76 лет назад подводная лодка Щ-423 первой в мире пробилась сквозь льды Северного Ледовитого океана, проложив путь вдоль побережья России от Мурманска до Владивостока.
Историю воплощения исторической миссии описал историк Алексей Волынец, мы приводим наиболее интересные выдержки из его рассказа. О том, что вдоль северного побережья Евразии можно проложить морской путь и морем попасть из России в Китай, люди догадывались еще несколько столетий назад, но осуществить замысел удалось только в конце
Тем, кто собирался попасть из европейского севера России во Владивосток, приходилось пересекать восемь морей: Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское моря. Северный морской путь вдоль берегов России был в разы короче, чем другие маршруты с запада на восток страны, но освоение осложняла сама природа, ведь почти весь год лед здесь настолько толстый и плотный, что делает невозможным и смертельно опасным любое плавание для обычных кораблей.
В наше время эти воды бороздят атомные ледоколы, но у наших предков столь мощной техники не было. Вдоль северного побережья РФ за одну навигацию корабль смог пройти только в
В следующем году только построенный пароход «Челюскин», пытался повторить путь ледокола, но плаванье закончилось трагедией. В Чукотском море судно начало дрейфовать в ледовом плену, пока не оказалось раздавлено льдами. В
На Тихом океане СССР не имел большого флота, в то время, как военно-морские силы Японии считались одними из самых крупных в мире. Сама возможность быстро и незаметно перебрасывать к дальневосточным берегам подводные лодки могла изменить баланс сил, удерживая Японию от враждебных действий. Для экстремальной миссии выбрали подводную лодку типа «Щ» (которые моряки прозвали «Щуками»).
Карта маршрута экспедиции субмарины. Фото: Архив Тихоокеанского флота МО РФ
Однако ее корпус не был приспособлен для плавания в толстых льдах и мог легко повредиться. Задачу по подготовке субмарины поручили морскому инженеру Андрею Дубравину, специалисту по ледоколам, который предложил «одеть» корпус лодки в обшивку из двух слоев дерева, толщиной
Плавание запланировали на лето
Ледоколы прокладывали путь подводной лодке. Кадр сделан с борта ледореза «Ф.Литке». Фото: Архив Тихоокеанского флота МО РФ
Руководить подготовкой назначили военного инженера Иосифа Сендика, в
Измаил Зайдуллин имел за плечами непростую биографию. В 30-е годы он занимался увеличением автономности подводных лодок, повышая дальность и продолжительность походов. В августе
Его неидеальная биография была незначительным фактом при выборе кандидата, который поведет лодку в столько опасный путь. За месяц в атмосфере строгой секретности лодку Щ-423 (она не имела имени, только номер) одели в деревянную «шубу», заменили винты и рули, провели иные приготовления по плану инженера Дубравина. Северный морской путь субмарина должна была пройти в надводном положении, но при необходимости могла погрузиться и даже стрелять из торпедных аппаратов.
Субмарина шла не одна — ее сопровождал транспортный пароход «Серов», а в проливе, соединяющим Баренцево море с Карским, ждал ледокол «Ленин». Две недели спустя лодка достигла полуострова Таймыр и вошла в море Лаптевых, где пришлось пришлось преодолевать многолетние нетающие льды, достигавшие 3−4 метров толщины. Сменяя друг друга, впереди попеременно шли три ледокола — «Ленин», «Сталин» и «Литке».
Самым сложным было пройти в районе так называемого Айонского ледового массива, где многолетние, никогда не тающие льды протянулись не на одну сотню километров. В северной навигации существует «шкала сплоченности льда». Когда льда нет — это
Позднее капитан Зайдуллин сосчитает, что за весь поход его лодка преодолела в общей сложности более
Капитан 3-го ранга Измаил Зайдуллин. Фото: Архив Тихоокеанского флота МО РФ
Только на рассвете