Культурная жизнь НАО
На территории Ненецкого автономного округа, в низовьях реки Печоры, в 26 километрах от Нарьян-Мара находится одно из памятных мест Русского Севера – место, где находилась древняя столица всего Печорского края – ПУСТОЗЕРСК.
Древний Печорский край и Зауралье с их огромными природными богатствами издревле привлекали внимание русских людей. Вслед за отважными первопроходцами-промышленниками, проторявшими по воде и суше путь на восток «встречь солнцу», двинулись новгородские дружины для сбора дани с обитавших по обе стороны северного Урала племен. И хотя они уже с 11 века считались данниками Великого Новгорода, влияние на них было очень шатким. Позже, в созданном Московском государстве, интерес установления власти на данных территориях не ослабел. Это дало бы возможность не только регулярно взимать дань в казну и наладить промышленное освоение богатых пушниной северных земель, но и установить отношения с немирными кочевыми племенами для обеспечения безопасного продвижения за Урал торговых людей.
Жизнь потребовала создать на северо-востоке России опорный пункт, а в нем администрацию, чтобы через нее управлять новыми землями. Таким опорным пунктом и стал Пустозерск.
Он был «зарублен» по приказу царя Ивана III осенью 1499 года во время похода более чем четырехтысячного войска за Урал, в Югру воеводами Семеном Федоровичем Курбским, Петром Федоровичем Ушатым, Василием Ивановичем Гавриловым (Бражником-Заболотским). Городок основали не на самой Печоре, а на некотором удалении от нее, на полуостровах у Пустоозера. Это озеро было известно и ранее и называлось «кормчим» из-за обилия всяческой рыбы, но места вокруг были голыми, безлесными. Потому и город получил название Пустозерска (позднее, в просторечии Пустозерск стали называть Городок. Озеро стало именоваться Городецким, а рукав, соединяющий реку Печору с озером — Городецким шаром).
В силу своего особого географического положения, Пустозерску было суждено сыграть выдающуюся роль в освоении «новых землиц». В XVI- XVII веках он являлся важнейшим форпостом на северо-востоке страны, опорным пунктом на Мангазейском морском пути, Чрезкаменном пути за Урал, важной базой поездок на новую Землю (Матку), Шпицберген (Грумант), к устьям неисследованных сибирских рек.
Фото — http://www.komiinform.ru/news/73683/
С момента появления «город и крепость» Пустозерск – так он именуется в книге австрийского посла XVI века в Москве Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии», превратился в центр всей низовой и средней Печоры от Тиманской тундры до северного Урала, от побережья Баренцева моря и Вайгача до рек Выми и Усы. Это был самый крупный населенный пункт на Крайнем севере, административный, торгово-промысловый, культурный и религиозный центр Печорского края, военно-опорный пункт.
Привлекая иноземцев разнообразием ценных пород рыб, морским зверем и пушниной, Пустозерск был зоной развития торгово-меновых контактов русских, коми, ненцев, норвежцев, финнов, саамов.
Через Пустозерск проходил «Чрезкаменный путь» (прим. Камень – Урал) охраняемый пустозерским гарнизоном в XVI–XVII веках, являвшийся основной дорогой для продвижения торговых людей за Урал, а также для провоза государевой казны. Пустозерск являлся главным транзитным пунктом на пути к богатствам Сибири.
Наряду с этим и при активных географических исследованиях Пустозерск уже с XVI века появляется на различных картах, в том числе европейских. Среди них самые известные карта Антония Дженкинсона (1562 г.), карта Г.Меркатора (1594 г.), карта (1597 г.), хранящаяся в библиотеке Амстердамского университета, карта Гесселя Герритса (1613 г.), план Пустозерска XVII века из книги Никола Витсена «Северная и Восточная Тартария» (Амстердам, 1705 г).
Первое население Пустозерска составляли в основном служилые и ратные люди, набранные в разных районах Поморья, позднее хлынул сюда поток смелых и отважных людей с Двины и Пинеги, Мезени и Устюга, с Выми и Вычегды и из более отдаленных уездов. В 1563 – 64 гг. в Пустозерске 97 дворов, в 1574–75 144 двора. К началу XVII века здесь проживало не менее 700 человек. К Пустозерску была приписана «окологородная самоядь» в количестве 49 человек в 19 чумах, «которая и по тундре зверя бьет да у пустозерцев оленей пасет, тем себя и кормит».
Во второй половине XVI века в Пустозерске открылась воеводская канцелярия с царским целовальником – для сбора податей, даньщиками – для сбора ясака с пустозерской и югорской самояди, с таможенниками – для взимания пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых с Печоры товаров.
Однако в северных землях было неспокойно. «Самоядские люди» нападали на обозы с «государевой ясачной казной», грабили и убивали. Пустозерские воеводы и сборщики дани часто допускали произвол. Этим же не редко занимались и солдаты Пустозерского гарнизона. Воспринимающие враждебно появление Пустозерска и доведенные до отчаяния притеснениями самоеды неоднократно совершали разоряющие набеги на острог. Первое известное нападение на Пустозерск было в 1644 году. В ответ властями принимались самые жестокие меры. Царь Михаил Федорович приказал вешать воров-самоедов по пяти и шести по дорогам, чтобы другим неповадно было. Несмотря на жестокие расправы, как «ясачная», так и воинственная «карачейская» самоядь продолжали нападать на Пустозерский острог, «государеву казну» и разные поселения Пустозерского уезда. Набеги не прекратились и в XVIII веке. О тех набегах и разорениях напоминает название мыса, что раскинулся напротив Городка, на противоположном берегу озера. Когда-то он назывался Лиственничный – из-за лиственниц, на которых вешали захваченных в плен при набеге на острог самоедов. До наших дней дошло название – Виселичный, как память о происходивших на нем событиях.
С Пустозерском связаны первые попытки развития нефтяного дела России. На земле Пустозерского уезда еще в XV веке открыты и позднее разработаны рудные месторождения. В самом Пустозерске имелась специальная «изба для рудознатцев», экспедиции которых отправлялись на реки Цильму и Сулу, а также на арктические острова. Рукописные источники XV века свидетельствуют, что еще в те времена местные жители добывали здесь нефть и использовали её для смазки тележных осей и как лекарство. В начале XVIII века о наличии нефтяного ключа на р. Ухта было сообщено властям и после специального указа Петра I началась организованная добыча нефти. Путь первых нефтяников к месторождению проходил через Пустозерск.
В 1644 году в Пустозерске была поставлена тюрьма для воров и опальных людей – самая страшная и дальняя на севере государства. Здесь около 15 лет томился в заключении идеолог старообрядчества и выдающийся русский писатель XVII века протопоп Аввакум. Несколько лет находился знаменитый дипломат и культурный деятель XVII века боярин Артамон Матвеев. Среди узников были князья Семен Щербатый, Иван Долгорукий, участники восстаний К.Булавина, С.Разина, Соловецкого «сидения» и др.
В XVII веке в Пустозерске имелась таможня, «изба для иностранцев», воеводская управа, размещался гарнизон стрельцов, был «дом для приезжих рудознатцев», дом торгового человека Бородина, церкви, подворье Пинежского Красногорского монастыря, дома горожан, склады, тюрьма, кабак.
Пустозерск был большим религиозным и культурным центром. Еще в 1545 году, согласно грамоте Ивана Грозного пожалованной Канинским и Тиманским самоедам, в Пустозерске имелось три церкви – Никольская, Преображенская, Введенская. В XVII веке их было уже четыре, в первой половине XIX века – пять. В Пустозерске находился один из государственных архивов, а также архивы 4 благочиния Мезенского уезда и 3 благочиния печорского уезда. При церквях имелись библиотеки с духовной литературой. В XIX–XX в. в Пустозерск доставлялись журналы «Православный вестник, «Архангельские епархиальные ведомости», газета «Приходской листок». С торговыми людьми, ссыльными, со стрельцами попадали сюда книги. Ходили по рукам рукописные сборники. Именно в Пустозерске была создана жемчужина древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума им самим написанное».
Основу хозяйства населения составляли промыслы.
В Пустозерье на промысел приходили и из других районов Севера: «Да в Пустозерский же уезд на морские острова приходят двиняне, устяжане и пинежане да на море промышляют, бъют зверь моржа, а царю к великому князю в казну дают с того своего промыслу десятую кость, зуб лутчей…»(книга «платежница» XVI века). Сами пустозерцы еще и по реке Печоре имели 21 промысловую «жиру». «Жира» — поселение, куда выезжали для рыбных и иных промыслов. Многие «жиры» впоследствии стали самостоятельными населенными пунктами – Устье, Тельвиска, Оксино, Бедовое, Голубковка, Макарово, Норыга, Андег, Никитцы, Куя, Великая Виска, Лабожское, Пылемец, Екуша, Сопка, Тошвиска.
Оленеводы европейских и зауральских тундр, промышленники и торговые люди с различных уездов приезжали в Пустозерск на зимние ярмарки. Летом в Пустоозеро заходили поморские и иностранные корабли, а пустозерцы на своих кочах и ладьях отправлялись на промысел к берегам Новой Земли, Шпицбергена, Вайгача, Колгуева, в сибирские реки.
Здесь зимовали, застигнутые льдами в Югорском шару или Карском море судна поморов, пробивавшихся на Обь. Из Пустозерска отправлялись в плавание отряды Великой северной экспедиции во главе с Муравьевым, М.Павловым, С. Малыгиным. Здесь несколько лет жил и работал известный гидрограф П.К. Пахтусов.Пустозерцы принимали активное участие в экспедициях Д.Л. Овцына, П.К. Пахтусова, А.К. Цывольки, Ф.П. Литке, П.И. Крузенштерна, А.И. Вилькицкого, А.В. Журавского, В.А. Русанова, Г.Я. Наливайко и других.
В Городке бывали писатель С. Максимов, фольклорист Н.Е. Ончуков, ботаник А. Шренк, этнограф В. Иславин, выдающийся финский исследователь ненецкого языка Матиас Кастрен, художник А.А. Борисов и многие другие деятели науки и культуры.
Иноземные купцы проявляли упорный интерес к Северной магистрали. Тобольские воеводы жаловались, что терпят огромные убытки от иностранного проникновения. После этого царь Михаил Федорович в 1620 году издает указ о закрытии «Мангазейского морского хода» в Сибирь, на Обь и Енисей «морем-окияном, мимо Пустозерский острог». Для досмотра и контроля на Вайгаче была поставлена стража из полуста пустозерских стрельцов.
События на юге страны, связанные с покорением Казанского ханства дали возможность установления новых больших и удобных торговых дорог в Сибирь. Поэтому в 1704 году закрывается северный Чрезкаменный путь за Урал. Кроме того, в XVIII веке Городецкий шар начинает постепенно затягивать песком, и кораблям становится всё труднее по нему проходить, даже по большой воде. Оставшись в стороне от ведущих торговых дорог, Пустозерск начинает переживать не лучшие времена. В 1762 году разбирается пустозерская крепость. В 1780 году учреждается город Мезень и туда из Пустозерска переводится воеводская управа и воинский гарнизон. После этого городок окончательно хиреет. Начало XX века встречает как маленькая северная деревушка. Тем не менее, он продолжает называться городом и сохраняет функции волостного центра (с 1924 года – центр сельсовета). По данным на 1 января 1928 года в Пустозерске числится 24 жилых дома и 183 жителя. В этом же 1928 году центр сельсовета переводится в Оксино, и к 1950 году в Пустозерске остаётся всего 12 дворов, а в конце 50-х город совершенно пустеет. В 1964 году из Пустозерска в соседнюю деревню Устье перевезён последний дом.
В прошлом веке Пустозерск стал объектом разностороннего изучения специалистами.
Город просуществовал до середины ХХ века. Сейчас о его былой славе напоминают лишь памятники, да могильные кресты старых пустозерских кладбищ. Но интерес к истории Пустозерска не ослабевает. О чем свидетельствуют проводимые в Нарьян-Маре Аввакумовские Чтения, постоянное желание жителей и гостей Ненецкого округа побывать на этом уникальном месте. В 1991 году территория бывшего Пустозерска объявлена музейной зоной.
В 1964 году по инициативе доктора филологических наук Пушкинского дома В.И. Малышева был установлен памятник исчезнувшему городу (сделанный из каменных плит – бывшего основания последней Пустозерской церкви).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 Пустозерское городище 1499 года основания включен в список памятников истории и культуры, находящимся на государственной охране.
5 ноября 1991 года Решением Ненецкого окрисполкома № 279 на мемориальной территории в д. Устье и территории историко-природного памятника «Городище Пустозерск» был открыт Пустозерский комплексный историко-природный музей (сейчас ОГУ «Музей истории и культуры Пустозерска»)
В начале 1990-х появились кресты на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума. В 1996 – памятный крест в честь экспедиции «Ушкуйники». В 1999 году установлен ненецкий мемориал «Хебидя Тен».
С конца 1980-х годов проводятся археологические экспедиции, открывающие взору напластования 500-летней истории Пустозерска.
Но самыми редкостными объектами, сохранившимися со времен существования Пустозерска являются могильные памятники и надгробия. Сохранилось два кладбища, одно из них (так называемое кладбище на Малом бору) русско-ненецкое. По данным археологических экспедиций на этом кладбище порядка 100 захоронений. Отдельные из могильных знаков безвозвратно утеряны, но некоторая часть сохранилась. Здесь присутствуют как русские кресты, так и ненецкие надгробия. Кроме того, на этом кладбище находится уникальный памятник, установленный на могиле волостного писаря. Это крайне нехарактерное для захоронений пустозерья – четырехгранное, трехярустное, декорированное сооружение выполнено из известнякового камня и железной ленты и привезено из Соломбалы (Архангельская область) в начале ХХ века.
Здесь же установлен деревянный восьмиконечный крест самоедскому старшине. Крест покрыт тесовой кровлей на два ската, украшенной охлупнем с резным гребнем и подзорами. Лицевая плоскость креста декорирована резьбой в виде литер. Кроме того, имеется еще целый ряд не менее привлекательных и интересных объектов.
Кладбище находится на небольшом (в 2 км) удалении от центра Пустозерска в лесопарковой зоне и благодаря этому сохранилось от посягательств «черных археологов» и просто любопытных. Однако, постоянное воздействие неблагоприятных климатических условий, возраст памятных объектов (некоторым более 100 лет) являются причиной их разрушений или частичных утрат, порой очень значительных.
В более худшем состоянии находится кладбище в районе последней Пустозерской (Преображенской) церкви. Место открытое, наиболее доступное для посещений. Уже потеряна большая часть надгробий. Оставшиеся кресты требуют капитальных реконструкций. Здесь же находятся ряд памятных объектов, установленных в честь исторических событий Пустозерска. Некоторые из них также требуют обновления.
Все имеющиеся памятные знаки, могильные кресты и надгробия являются основной составляющей всего историко-культурного комплекса под открытым небом. На территории Пустозерска не осталось ни одного строения, кроме этих объектов. Поэтому, сохраняя их, сохраняется связь веков, ведь за каждым могильным крестом скрыта целая жизнь, за каждым памятником – событие и раскрывая судьбу каждого из них раскрывается история и самого города – первой Нижнепечорской столицы.
Памятник «Городище Пустозерск – это единственный подобный на территории Ненецкого автономного округа охранный объект государственного значения и несомненно требует к себе повышенного внимания. Для жителей округа Пустозерск стал особым местом, ведь именно он стал родоначальником всех, появившихся впоследствии, населенных пунктов, колыбелью многих северных фамилий. Повышенный в последние годы интерес к истории Пустозерска сказывается на возросшем потоке желающих (как местных, так и иногородних) побывать на территории первой столицы Нижнепечорья, а кресты на месте гибели протопопа Аввакума стали местом паломничества сюда староверов. Обустройство территории памятника, наличие привлекательных объектов в его зоне будут активно способствовать развитию такой области культурного обслуживания как туризм, очень слабо развитой в НАО на сегодняшний день.