Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

Для того, чтобы Ненецкий автономный округ стал полноценной частью страны, первый шаг сделан — проложена линия оптоволоконной связи. Планируется протянуть ее и дальше — к населенным пунктам вдоль реки Печоры. Читателей все больше волнует вопрос, когда же сдвинется с места затянувшееся решение проблемы автомобильного сообщения округа с Большой землей. Чтобы получить ответ от первого лица, мы обратились за разъяснениями к заместителю главы администрации НАО — начальнику управления строительства и ЖКХ НАО Юрию Тельтевскому.

Юрий Тельтевский

—  Юрий Егентьевич, проблема строительства дорог в Ненецком автономном округе длится десятилетиями. Уже и президент страны на нее внимание обратил. Что сделано для того, чтобы выполнить распоряжение руководителя страны?

— Действительно, в рамках прошедшего в Нарьян-Маре 4 октября 2011 года Президиума Государственного совета РФ состоялась рабочая встреча президента Российской Федерации и губернатора НАО, на которой была отмечена необходимость организации круглогодичного наземного сообщения округа с автодорожной сетью России. Также губернатором НАО направлено письмо в адрес президента Российской Федерации о готовности организовать строительство на условиях софинансирования из регионального бюджета с предложением предусмотреть в федеральном бюджете необходимые средства. Президент поручил Минфину и Минтрансу представить предложения на основе софинансирования и отдельно отметил что постоянное наземное сообщение необходимо. Дополнительно губернатором Игорем Федоровым 25 октября было направлено обращение о необходимости строительства дороги на имя председателя Правительства РФ Владимира Путина.

Завершение строительства участка автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск является одной из приоритетных задач деятельности руководства Ненецкого автономного округа. Необходимо построить 83 км трассы. Кроме того, в целях обеспечения круглогодичной связи Ненецкого автономного округа с транспортной системой Российской Федерации, необходимо достроить 34 км автомобильной дороги Усинск — Печора — Сыктывкар по территории Республики Коми.

— Насколько я знаю, наши южные соседи свою часть проекта выполняют успешно. А что нам мешает?

— Сегодня в решении вопроса о строительстве дороги мы движемся поступательно вперед, находя согласованные со всеми сторонами решения. Надеемся, что при участии Минтранса России, вопросы инвестирования в данный инфраструктурный проект будут разрешены, и средства на строительство дороги появятся в федеральном бюджете, а округ обеспечит необходимое софинансирование.

Результаты такого сотрудничества уже есть — например, субсидирование региональных перевозок воздушным транспортом из федерального и окружного бюджетов. Средства будут направлены на предоставление субсидий авиаперевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по специальному тарифу по маршрутам Нарьян-Мар — Санкт-Петербург, Нарьян-Мар — Усинск, Нарьян-Мар — Сыктывкар.

По информации Министерства транспорта России вопрос оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета по строительству автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск будет внесен на рассмотрение Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на плановый период при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период на 2014 и 2015 годы.

Сейчас идут переговоры с правительством Архангельской области о передаче полномочий по строительству дороги Нарьян-Мар — Усинск. Без этого договора мы не имеем права вкладывать средства окружного бюджета в этот проект. Договор, действующий до 2018 года подготовлен, в него внесены полномочия и по второй трассе — до Тельвиски и дальше. Только после подписания договора мы сможем взять решение этой проблемы на себя.

— Вы упомянули вторую трассу. Раньше о ней не говорилось. Расскажите об этом проекте подробней.

— Дело в том, что сегодня речь идет уже не только о дороге Нарьян-Мар — Усинск. В наших планах построить три автотранспортных коридора. Первый транспортный коридор — это дорога на Усинск. Второй — дорога Нарьян-Мар — Тельвиска и дальше вверх по Печоре через населенные пункты Оксино, Пылемец, Лабажское, Великовисочное, Щелино, Тошвиска, Коткино с выходом к границе с Респуб-ликой Коми. Третий транспортный коридор — автодорога Нарьян-Мар — Мезень.

Идея с дорогой к границе с Коми Республикой появилась одновременно с решением еще одной важной проблемы — газификации населенных пунктов округа. Компания «Газпром промгаз» разрабатывает генеральную схему газификации округа. Приоритетным направлением в ней является строительство газопровода вверх по Печоре — от Тельвиски к указанным населенным пунктам.

Первоначально планировалось довести нитку газопровода только до Великовисочного, однако окружной администрации удалось убедить наших партнеров продолжить ее до Щелино, Тошвиски и Коткино. От Оксино еще одна ветка пойдет через Печору на Хонгурей и Каменку. По этой схеме предусмотрено строительство центров электрогенерации в Оксино и Виске.

Тем самым мы даем новый толчок возрождению сел округа. Есть газ — есть надежное электроснабжение, новые рабочие места, экономия средств. Не нужно будет тратить огромные суммы на ежегодный «северный завоз».

По этой же схеме планируется и строительство автомобильной дороги. Дело это не быстрое. Сейчас идет процесс проработки вариантов — предстоит выбрать самый быстрый и эффективный по вложению средств. Самое важное — что процесс уже пошел. Начата разработка концепции второго транспортного коридора.

Разработка третьего транспортного коридора в сторону Мезени звучит, наверно, как что-то из области фантастики. Однако, так же фантастически выглядела идея о строительстве оптоволоконной линии. Мы пришли к проекту строительства этой дороги одновременно с коллегами из правительства Архангельской области.

Недавно в Министерстве регионального развития собиралась рабочая группа по разработке подпрограммы социально-экономического развития Арк-тической зоны РФ в рамках государственной программы региональной политики и федеративных отношений. В мероприятии участвовал и заместитель губернатора Ненецкого автономного округа по вопросам инфраструктурного развития Ян Берлин. На этом заседании представители Архангельской области предложили включить в данную подпрограмму строительство автодороги Мезень — Нарьян-Мар. Разумеется, администрация округа это предложение поддержала. Тем более, что уже шли переговоры с Архангельской областью о совместном строительстве трассы Мезень — Несь. Наши соседи, как видим, решили пойти еще дальше.

По этому проекту дорога пройдет через Несь, Нижнюю Пешу, Ому, Вижас, Несь. Причем, от Нижней Пеши есть уже дорога на Верхнюю Пешу и Волоковую. С реализацией этого проекта все западные села округа свяжутся нормальной транспортной инфраструктурой.

Конечно, решение этой большой задачи — вопрос не завтрашнего дня. Но уже сейчас начата подготовительная работа для того, чтобы данное решение вошло в государственную программу.

— Юрий Егентьевич, спасибо за интересную информацию. Быть может рано спрашивать, но все же поинтересуюсь: как продвигаются дела с проектом строительства железной дороги Сосногорск — Индига?

— Работа продолжается. Совместно с Агентством морского и речного флота, Росжелдором, Министерством транспорта идет работа по включению строительства железнодорожной магистрали Сосногорск — Индига в федеральную целевую программу развития железнодорожного транспорта в России, по проведению проектно-изыскательских работ и составлению технико-экономического обоснования в 2015 году.

 «Няръяна вындер», 01.03.2012


Читать в оригинале http://adm-nao.ru?show=news&id=5708


Новости с последними комментариями