Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

В сентябре-октябре высокоширотная полярная экспедиция на ледоколе «Россия» побывала на Северном полюсе и доставила затем к месту дрейфа юбилейную экспедицию «СП-40». Впервые в арктической экспедиции принял участие священнослужитель, епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. С ним, после возвращения в Нарьян-Мар, встретился корреспондент газеты «Няръяна вындер».

Целью экспедиции была ликвидация полярной станции «Северный полюс-39», поиск новой льдины и высадка на нее станции «Северный полюс — 40». Мысль об участии в этом походе пришла владыке Иакову задолго до описываемых событий.

— Я подумал, что юбилейный поход должен быть знаменательным, к тому же в этом году отмечается 75-летие высадки российских полярников на Северный полюс и начала работы первой дрейфующей станции на льдах,— говорит епископ Иаков.— Участие священнослужителя в таком масштабном государственном проекте требовало особого событийного исполнения. И я решил, что правильно будет, изготовив мемориальную капсулу и освятив ее на Северном полюсе, погрузить в пучину мирового океана, которую некогда русские первопроходцы назвали Святым морем.

Изготовление капсулы, как оказалось, было делом непростым.

— Там существуют течения, и, несмотря на кажущуюся безальтернативность, что металлический предмет достигнет дна, это не так,— рассказывает епископ Нарьян-Марской и Мезенской епархии.— Плотность воды на четырехкилометровой глубине из-за солености высока, и капсула может просто повиснуть, а потом ее унесет течением. Я обратился на северодвинское судоремонтное предприятие «Звездочка», там сохранены наши лучшие специалисты. Руководитель предприятия, Владимир Семенович Никитин, с энтузиазмом и радостью принял предложение поучаствовать в масштабном проекте. С Божьей помощью, по тем чертежам, которые я предоставил, 40-килограммовая капсула была изготовлена и в назначенное время доставлена на борт атомного ледокола «Россия».

Капсула представляет собой граненый цилиндр, в основании которого — восьмиконечная звезда, символ вечности. Верхнее сечение выполнено в форме креста. На гранях капсулы помещен текст, повествующий о том, что российская держава всегда будет присутствовать в Арктике, и мы продолжаем дело русских первопроходцев, мореплавателей, первооткрывателей. Кроме того, на ней означены имена тех, кто в разной степени принимал участие в проекте.

В путь!

Восьмого сентября ледокол вышел из Мурманска. Владыка Иаков с радостью обратил внимание на одну, казалось бы, мелочь, которую он, уверенный, что случайностей на свете не бывает, все предопределено свыше, счел хорошим знаком:

— На рейде стоял огромный танкер, на борту которого было название «Натали». А дело в том, что именно восьмого сентября чествуется на только икона Владимирская, покровительница Руси — это, конечно, в первую очередь,— но знаменательно было и то, что именно в тот день, когда мы вышли для совершения похода, прославляются святые Адриан и Наталья. Поэтому я порадовался судну с таким названием. Мы взяли курс прямо на Север, и тоже символично, что пошли через приделы нашей самой северной епархии — Землю Франца-Иосифа. Ведь этот архипелаг, как и Новая Земля, является частью нашей епархии.

Епископ с радостью ступил на землю вверенной ему епархии и благословил эти далекие от цивилизации края. С особой гордостью мой собеседник поделился известием об открытии нового острова, который скоро будет нанесен на карту:

— Были об этом острове косвенные сведения со стороны норвежцев, которые просили выяснить достоверность того, что образовался новый пролив, отделивший новый остров от другой, большей территории. Мы проверили эту информацию и оказалось, что, действительно, пролив образовался, всем требованиям современной географии удовлетворяет, глубина его гораздо больше, чем тридцать сантиметров. Значит, остров имеет статус нового географического объекта, который должен теперь быть нанесен на карту. Названия у него пока нет, но в свой прилет в Санкт-Петербург я выскажу свое пожелание. У меня есть соображения по этому поводу.

Чудо на полюсе

Когда судно достигло полюса, было около полуночи по московскому времени, а тут стоял полярный день. Хотя был светло, небосвод полностью покрывали серые тучи. Священник освятил капсулу. Капитан ледокола и начальник экспедиции взяли ее и стали спускаться на лед, чтобы опустить в пучину океана, который поморы называли Святым морем. Однако, спустившись, мужчины увидели вместо чистой воды — ледяное крошево, в котором капсула неизбежно увязла бы.

Рассказывает участник этих знаменательных событий владыка Иаков:

— Нужен был разлом, полынья чистой воды. Я увидел, что сквозь облака просвечивает солнечный диск, так бывает, когда смотришь на солнце через затемненную бумагу. Я обратился к присутствующим, обращая их внимание на то, что увидел, и запел церковное песнопение. С ним мы пошли к открытой полынье. За несколько минут все облака куда-то исчезли, воссияло солнце, и по обе стороны от солнца возникли две радуги! На это все обратили внимание, ведь иначе, чем чудом, это назвать было нельзя! Капитан и начальник экспедиции опустили капсулу, она пошла на дно, освящая толщу вод. И весь день сияло солнце, и сохранялись эти две радуги, и наш курс был прямо на них: там находилась льдина с дрейфующей полярной станцией «Северный полюс-39».

Торжество «радужных» надежд

Отслужившую станцию сняли в рекордно быстрые сроки и отправились на поиски подходящей льдины для установки новой. Планировали найти ее в два-три дня, однако поиски затянулись. Ледяные поля, которые казались подходящими на снимках из космоса, при ближайшем рассмотрении оказывались слишком тонкими и хрупкими. Участники экспедиции своими глазами убедились, что потепление, о котором все говорят,— это не просто газетная «утка», выпущенная ради сенсации. Успех экспедиции оказался под угрозой.

Рассказывает мой собеседник:

— Десять дней мы были в поиске, и с каждым днем напряжение нарастало: задействованы огромные ресурсы. Это же государственная программа, которая имеет многие составляющие: научную, оборонную, геополитическую. Стратегия нашего государственного присутствия в Арктике тоже играет в этом немаловажную роль! Ответственность лежала и на моих плечах: как объяснить участие священнослужителя Русской православной церкви — и неуспех? Но я помнил знамения, которые были, и была уверенность, что с Божьей помощью все свершится.

На девятый день поиска капитан в разговоре признался архиерею:

— Если завтра мы до обеда не найдем льдину, то ответом на мой доклад в Москву будут не рекомендации, где искать дальше, а просто приказ о прекращении поисков и возвращении в Мурманск…

Владыка Иаков встревожился:

— А как же станция «Северный полюс-40»?

— А никак. Значит, не будет нас в этом году в Арктике…

На следующий день, совершив литургию, епископ отправился на мостик. Не задавая вопросов, по выражению лица капитана, по нервном румянцу начальника экспедиции понял, что результат такой же, как и во все предыдущие дни. Люди почти отчаялись, не зная, что льдина уже рядом.

Владыка Иаков рассказывает:

— Вокруг царила серая мгла, так называемый радиационный туман, низко висящие облака все закрывали. Но впереди, где-то в полукилометре по курсу, я заметил радужный столб. Еще подумал: сфотографировать, что ли? Но решил, что получилось бы размыто. Да и самое-то главное: глупо снимать какие-то красоты, когда все в таком напряжении, переживают, что экспедиция не достигла цели. Я подумал: может, Господь радугой указывает место? И минут через тридцать-сорок выбегает на мостик один из полярников, ученый, океанолог с возгласом: «Нашел!». И указывает местонахождение льдины. Она оказалась как раз там, где стоял этот радужный столб! Проверили качество льда, сделали все необходимые промеры — слава богу, подходит! Все с облегчением вздохнули и поспешили сообщить в Москву.

Наступил день поднятия российского флага на открытой станции. Утро между тем выдалось серое, небо было крепко затянуто облаками.

Шел митинг в честь открытия полярной станции, когда сквозь серые облака стало проявляться солнышко. Оно было похоже на желток с размытыми краями.

Рассказывает владыка Иаков:

— И из него идет столб света! За пятнадцать минут облака ушли, образовалось абсолютно чистое небо, на котором сияет солнце, и снова две радуги, по обе стороны! Видя это, флаг мы поднимали с таким торжественным чувством! В своем слове я сказал, что Господь ясно показывает нам, что мы являемся вершителями благого дела.

Потрясенные величием события, не возражали даже самые отъявленные скептики. Экспедиция достигла своей цели. С легким сердцем попрощавшись с полярниками вновь открытой станции, ледокол «Россия» отправился в обратный путь, под незримыми, но такими прочными парусами Божьего благословения!

 Инга Артеева, газета «Няръяна вындер» 25.10.12.


Источник: http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=7956


Новости с последними комментариями