14.12.2012 10:34
Экономика заполярных регионов, особенно не имеющих постоянного наземного сообщения с большой землей, специфична. Не секрет, что значимую роль в жизнедеятельности таких территорий играет добыча полезных ископаемых, в частности углеводородов. Ненецкий автономный округ, один из самых северных регионов России, в углеводородном балансе страны занимает четвертое место, на его долю приходится 3,8% общей нефтедобычи. По балансу извлекаемых запасов нефти на территории округа сосредоточено около 10% запасов страны. «Мы гордимся тем, что экономика региона на 98% завязана на нефть и газ. Это позволяет нам быть регионом-донором, комплексно решать социальные задачи, вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры», – говорит губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров. Тем не менее, одна из основных задач региональных властей – разумная диверсификация экономики за счет восстановления традиционных видов хозяйствования и создания новых секторов, развивать которые позволяют природные ресурсы округа. Об особенностях жизни заполярной территории, о бюджетной политике и планах развития транспортной инфраструктуры Игорь Федоров рассказал журналу «Эксперт Северо-Запад».
Игорь Фёдоров
- Насколько реально диверсифицировать экономику в условиях вашего региона? Да и нужно ли это делать?
– Нужно, но стесняться того, что мы зависим от нефти, не надо. Просто надо уметь с этим жить. Мы даже проект бюджета формируем исходя из двух сценариев уровня цен на нефть – оптимистического и пессимистического. Так, по одному из вариантов прогноза, предусматривающему цену на нефть Urals на уровне
Не буду вспоминать, почему в НАО нет рыбоперерабатывающего производства, кто обанкротил и угробил его. Надо понимать, что предприятия в Заполярье априори убыточны. Я пришел к выводу, что не надо бояться покрывать убытки из бюджета, поскольку экономические показатели, характерные для центра России, у нас недостижимы. Ничего нет страшного в том, чтобы за счет прямой поддержки предприятий в итоге субсидировать создание рабочих мест. Осознав это, мы пошли по пути строительства в регионе рыбокомбината, рыбоприемных пунктов, куда люди будут сдавать улов и таким образом зарабатывать. А на рынке появится вкуснейшая продукция: рыба с Карского и Печорского морей не идет ни в какое сравнение с любой другой.
Также мы поправили дела на Нарьян-Марском мясокомбинате, выкупив его в собственность округа. Привлекли инвестиции в реконструкцию и развитие, выстроили понятную систему взаимодействия с оленеводческими производственными кооперативами. Теперь на комбинате красиво, чисто, и его сотрудники видят, что в предприятие вкладываются средства. Сформирована прозрачная система по заработной плате, поставкам сырья, ценообразованию. Мясокомбинат выпускает продукцию премиум-класса. К сожалению, а возможно, и к счастью, большая часть этой продукции расходится по региону, а за его пределы вывозится знакомыми и родственниками наших жителей. Может быть, это не так плохо.
Но мы пошли дальше – создаем совместное предприятие с Китайской Народной Республикой по углубленной переработке продукции оленеводства (внутренностей, крови, шкур). Подготовили документы, получили одобрение проекта в правительстве. Планируется, что предприятие будет выпускать биологически активные добавки, медикаменты, сырье для индустрии красоты. При этом работать на нем будут местные жители – китайцы лишь предоставят инвестиции.
Однако эти проекты – не столько диверсификация, сколько возрождение того, что было, причем с трезвым расчетом, какие производства есть смысл здесь развивать, а какие – нет.
– Вы начали активно развивать и транспортную инфраструктуру…
– Да, мы возрождаем транспортные предприятия. Есть положительные результаты деятельности авиапредприятия после его передачи региону. При этом аэропорт остается акционерным обществом, которое должно эффективно работать и конкурировать с другими компаниями. Неправильно просто забирать предприятие и плодить иждивенцев: может возникнуть уверенность, что округ будет все время решать проблемы. Мы не собираемся заниматься бизнесом – это не дело администрации региона. Главная задача, которую мы преследовали, – чтобы предприятие работало, выплачивалась зарплата, обеспечивалась авиационная безопасность. Пришлось вложить более
Начали разбираться с ситуацией, сложившейся в Нарьян-Марском морском торговом порту (НММТП), которым владеет государство. Потребовали смены директора порта, приступили к работе с налоговой инспекцией по реструктуризации кредиторской задолженности. Однако в августе
Есть серьезные опасения, что придет непонятный собственник, разгонит людей, а потом, забрав эту стратегическую точку, будет воздействовать на власть и создавать напряженность в регионе. С учетом необходимости осуществлять северный завоз, поставлять материалы и технику на месторождения и развивать Северный морской путь, в Заполярье должен остаться хотя бы один государственный порт. После совещания с главой Росимущества Ольгой Дергуновой достигнута договоренность согласовать с Министерством транспорта и Росморречфлотом, а затем вынести на рассмотрение правительства РФ вопрос об исключении НММТП из плана приватизации федерального имущества. После чего предлагается передать актив из федеральной собственности (Росимущество) субъекту федерации (НАО), тем более что у нас уже есть опыт подобной работы с авиапредприятием. На сегодняшний день подобные договоренности с федеральными ведомствами достигнуты.
Дебит с кредитом
– Каким вы видите бюджет региона на
– Главная сложность – обеспечить расходы бюджета доходами. В рамках работы комиссии по доходам пришлось фотографировать из космоса буквально каждый квадратный километр региона, фиксировать каждый объект, совместно с федеральными структурами уточнять, зарегистрирован ли он, введен ли в эксплуатацию. Были случаи, когда капитальные постройки, которым уже по
Принимаются серьезные меры по организации и регистрации новых предприятий на территории НАО для повышения отчислений по налогу на имущество, так как это основной источник доходной части бюджета. Большой успех – решение «Газпрома» зарегистрировать в НММТП морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная», которому предшествовали более двух лет кропотливой работы. С учетом этого решения у округа появились хорошие перспективы по бюджету и возможность реализовывать программные мероприятия и инвестиционные проекты.
Что касается расходов бюджета, то в первую очередь они будут направлены на выполнение социальных обязательств. Чтобы ситуация не обострялась и уровень социальной защищенности жителей округа сохранялся, мы взяли на себя исполнение социальных обязательств Архангельской области. То есть округ возвращает себе часть полномочий, ранее отошедших области. В
В силу разных причин, к сожалению, зачастую объективных (сокращение налогов на прибыль из-за кризисных явлений в экономике), Архангельская область по многим полномочиям не в состоянии исполнять свои обязательства. Но люди не хотят знать о каких-то там нерешенных вопросах между НАО и областью: они здесь живут, у них есть свой губернатор, своя администрация, свои депутаты, а значит, все должно выполняться. Им бесполезно объяснять, как распределяются полномочия между областью и округом: это вызывает, мягко говоря, непонимание и отторжение. Но благодаря выстроенным за последний год разумным, конструктивным отношениям с правительством Архангельской области и лично с губернатором Игорем Орловым проблемы стали решаться. Уже в течение
Вырваться из изоляции
– Будут ли достроены злополучные
– Нам нужно покончить с изолированностью региона, потому что любая изолированность ни к чему хорошему не приводит. Общая протяженность трассы составляет
Определенный успех по решению проблемы транспортной изоляции наметился в наших взаимоотношениях с Республикой Коми. На ее территории есть незарегистрированная дорога, по которой легковой и грузовой транспорт добирался до северных районов республики, где происходила перегрузка товаров на баржи, далее направлявшиеся в Нарьян-Мар. Участок так называемого серпантина, «Коми-трофи» этой незарегистрированной дороги, доставлял водителям немало хлопот. Нам удалось найти понимание в правительстве Коми и сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. В обход серпантина фактически построена новая дорога – к осени этого года она была частично готова: отсыпана песочно-гравийная подушка. В следующем году работы будут доведены до конца и понятие «Коми-трофи» уйдет в небытие. Это отличный результат, и я по-соседски благодарен коллегам из Коми, что они взялись решать эту проблему, при том что у них и других забот хватает.
Кроме того, в мае
Нарьян-Мар – Санкт-Петербург
Татьяна Вильде, журнал «Эксперт Северо-Запада», № 48 (3 декабря
Источник: http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=8282
Новости с последними комментариями