
10.06.2011 15:14
Освоение месторождений Баренцева, Печорского и Карского морей требует комплексного развития береговой инфраструктуры. В ближайшие годы территория Ненецкого автономного округа окажется в зоне масштабного освоения не только материковых, но и морских месторождений нефти и газа, в эпицентре повышенных экологических и экономических рисков, что требует формирования новой модели устойчивого инфраструктурного развития его территории.
Современный Ненецкий самостоятельный округ – центр Тимано-Баренцевоморской нефтегазовой суперпровинции, образованной двумя составляющими: материковой «Тимано-печорской» частью, где уже не первый год ведутся интенсивные работы по добыче нефти и газа, и перспективной, оффшорной «Баренцевоморской» частью, включающей в себя углеводородный потенциал континентального арктического шельфа Печорского и Баренцева морей.
В настоящее время в Печорском море активно подготавливаются для промышленной добычи нефти месторождения «Приразломное», «Долгинское», «Медынское-море», «Варандей-море» и другие. В районе поселка Варандей действует морской нефтеналивной терминал, через который постоянно осуществляется морская транспортировка тимано-печорской нефти. Планируется, что уже летом
Проблемы и вопросы
Изменения климата в Арктике происходят в два раза быстрее, чем в более южных регионах. В результате непредсказуемая Арктика становится еще более непредсказуемой, и любая техногенная авария здесь может запустить маховик небывалой экологической катастрофы. Нетрудно догадаться, что основная тяжесть экологических последствий ляжет на плечи жителей ближайшего региона – Ненецкого автономного округа. При этом уровень инфраструктурного развития береговых территорий региона, от которого напрямую зависит обеспечение безопасности при морской добыче, хранении и транспортировке нефти и газа, пока находится в зачаточном состоянии. Очевидное несоответствие существующих планов и рисков, возникающих при освоении углеводородных месторождений арктического шельфа, требует от федеральных и окружных властей срочных комплексных мер по созданию береговой инфраструктуры НАО.
Выступая на прошедшей в Москве международной конференции «Шельф России-2011», губернатор Ненецкого АО Игорь Федоров отдельно подчеркнул, что сегодня ближайшие аварийно-спасательные службы, способные проводить работы по ликвидации разливов нефти в море, находятся слишком далеко, почти в
Инфраструктура безопасности
«Ненецкий самостоятельный округ крайне заинтересован в создании базы аварийно спасательного подразделения близко месторождения “Приразломное”, например, на острове Колгуев или в поселке Амдерма, – отметил губернатор. – Но без содействия Правительства РФ этот вопрос не решить, так как, в соответствии с действующим федеральным законодательством, вопросы предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, а также защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия регулируются федеральными органами государственной власти».
Месторождение «Приразломное» расположено в отдельно охраняемой прибрежной зоне в Печорском море, в экстремальных климатических условиях. Глубины в этом районе составляют не более
Роль порта Амдерма
Взрыв на принадлежавшей British Petroleum скважине Deep Horizon в Мексиканском заливе обнажил реальную опасность оффшорной добычи нефти. Причем береговая инфраструктура и условия для предотвращения аварии в Мексиканском заливе не идут в сравнение с теми крайне сложными условиями, с которыми столкнется в российской Арктике хитрый альянс Bristish Petroleum (BP) & «Роснефть, созданный в январе
«С точки зрения географического расположения, поселок Амдерма наиболее удобен для освоения углеводородных месторождений, которые заявлены в соглашении “Роснефти” и Bristish Petroleum (BP). В реализации проектов вероятно полномасштабное участие Ненецкого АО, с использованием полярного поселка Амдерма в качестве развивающегося северного морского порта и базы авиационного обслуживания. В рамках Стратегии развития НАО, которая интегрирована в Стратегию развития транспорта и железных дорог РФ, есть прокладка железной дороги от Воркуты до Усть-Кара, далее до Амдемры, где имеется красивый аэропорт, способный уже сегодня принимать любые воздушные суда. В Амдерме до сих пор сохранена инфраструктура для жизнеобеспечения населения», – заявил губернатор Ненецкого АО Игорь Федоров,
Оправданы ли риски?
В наши дни, взамен ушедшей в прошлое гонке вооружений, в Арктике начинается международная гонка технологий, связанных с оффшорной добычей углеводородов. Россия уже продемонстрировала свое намерение вовлекать в разработку арктического шельфа мировых лидеров в области морской добычи нефти и газа. Одним из главных пунктов стратегического альянса между британской нефтяной компанией Bristish Petroleum (BP) и российской НК «Роснефть», стало намерение «создать в России центр арктических технологий». Планируется, что центр объединит потенциал международных университетов, конструкторских бюро и инжиниринговых компаний в области разработки и внедрения самых современных технологий и инженерных решений по безопасному освоению углеводородных ресурсов Арктики. Таким образом, Россия, не имеющая реального практического опыта в области оффшорной добычи углеводородов, готова рисковать в самых тяжелых и опасных условиях добычи – там, где пока не рискуют начинать работы другие, технологически более продвинутые страны. Насколько оправданы эти риски?
Системный подход
В последнее время, в связи с глобальным таянием льдов в Арктике, многим стало казаться, что условия мореплавания в Арктике значительно упростились. Но так ли это на самом деле? Арктика по-прежнему опасна: изменения климата приводят к небывалым по силе штормам, появлению большего количества айсбергов и другим непредсказуемым последствиям. Сегодня точно известно только одно: в мире нет технологий, гарантирующих безаварийную добычу углеводородов на шельфе, и до сих пор никто не знает, что надо делать при ликвидации аварий, связанных с разливами нефти в условиях арктического льда. Кроме того, в Российском законодательстве отсутствует механизм предоставления компенсаций прибрежным арктическим регионам в случае техногенной катастрофы, подобной той, что случилась в Мексиканском заливе. Для Ненецкого автономного округа это означает, что в случае беды он может оказаться один на один с экологическими и экономическими последствиями разработки шельфа.
«Необходима государственная Концепция освоения арктического шельфа, где будут отражены вопросы недропользования, налогообложения, привлечения инвестиций, экологической безопасности, – считает губернатор Ненецкого АО Игорь Федоров. – Пока мы не готовы к освоению арктического шельфа. Я говорю о системном комплексном подходе к освоению минерально-сырьевой базы Арктики. А система предусматривает очень четкие гарантии».
Иван Мосеев
Журнал «SOZVEZDYE review» (издание для поставщиков нефтегазовой промышленности), № 11.
Читать в оригинале
Новости с последними комментариями