Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

В июле Государственная Дума РФ приняла закон о создании федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути», а на прошлой неделе этот закон также оперативно был принят Советом Федерации.

Северный морской путь — это  кратчайшее расстояние между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично – по Берингову морю Тихого океана. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет более 14 тысяч километров, а через Суэцкий канал — свыше 23 тысяч километров. СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Он традиционно служит для завоза в населенные пункты, расположенные в северных широтах, топлива, оборудования, продовольствия, а также для вывоза оттуда леса и полезных ископаемых. Современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.

Принятый закон вводит новое определение акватории Северного морского пути. Под ней понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, которое охватывает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону страны. С востока акватория ограничена линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада – меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар.

Этот же закон предусматривает создание федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути». Отныне это федеральное казенное учреждение будет принимать от судовладельцев заявления на право плавания в акватории СМП и выдавать им соответствующие разрешения. При этом оговаривается, что размер платы за ледокольную проводку судна в акватории СМП определяется в соответствии с законодательством о естественных монополиях. В документе заложена и формула подсчета стоимости ледокольной проводки судна. Цена вопроса будет зависеть от фактического объема оказанных услуг.

Закон предполагает обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб или обязательное наличие у них иного финансового обеспечения этой ответственности. При отсутствии такого страхования или финобеспечения судно не может зайти в порт на территории РФ или выйти из него, прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море России или отойти от него, а также получить разрешение на плавание в акватории СМП.

Ежегодные перевозки грузов на севере страны пока достигают 700 тысяч тонн. Но чтобы в будущем Арктика стала мощным транспортным коридором, потребуются сотни миллиардов рублей. Основная часть этих средств будет вложена российскими и иностранными партнерами. Здесь планируется создать 10 центров МЧС, развернуть спутниковую группировку, сформировать администрацию Севморпути со штаб-квартирой в Москве.

Вопросы, регламентирующие функционирование Северного морского пути и взаимосвязанные с этим вопросы развития инфраструктуры  арктических территорий России неоднократно обсуждались в Нарьян-Маре на выездных совещаниях федерального уровня. В рамках их проведения губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров особо отмечал заинтересованность региона в возобновлении в полном объеме деятельности Северного морского пути (СМП) и создании для этого соответствующей законотворческой базы, что позволило бы продвинуть на федеральном уровне инвестиционную привлекательность отдельных территорий Ненецкого автономного округа – поселков Индиги и Амдермы.

Из доклада губернатора Ненецкого  автономного округа Игоря Федорова на выездном заседании Морской коллегии при Правительстве РФ 6 июля 2011 года в городе Нарьян-Маре: « Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, к главным целям государственной политики в макрорегионе относится расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах. Значительный вклад в решение этой задачи вносит экономика Ненецкого автономного округа, в котором 98 процентов организаций занимаются добычей углеводородного сырья. В проекте Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года определен ряд крупных инвестиционных проектов на территории Ненецкого автономного округа , в числе которых:

освоение крупной Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей;

развитие Северного морского пути;

формирование шельфовой инфраструктуры на базе освоения Приразломного нефтяного месторождения;

развитие Варандейского отгрузочного терминала

развитие наземной трубопроводной системы.

Реализация этих многомиллиардных проектов сформирует несколько центров экономического роста, что позволит повысить роль Ненецкого автономного округа в решении стратегических задач Российской Федерации в Арктике.

Следует отметить, что на сегодняшний день в Ненецком округе добывается около 2 процентов от разведанных запасов. Газоконденсатный комплекс пока в округе практически не развит, в разработке находится только одно небольшое газоконденсатное месторождение. Сейчас компанией «СН-Инвест» Группы АЛЛТЕК начинает формироваться транспортная схема, связанная с разработкой Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений – проект «Печора СПГ». В его рамках планируется строительство газопровода от месторождений до пос. Индига, где намечено строительство завода по сжижению природного газа и морского терминала для транспортировки сжиженного газа потребителям на специальных судах. Обращаю внимание, что компания предполагает строительство морского отгрузочного терминала именно в поселке Индига, где, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, запланировано строительство железной дороги Сосногорск-Индига в сочетании с многопрофильным портом-хабом Индига.

Проект по созданию нового многопрофильного морского порта в бухте Индига в сочетании со строительством линии Сосногорск-Индига как части железнодорожной магистрали Баренцкомур, станет базовым элементом устойчивого социально-экономического развития Ненецкого автономного округа. По своему значению и масштабности он выходит за рамки узкорегиональных проектов, поскольку сможет внести существенный вклад в формирование опорной транспортной сети Северо-Востока Европейской части России.

Следует учитывать, что грузооборот многопрофильного морского порта Индига может быть дополнительно увеличен в связи с перспективами развития судоходства по трассам Северного морского пути и вхождении п. Индига в число его опорных пунктов. Создание этого транспортного узла превращает сотни месторождений полезных ископаемых Ненецкого автономного округа, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры и тайги, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов, как отечественных, так и иностранных. Строительство железной дороги Сосногорск-Индига, уже включено в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, однако в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.» они не вошли и не обеспечены финансированием. Необходимость строительства этой железной дороги в комплексе с созданием нового морского порта в бухте Индига не вызывает сомнений – потенциальная грузообразующая база его района тяготения может составить от 15 млн. тонн в 2016 г. до 120 млн. тонн в 2030 г.

Большое значение также имеет строительство железной дороги Воркута – Усть-Кара с ее возможным продлением до поселка Амдерма. Этот расположенный на берегу Карского моря в восточной части Югорского полуострова поселок имеет аэродром и морской порт. В нем развита инфраструктура, необходимая для жизнеобеспечения и осуществления хозяйственной деятельности, имеется структурное подразделение гидрометеорологической службы, в перспективе планируется размещение сил МЧС России. Находящаяся в 15 км от Амдермы бухта Морозова является естественным укрытием для судов, совершающих проход по Севморпути. Все это позволяет использовать уникальный транспортно-логистический потенциал поселка и превратить его в перспективе в опорную точку при освоении шельфовых месторождений, а также для обеспечения функционирования Северного морского пути».

 


Читать в оригинале http://78.37.97.100/?show=news&id=7248


Новости с последними комментариями