Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

Реформирование системы государственной службы в России сталкивается с трудностями, которые вызваны застойными проблемами этого института. Среди них — нежелание государственных служащих выполнять требования к служебному поведению, а также избегать конфликта интересов при прохождении государственной службы. В конце июня прошло заседание окружной межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией, где рассматривался вопрос о деятельности комиссий, занимающихся оценкой поведения госслужащих и рассмотрением случаев, квалифицирующихся как конфликт интересов. Такие комиссии — новое явление в действующем законодательстве. Для того чтобы разобраться, что такое конфликт интересов и как должен себя вести государственный служащий мы обратились к начальнику отдела по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики аппарата администрации Ненецкого округа Марине Рябчиковой.

Марина Рябчикова

— Многие думают, что конфликт интересов на государственной службе – это конфликт между государственными служащими с различными мнениями на один и тот же вопрос,— говорит Марина Владимировна.— Однако в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного служащего может причинить вред законным интересам граждан и государства.

Предотвращение такого конфликта – основная задача комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

К.: Марина Владимировна, расскажите, пожалуйста, что же это такое — комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов и чем она занимается?

М.В.: Федеральный закон «О противодействии коррупции» в качестве одного из главных антикоррупционных механизмов на государственной и муниципальной службе указывает недопущение и урегулирование конфликта интересов. В соответствии с ним представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Данный институт явление не новое, все помнят еще недавние времена, когда на большинстве предприятий существовали товарищеские суды. Принцип работы взяли тот же: коллегиально рассматривать непростые жизненные ситуации.

Однако решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов чаще всего требует выяснения большого количества обстоятельств и, соответственно, достаточно больших временных затрат. Поэтому для урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе предусматривается создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа.

В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Обязательность приглашения независимых экспертов была одной из принципиальных идей, заложенных в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вполне понятно, что независимые эксперты, составляющие 25% от числа членов комиссии по урегулированию конфликта интересов, не могут реально повлиять на принимаемые ею решения. В то же время их участие позволяет в большей степени реализовать принцип открытости государственной службы, поставить ее под контроль гражданского общества.

В качестве независимых экспертов в состав конкурсной комиссии входят представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя.

Составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы, в свою очередь, была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Комиссии по урегулированию конфликта интересов осуществляют свою деятельность на основании Положения о них, утвержденного Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269.

В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Председатель комиссии в 3-дневный срок со дня поступления указанной выше информации выносит решение о проведении проверки этой информации и иных материалов. Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению председателя комиссии.

В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

Дата, время и место заседания комиссии устанавливаются ее председателем после сбора материалов. Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее, чем за семь рабочих дней до дня заседания.

Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего. На заседании комиссии может присутствовать уполномоченный гражданским служащим представитель. Заседание комиссии переносится, если гражданский служащий не может участвовать в заседании по уважительной причине. На заседание комиссии могут приглашаться должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители заинтересованных организаций.

На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

По итогам рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов комиссия может принять одно из следующих решений:

а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

б) установить факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании.

Таким образом, заседания комиссий носят не плановый, а эпизодический характер, периодичность заседаний зависит от поступивших в комиссию соответствующих заявлений.

К.: Как обстоит дело с созданием таких комиссий в Ненецком автономном округе?

М.В.: В настоящее время комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ненецкого автономного округа созданы во всех органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа.

Такие комиссии созданы также и во всех органах местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа. Большое количество муниципальных образований находятся в удаленных районах, данное обстоятельство существенно затрудняет работу с органами местного самоуправления. Однако аппаратом администрации Ненецкого округа ведется постоянная работа с муниципальными образованиями в сфере регулирования муниципальной службы, в том числе и в части требований по урегулированию конфликта интересов.

Работа осуществляется, в том числе, путем постоянного направления запросов, предложений в муниципальные образования, осуществляется контроль за исполнением требований федерального законодательства в области муниципальной службы.

К.: А заседания комиссий проводились или они существуют только на бумаге?

М.В.: Комиссии реально работают, проводятся заседания, разрабатываются рекомендации.

На 1 июня 2011 в органах госвласти Ненецкого автономного округа состоялось 6 заседаний комиссий:

В Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа основанием для заседания явилась служебная записка государственного служащего Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность.

По результатам заседания Комиссией было установлено, что в действиях этого государственного служащего не содержится признаков личной заинтересованности, которые могут привести к конфликту интересов.

В Управлении здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа состоялось заседание комиссии в связи с поступившей из прокуратуры Ненецкого автономного округа информацией о предоставлении некоторыми государственными служащими неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

По результатам заседания комиссии руководителю были даны рекомендации о привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности. В итоге двум государственным служащим были объявлены замечания.

В Управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа состоялось заседание комиссии в связи с поступившим заявлением гражданина относительно поведения государственных служащих. В результате проведенного заседания комиссией было установлено, что поведение государственных служащих соответствовало требованиям, установленным Кодексом этики и служебного поведения государственных служащих.

В Управлении культуры Ненецкого автономного округа заседание комиссии было вызвано следующим:

Бывший начальник Управления культуры Ненецкого автономного округа сообщил о своем намерении трудоустроиться в одно из окружных учреждений. Данное учреждение подведомственно Управлению культуры Ненецкого автономного округа, поэтому в соответствии с законодательством такому государственному служащему необходимо получить согласие комиссии. В Управлении культуры Ненецкого автономного округа такое согласие было получено.

В Управлении по делам коренных малочисленны народов Севера и традиционным видам деятельности Ненецкого автономного округа и в Управлении финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа заседания комиссий носили организационный характер.

В муниципальных образованиях Ненецкого автономного округа заседаний комиссий не проводилось.

Как отмечают главы муниципальных образований поселений, ввиду небольшой численности населения и «прозрачностью» жизнедеятельности органов муниципальной власти поселений и жителей поселков, работа указанных комиссий не являлась достаточно востребованной. В случаях возникновения конфликтов либо спорных ситуаций проблемные вопросы, как правило, выносятся на обсуждение Совета депутатов муниципального образования, где принимается коллегиальное решение по существу поднятых вопросов.

К.: Правда, что в «Наръяна вындер» уже публиковалась информация об этих комиссиях?

Совершенно верно, в целях совершенствования механизма разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе на официальном сайте администрации Ненецкого округа и в окружной газете «Няръяна вындер» размещена информация следующего содержания:

«Исходя из важности и актуальности формирования антикоррупционной политики на территории Ненецкого автономного округа, уведомляем всех жителей Ненецкого автономного округа о создании в каждом органе исполнительной власти Ненецкого автономного округа Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ненецкого автономного округа.

Каждый житель Ненецкого автономного округа имеет право сообщать информацию о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим установленных законодательством требований к служебному поведению в Комиссию того органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность.

Просим общественность Ненецкого автономного округа проявлять активность и предупреждать неправомерные действия со стороны государственных гражданских служащих Ненецкого автономного округа».

Данная информация была размещена еще в 2009 году. Активность населения в данном вопросе очень слабая. Всего одно заявление от гражданина за истекший период. Мы надеемся, что такой низкий показатель вызван достойным поведением наших государственных служащих.

К.: А какие еще мероприятия проводятся в целях предупреждения конфликта интересов на государственной службе?

М.В.: В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений в сфере государственной гражданской службы, а также активизации работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа, и урегулированию конфликта интересов в каждом органе власти Ненецкого автономного округа разработаны планы мероприятий, способствующий обеспечению соблюдения государственными гражданскими служащими аппарата администрации Ненецкого автономного округа требований к служебному поведению и осуществлению мер по предупреждению коррупции.

Кроме того, отделом по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики аппарата администрации Ненецкого автономного округа постоянно проводятся семинары, совещания по различным вопросам, в том числе по урегулированию конфликта интересов.

При поступлении на государственную службу, при проведении аттестации и квалификационного экзамена проводиться проверка знаний в этой области.

К.: И последний вопрос: на Ваш взгляд, есть будущее у этих комиссий или необходимость их существования со временем сойдет на нет?

М.В.: На мой взгляд, потенциал этих комиссий со временем будет только увеличиваться. Жизнь не стоит на месте, коррупционные и иные противоправные действия приобретают все новые и новые формы. Разобраться в них единолично руководителю просто невозможно. Как показала практика, только коллегиальность в принятии решений может обеспечить объективную оценку тех или иных поступков, особенно это касается служебного поведения: ведь мнения об одном и том же поступке могут быть совершенно разными.

И в заключении обращаюсь ко всем жителям Ненецкого автономного округа: если Вы или Ваши близкие столкнулись с какими-либо негативными проявлениями со стороны чиновников всех уровней власти, если Вас оскорбили или, наоборот, отнеслись с подчеркнутым равнодушием, помните, что Вы всегда можете обратиться в соответствующую комиссию органа власти.


Читать в оригинале


Новости с последними комментариями