное значение не только для решения многих социально-экономических проблем нашего округа, но и для всего европейского Севера России. В частности, за счет удешевления завозимых в округ материалов и продуктов питания, произойдет снижение затрат у предприятий, которые занимаются добычей углеводородного сырья, а также понизятся расходы всего бизнеса и населения.

Администрация Ненецкого автономного округа с привлечением научных учреждений проводит работу по подготовке экономического обоснования целого ряда инвестиционных проектов. В частности, Государственным научно-исследовательским учреждением «Совет по изучению производительных сил» проведена оценка экономической целесообразности и определены основные технико-экономические параметры приоритетных транспортных проектов, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие округа.

Исследования показали, что проект по созданию нового многопрофильного морского порта в бухте Индига в сочетании со строительством линии Сосногорск – Индига как части железнодорожной магистрали БаренцКомУр, станет базовым элементом устойчивого социально-экономического развития Ненецкого автономного округа. По своему значению и масштабности он выходит за рамки узкорегиональных проектов, поскольку сможет внести существенный вклад в формирование опорной транспортной сети Северо-Востока Европейской части России.

Следует учитывать, что грузооборот многопрофильного морского порта Индига может быть дополнительно увеличен в связи с перспективами развития судоходства по трассам Северного морского пути и вхождении п.Индига в число его опорных пунктов. Создание этого транспортного узла превращает сотни месторождений полезных ископаемых Ненецкого автономного округа, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры и тайги, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов, как отечественных, так и иностранных. Формирование в Арктике нового транспортного узла, развитие предприятий ТЭК и Севморпути – все это в совокупности существенно повысит роль Ненецкого автономного округа в экономике страны.

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема освоения минерально-сырьевой базы Тимано-Печорского региона и обеспечения сырьем и топливом промышленности Урала. Для этого требуется рационализировать транспортную схему их взаимодействия за счет создания новой широтной железнодорожной магистрали, которая свяжет Северо-Восток Европейской части страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и станет основой формирования будущего транспортного коридора.

Некоторые проекты новой широтной железнодорожной магистрали, например, строительство железной дороги Сосногорск – Индига, уже включены в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года. Потенциальная грузообразующая база района тяготения проектируемой железной дороги Сосногорск – Индига и порта Индига может составить от 15 млн. тонн в 2016г. до 120 млн. тонн в 2030 г. Прогнозируемые объемы перевозок грузов по железной дороге Сосногорск – Индига с учетом транзитных грузов из Казахстана, Китая, Азиатско-Тихоокеанского региона на 15 год эксплуатации могут составить от 30 до 60 млн. тонн.

Большое значение также имеет строительство железной дороги Воркута – Усть-Кара с её возможным продлением до Амдермы. Потенциальная портовая и перевалочная функция Амдермы создаёт условия для создания здесь современного перерабатывающего горнорудного комплекса. Здесь же можно разместить угольный морской терминал для приёмки угля с месторождений Ненецкого автономного округа и республики Коми.

К главным целям государственной политики в регионе отнесено содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути. В соответствие с этим Администрацией Ненецкого автономного округа подготовлены предложения по реализации проектов развития транспортной инфраструктуры, обладающих высоким потенциалом развития, среди которых реконструкция Нарьян-Марского морского торгового порта, строительство и комплексная реконструкция аэропортового комплекса г. Нарьян-Мар, а также реконструкция аэропортового комплекса п.Амдерма.

Многие предложения Ненецкого автономного округа по развитию транспортной инфраструктуры включены в проект подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012–2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения». Однако в настоящее время федеральными органами исполнительной власти проводится работа по отбору наиболее значимых проектов, которые останутся в конечной редакции этой программы. Должен отметить, что инфраструктурные проекты Ненецкого автономного округа тесно взаимоувязаны между собой и наибольший эффект будут иметь только в случае их реализации как единого комплекса.

Основное направление развития, обеспечивающее устойчивый социально-экономический рост Ненецкого автономного округа, связано с формированием и инновационным развитием топливно-энергетического комплекса, включающего добычу нефти и газа, производство сжиженного природного газа, продукции газохимии и нефтепереработки. При осуществлении этих проектов необходимо учитывать, что береговая зона Арктики принадлежит к числу территорий и акваторий, наиболее чувствительных к загрязнению окружающей среды. Слабый учет экологической составляющей в предыдущие годы, уже привел к появлению на территории округа ряда таких «горячих точек» в местах ведения интенсивной хозяйственной деятельности. Наиболее серьезная ситуация сложилась в поселке Амдерма.

Этот расположенный на берегу Карского моря в восточной части Югорского полуострова поселок имеет аэродром и морской порт. В нем развита инфраструктура, необходимая для жизнеобеспечения и осуществления хозяйственной деятельности, имеется структурное подразделение гидрометеорологической службы, в перспективе планируется размещение сил МЧС России. Находящаяся в 15 км от Амдермы бухта Морозова является естественным укрытием для судов, совершающих проход по Севморпути. Все это позволяет использовать поселок как опорную точку при освоении шельфовых месторождений, а также для обеспечения функционирования Северного морского пути. Однако в районе в результате деятельности в прошлые годы геологических организаций, дислокации воинских частей скопилось десятки тысяч тонн металлолома, негативно влияющего на окружающую среду. Проблема загрязнения окружающей среды в Арктике имеет общегосударственный характер и с учетом стратегического значения поселка Амдерма необходима срочная утилизация лома черных металлов для улучшения экологической безопасности и повышения качества жизни населения.

Другая проблема этого поселка связана с необходимостью завершить передачу взлетно-посадочной полосы аэропорта Амдерма от Минобороны России ФГУП «Аэропорт Амдерма» Минтранса России. Несмотря на то, что принципиально согласие от Минобороны России получено, оформление необходимых документов неоправданно затягивается, что может привести к банкротству ФГУП «Аэропорт Амдерма» уже в этом году. Представляется целесообразным создать на его базе федеральное казенное предприятие «Аэропорт Амдерма».

Хочется привлечь внимание уважаемых участников заседания еще к одному очень важному для нас вопросу, который напрямую связан с эффективностью реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике, в том числе и в Ненецком автономном округе. В целях интенсификации производства добычи и переработки природного газа на территории Арктической зоны Российской Федерации в октябре 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации за № 1713-р утвержден Комплексный план производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, предусматривающий ряд налоговых и таможенных льгот на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Прошу Совет Безопасности Российской Федерации поддержать предложение Администрации Ненецкого автономного округа о разработке Минэнерго РФ во взаимодействии с окружной администрацией и непосредственными участниками проекта «Комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на территории Ненецкого автономного округа».

Нам представляется, что основой разработки этого плана может стать «Комплексный план производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал», утвержденный Правительством Российской Федерации в октябре 2010 года (№ 1713-р), так как природные условия, социально-экономические и транспортные проблемы на Ямале и в Ненецком автономном округе практически одинаковы.

Важнейшим фактором развития опорных пунктов Северного морского пути, таких как Амдерма, Индига, Усть-Кара, станет их надежное, бесперебойное электро- и теплоснабжение. Сейчас, как и много лет назад, энергетика в этих населенных пунктах базируется на морально устаревших автономных дизельных электростанциях и полностью зависит от завоза в период навигации дизельного топлива, горюче-смазочных материалов, запчастей. В то же время невостребованным пока остается высокий круглогодичный природный потенциал, которым обладает прибрежная полоса Ненецкого автономного округа с точки зрения развития возобновляемой энергетики, в первую очередь на основе энергии ветра.

Хочу проинформировать, что Администрация Ненецкого автономного округа уже предприняла определенные шаги в этом направлении. Нами разработана и утверждена Долгосрочная целевая программа развития энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, которая предусматривает в том числе создание инновационных ветродизельных электростанций населенных пунктах округа, причем с прицелом на то, что инфраструктура здесь, а значит и энергопотребление с развитием Севморпути будет расти. На создание таких электростанций в ближайшие годы запланированы инвестиции в размере 820 миллионов рублей.

Отрадно, что нас в этих инновациях поддерживают и аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, и Министерство энергетики Российской Федерации. Министерство регионального развития Российской Федерации пообещало включить проект создания ветрогенерирующих объектов в Ненецком автономном округе в перечень инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках сотрудничества России и Евросоюза. В настоящее время осуществляются подготовительные работы, и этим летом начнутся инженерные изыскания для проектирования пилотной ветродизельной электростанции на побережье Карского моря.

Кроме того, одним из перспективных направлений диверсификации экономики Ненецкого автономного округа представляется развитие арктического туризма, в первую очередь этнографического, культурно-познавательного, экстремального, спортивного и экологического. В качестве приоритетных туристических маршрутов можно назвать Пустозерский историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник, каньон «Большие ворота», памятник природы «Пым-Ва-Шор», острова Вайгач и Колгуев, посещение заповедников, заказников, памятников природы, птичьих базаров и лежбищ морского зверя на полуострове Русский Заворот, островах Ловецкий, Долгий-1, Долгий-2, Зеленец, Матвеев.

Предложения Администрации Ненецкого автономного округа

в проект протокольного решения выездного заседания

Секретаря Совета безопасности Российской Федерации

 

Принять к сведению информацию Губернатора Ненецкого автономного округа по данному вопросу.

1. Минрегиону России при доработке подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012–2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» предусмотреть включение в ее состав проектов по комплексному развитию транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа.

2. Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть предложения Администрации Ненецкого автономного округа о разработке Комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на территории Ненецкого автономного округа по аналогии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1713 от 11 октября 2010 года Комплексным планом по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал.

3. Минобороны России завершить передачу взлетно-посадочной полосы ФГУП «Аэропорт Амдерма» Минтранса России. Минтрансу России рассмотреть возможность создания на базе ФГУП «Аэропорт Амдерма» федерального казенного предприятия (ФКП) «Аэропорт Амдерма».

4. Минтрансу России провести необходимые проектно-изыскательские работы и подготовить технико-экономическое обоснование строительства порта в поселке Индига и железной дороги Сосногорск-Индига.

5. Минприроды России рассмотреть вопрос о включении в перечень программных мероприятий подпрограммы «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» первоочередных работ по очистке загрязненных территорий в районе пос. Амдерма (Ненецкий автономный округ) и их финансировании в 2012–2013 годы.

 


Читать в оригинале


Новости с последними комментариями