Ненецкий автономный округ
07.09.2012 17:48
При передаче в 2008 году государственных полномочий, исполняемых ранее Ненецким автономным округом, в Архангельскую область были переданы окружные учреждения образования Ненецкая школа-интернат имени А.П.Пырерки, Нарьян-Марская коррекционная школа, а также Нарьян-Марская санаторная школа-интернат. Тогда они получили статус государственных бюджетных образовательных учреждений Архангельской области и стали финансироваться из областного бюджета, что сказалось не только на материальном положении преподавателей, но и на содержании самих зданий школ.
Недетские проблемы школ при понимании необходимости сохранить на территории региона образовательные учреждения, имеющие особый социальный статус, заставили окружные власти в
2011 году обратиться в правительство Архангельской области и договориться об исполнении полномочий области по отношению к Ненецкой школе-интернат и Нарьян-Марской коррекционной школе Ненецким автономным округом. Школы вернулись в округ. Их физическое состояние оставляло желать лучшего. Из окружного бюджета на ремонтные работы в школе-интернат и на переселение коррекционной школы из ветхого здания было потрачено немало средств. Как положено,
1 сентября в этих школах, имущество которых стало собственностью Заполярного района, прозвучал первый школьный звонок. Не прозвучал он только в Нарьян-Марской санаторной школе-интернат, оставшейся на попечении Архангельской области. Министерство образования и молодежной политики области не отремонтировало школу к началу нового учебного года. Тревожная ситуация не раз рассматривалась в Администрации Ненецкого автономного округа, не раз окружное управление образования трубило тревогу и ставило вопросы перед профильным министерством в Архангельске, не смотря на то, что данная школа является областным учреждением. Тревога была оправдана – в школе обучаются, проходя при этом оздоровительный курс, дети из населенных пунктов округа. В настоящее время школа к учебному процессу не готова. Следует отметить, что Нарьян-Марская санаторная школа была создана решением окрисполкома в мае
1944 года в трудное для советского народа военное время. Сюда поступали больные и ослабленные дети. Здесь их ставили на ноги. А на этой неделе в адрес губернатора Ненецкого автономного округа Игоря Федорова, председателя Собрания депутатов
НАО Сергея Коткина, главы Заполярного района Александра Безумова поступило обращение от коллектива ГБООУ АО «Нарьян-Марская санаторная школа-интернат», в котором коллектив просит власти округа принять меры по переводу школы из ведения Архангельской области в
Заполярный район Ненецкого автономного округа, объясняя свою позицию следующим образом: «В Нарьян-Марской санаторной школе-интернате проходят курс лечения тубинфицированные дети и дети с ослабленным здоровьем со всего Ненецкого автономного округа. Здесь они обучаются, лечатся, получают полноценное питание в течение года или нескольких лет. Поступают дети в санаторную школу по направлению окружного противотуберкулезного диспансера по контакту с туберкулезными больными или тубинфицированные. В данный момент эта процедура стала очень долгой. Документы на детей приходится оформлять через Министерство образования и науки Архангельской области. Все это создает ряд больших неудобств и проблем с зачислением детей в школу. Дети, поступающие на лечение и обучение в санаторную школу, в основном приезжают из сел и деревень Ненецкого автономного округа. И здесь снова возникает проблема: как привезти детей в школу и вывезти на каникулы. Раньше этим занимались окружные власти, теперь заполярный район. В бюджете Архангельской области денег на такую статью нет. В бюджет
2008–2010 годов Ненецкого автономного округа было включено строительство нового здания санаторной школы с двумя дошкольными группами, была подготовлена проектно-сметная документация для строительства. Но в связи с передачей полномочий в Архангельскую область вопрос о строительстве нового здания школы закрылся. В бюджете Архангельской области денег на данное строительство не предусмотрено».
«Возвращение» в округ школ, на имеющемся уже примере Ненецкой школы-интерната и Нарьян-Марской коррекционной школы, происходит достаточно сложно и, безусловно, сказывается на затратах окружного бюджета. Для принятия соответствующего решения с Архангельской областью Ненецкому автономному округу необходимо время. Это серьезное решение требует взвешенного подхода, поскольку при передаче части полномочий по образовательным учреждениям, область не передает в округ средства на содержание имущества, эти затраты необходимо изыскивать в окружном бюджете самостоятельно.
Тем не менее, губернатор Ненецкого автономного округа в телефонном разговоре обозначил перед губернатором Архангельской области существующую проблему и попросил личного вмешательства главы области в ее решение.
Наша справка:
Ненецкий автономный округ, являясь полноправным субъектом Российской Федерации, вместе с тем территориально входит в состав другого субъекта Российской Федерации – Архангельскую область. Как это произошло, и какие трудности испытывает регион в связи с этой особенностью?
Ненецкий округ был образован Постановлением Президиума ВЦИК СССР
15 июля 1929 года. Первоначально Ненецкий округ входил в состав Северного края. После принятия Конституции СССР в
1936 году и Конституции РСФСР в
1937 году единственной формой автономии стали национальные округа, статус которых определялся Постановлением Верховного Совета СССР. В том же
1937 году, когда Северный край был разделен на Архангельскую и Вологодскую область, Ненецкий национальный округ остался в составе Архангельской области. В соответствии с Конституцией СССР
1977 года Ненецкий национальный округ наряду с другими подобными национальными образованиями был переименован в Ненецкий автономный округ.
До
1990 года конституционное положение о вхождении автономного округа в состав края или области носило императивный характер. Законом РСФСР от
15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» в Конституцию РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми было установлено, что автономный округ находится в составе РСФСР, и может входить в край или область. Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. Это означало закрепление права округов на выход из состава края, области и на непосредственное вхождение в состав Российской Федерации. Указанным правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в
1992 году вышел из состава Магаданской области.
Далее Конституция Российской Федерации, принятая в
1993 году, закрепила фактическое вхождение автономного округа в состав края или области. Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации
1993 года Ненецкий автономный округ вошел в состав Архангельской области. Область, в состав которой входит автономный округ, представляет собой государственное территориальное образование, включающее наряду с административно-территориальными единицами (муниципальные образования) другое государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной, хотя и особой частью области.
Факт вхождения автономного округа в состав области допускает распространение на него полномочий областных органов государственной власти. Однако эти полномочия отличаются от тех полномочий, которые область осуществляют в отношении других своих частей, так как автономный округ, входящий в состав области, не является ее территориально-административной единицей, оставаясь равноправным субъектом Российской Федерации. В сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов распространение полномочий органов государственной власти области на автономный округ допускается в рамках, определенных федеральным законом либо по договору автономного округа с областью.
До
1 января 2008 года между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа ежегодно, начиная с
2005 года, заключался договор, в соответствии с которым Ненецким автономным округом осуществлялись все полномочия по предметам совместного ведения в полном объеме и самостоятельно, и налоговые доходы от федеральных налогов, собираемые на территории округа, поступали в окружной бюджет.
С
1 января 2008 года, ввиду отсутствия договора, указанные полномочия на территории округа осуществляются органами государственной власти Архангельской области и налоговые доходы, собираемые от федеральных налогов на территории округа, поступают в областной бюджет. В
2010 году в бюджет Архангельской области таких доходов поступило более
8 млрд. рублей, притом, что на исполнение полномочий областью было израсходовано
4,6 млрд. рублей. В настоящее время
33 полномочия на территории округа осуществляется органами власти Архангельской области, а
68 полномочий органами государственной власти Ненецкого автономного округа.
Мировой кризис затронул все сферы экономики и общественной жизни. Налоговых доходов в связи с потерей компаниями прибыли стало недостаточно для исполнения Архангельской областью полномочий на территории Ненецкого автономного округа.
В связи с этим, в рамках конструктивных взаимоотношений между органами государственной власти Ненецкого автономного округа и Архангельской области была организована такая форма взаимодействия, как заключение договора на право осуществления за счет средств окружного бюджета отдельных полномочий, обязанность исполнения которых на территории округа принадлежит Архангельской области. В настоящее время в соответствии с заключенным договором Ненецкий автономный округ вправе осуществлять на своей территории
9 из 33 полномочий. В
2011 году мы потратили на исполнение указанных полномочий из собственного бюджета
3 млрд. 330 млн. рублей. В текущем году на указанные цели мы запланировали в окружном бюджете
4 млрд. 200 млн. рублей. Наши планируемые доходы –
9 млрд. 300 млн. рублей.
В течение последних месяцев между Архангельской областью и Ненецким автономным округом заключено
5 договоров и соглашений, регулирующих вопросы разграничения и осуществления полномочий органов государственной власти на территории
Ненецкого округа.
Новости с последними комментариями