Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

5 августа, в тундре, примерно в получасе полета на вертолете от Нельмина Носа оленеводческие общины собрались отметить свой самый большой праздник — День оленя. Центром торжеств стало стойбище «Неруты», а общины, расположенные по соседству: «Табседа», «Сарник», «Выту» и «Ялумд», — направили делегации на торжественное мероприятие. 80-летний юбилей Дня оленя чувствовался во всем: на больших шестах реяли флаги России, Ненецкого автономного округа и Заполярного района, по периметру большой лужайки, где проходил праздничный концерт, разбили множество палаток для гостей.

Когда перестал моросить дождь, динамики начали разносить по тундре мелодии и ритмы современной российской эстрады. А в большом чуме с парадным юбилейным плакатом хозяйка Светлана встречала дорогих гостей чаем и всевозможной снедью, из которой выделялась жирная слабосоленая пелядка, выловленная неподалеку в озерке, и совершенно фантастическая морошка.

— Правда же, вкус у ягоды совсем другой, чем у той, что растет неподалеку от города — спрашивала-утверждала Светлана.— Но вот беда, мало ее удается собрать, очень трудно с оленями конкурировать.

В юбилейный год поздравить тружеников тундры прилетел представитель ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» Игорь Семенов. Сразу по прибытии он начал вручать руководителям общин подарки к празднику — современные аппараты по физио-терапии «Витафон». Одной из первой медицинский комплект получила председатель оленеводческой общины «Табседа» Галина Москвина. Спрашиваю Галину Яковлевну, с каким настроением она встречает юбилей?

— Настрой у нас хороший. Окружная администрация помогает, чувствуем это. В прошлом году нас приезжал поздравить губернатор Игорь Федоров и все, что тогда попросили, сразу получили: и балки, и снегоходы, и современные средства связи, вездеход Трэкол выделили один на восемь общин.

И хотя Галина Москвина призналась, что сегодня «заказала» бы другое (вместо балка — стройматериалы), да и с рациями оказалось все не так просто, чувствовалось, что оленеводы ценят внимание, уделяемое отрасли. Конечно, нехватка денежных средств ощущается остро. Но пока что местные оленеводческие общины, в том числе и «Табседа», только-только встают на ноги. В ведении Галины Яковлевны — 1300 оленей, и в ближайших планах — наращивать поголовье. Единодушно делаем вывод о том, что в тундру активнее должны приходить достижения современной цивилизации. Ведь что мешает в тех же балках предусматривать биотуалеты? Все-таки XXI век на дворе. Да и в чумах не помешали бы электроприборы понадежнее, способные выдерживать резкие перепады температур.

В наш разговор включается руководитель «Неруты» Алексей Ледков. Алексей Николаевич отмечает, что очень уж долго поступают на счета деньги от правительства Архангельской области — отчетность сдается в декаб-ре, а получить дотацию можно лишь к маю следующего года. С окружной администрацией все обстоит гораздо лучше: уже к Новому году оленеводы имеют все причитающееся. Хотя и не все общины, по мнению моего компетентного собеседника, можно считать действительными. Есть и такие, где руководители живут в Нарьян-Маре, получая материальные блага, в то время как оленеводы пасут, по сути, их частное стадо.

Довелось познакомиться с Михаилом Талеевым — оленевод показал рваную на спине куртку. Оказывается, недавно Михаил Иванович столкнулся в тундре с косолапым — бурые медведи по берегу Баренцева моря повадились забираться глубоко в тунд-ру. Такая вот, новая напасть объявилась.

Пока мы общаемся, начинается концерт ненецкого народного ансамбля «Маймбава» («Радость»). Звонкоголосые песни, поэтические номера, мужской танец с хореями и под занавес — постановка сказки о том, как олененок и мышонок неудачно пытались играть в прятки. Концерт окончательно настроил всех присутствующих на праздничный лад, тем более, что по его завершению в торжественной обстановке вручались грамоты и подарки, отмечая близкие по календарю юбилеи оленеводов.

А затем начались соревнования. Семь упряжек, ведомых оленьими «птицами-пятерками», помчались вокруг небольшого озерка. А потом — соревнования в беге. Под самый занавес с пятнадцатиметровой дистанции бросали тынзей (ненецкий аркан) на воткнутый в землю хорей. Его и докинуть-то до длинного, более чем трехметрового шеста — целая проблема. Но в День оленя получалось все.

Несмотря на то, что с погодой нам в тот день явно не повезло, на обратном пути в салоне вертолета царило веселье, песни, смех и улыбки: «Маймбава» «зажигала» до конца.

Газета «Няръяна вындер»  09.08.2012


Читать в оригинале http://78.37.97.100/?show=news&id=7380


Новости с последними комментариями