Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Политика

Экономика заполярных регионов, особенно не имеющих постоянного наземного сообщения с большой землей, специфична. Не секрет, что значимую роль в жизнедеятельности таких территорий играет добыча полезных ископаемых, в частности углеводородов. Ненецкий автономный округ, один из самых северных регионов России, в углеводородном балансе страны занимает четвертое место, на его долю приходится 3,8% общей нефтедобычи. По балансу извлекаемых запасов нефти на территории округа сосредоточено около 10% запасов страны. «Мы гордимся тем, что экономика региона на 98% завязана на нефть и газ. Это позволяет нам быть регионом-донором, комплексно решать социальные задачи, вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры», – говорит губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров. Тем не менее, одна из основных задач региональных властей – разумная диверсификация экономики за счет восстановления традиционных видов хозяйствования и создания новых секторов, развивать которые позволяют природные ресурсы округа. Об особенностях жизни заполярной территории, о бюджетной политике и планах развития транспортной инфраструктуры Игорь Федоров рассказал журналу «Эксперт Северо-Запад».

Игорь Фёдоров

- Насколько реально диверсифицировать экономику в условиях вашего региона? Да и нужно ли это делать?

– Нужно, но стесняться того, что мы зависим от нефти, не надо. Просто надо уметь с этим жить. Мы даже проект бюджета формируем исходя из двух сценариев уровня цен на нефть – оптимистического и пессимистического. Так, по одному из вариантов прогноза, предусматривающему цену на нефть Urals на уровне 82 долларов за баррель, валовый региональный продукт (ВРП) в 2013 году составит 125 млрд рублей, по второму, при цене на нефть Urals 97 долларов,145 млрд рублей. Если же говорить про ВРП без нефтянки, то получится около 30 млрд рублей в год. Здесь мы подрастаем примерно по 1 млрд рублей в год – в первую очередь за счет сельского хозяйства и оленеводства.

Не буду вспоминать, почему в НАО нет рыбоперерабатывающего производства, кто обанкротил и угробил его. Надо понимать, что предприятия в Заполярье априори убыточны. Я пришел к выводу, что не надо бояться покрывать убытки из бюджета, поскольку экономические показатели, характерные для центра России, у нас недостижимы. Ничего нет страшного в том, чтобы за счет прямой поддержки предприятий в итоге субсидировать создание рабочих мест. Осознав это, мы пошли по пути строительства в регионе рыбокомбината, рыбоприемных пунктов, куда люди будут сдавать улов и таким образом зарабатывать. А на рынке появится вкуснейшая продукция: рыба с Карского и Печорского морей не идет ни в какое сравнение с любой другой.

Также мы поправили дела на Нарьян-Марском мясокомбинате, выкупив его в собственность округа. Привлекли инвестиции в реконструкцию и развитие, выстроили понятную систему взаимодействия с оленеводческими производственными кооперативами. Теперь на комбинате красиво, чисто, и его сотрудники видят, что в предприятие вкладываются средства. Сформирована прозрачная система по заработной плате, поставкам сырья, ценообразованию. Мясокомбинат выпускает продукцию премиум-класса. К сожалению, а возможно, и к счастью, большая часть этой продукции расходится по региону, а за его пределы вывозится знакомыми и родственниками наших жителей. Может быть, это не так плохо.

Но мы пошли дальше – создаем совместное предприятие с Китайской Народной Республикой по углубленной переработке продукции оленеводства (внутренностей, крови, шкур). Подготовили документы, получили одобрение проекта в правительстве. Планируется, что предприятие будет выпускать биологически активные добавки, медикаменты, сырье для индустрии красоты. При этом работать на нем будут местные жители – китайцы лишь предоставят инвестиции.

Однако эти проекты – не столько диверсификация, сколько возрождение того, что было, причем с трезвым расчетом, какие производства есть смысл здесь развивать, а какие – нет.

– Вы начали активно развивать и транспортную инфраструктуру…

– Да, мы возрождаем транспортные предприятия. Есть положительные результаты деятельности авиапредприятия после его передачи региону. При этом аэропорт остается акционерным обществом, которое должно эффективно работать и конкурировать с другими компаниями. Неправильно просто забирать предприятие и плодить иждивенцев: может возникнуть уверенность, что округ будет все время решать проблемы. Мы не собираемся заниматься бизнесом – это не дело администрации региона. Главная задача, которую мы преследовали, – чтобы предприятие работало, выплачивалась зарплата, обеспечивалась авиационная безопасность. Пришлось вложить более 300 млн рублей, чтобы восстановить работу авиапредприятия, и за счет этих средств оно вышло из числа убыточных. Мы предпочитаем не вмешиваться в его деятельность, но при этом контролируем бизнес-планы, бюджетирование и показатели развития.

Начали разбираться с ситуацией, сложившейся в Нарьян-Марском морском торговом порту (НММТП), которым владеет государство. Потребовали смены директора порта, приступили к работе с налоговой инспекцией по реструктуризации кредиторской задолженности. Однако в августе 2012 года без уведомления генерального директора, председателя совета директоров НММТП, администрации округа вышло распоряжение Росимущества о полной приватизации порта с начальной стоимостью актива 41,4 млн рублей. Мы крайне удивились, узнав об этом: только три плавкрана, работающих в порту, стоят около 60 млн рублей.

Есть серьезные опасения, что придет непонятный собственник, разгонит людей, а потом, забрав эту стратегическую точку, будет воздействовать на власть и создавать напряженность в регионе. С учетом необходимости осуществлять северный завоз, поставлять материалы и технику на месторождения и развивать Северный морской путь, в Заполярье должен остаться хотя бы один государственный порт. После совещания с главой Росимущества Ольгой Дергуновой достигнута договоренность согласовать с Министерством транспорта и Росморречфлотом, а затем вынести на рассмотрение правительства РФ вопрос об исключении НММТП из плана приватизации федерального имущества. После чего предлагается передать актив из федеральной собственности (Росимущество) субъекту федерации (НАО), тем более что у нас уже есть опыт подобной работы с авиапредприятием. На сегодняшний день подобные договоренности с федеральными ведомствами достигнуты.

Дебит с кредитом

– Каким вы видите бюджет региона на 2013 год, с какими сложностями столкнулись при его формировании?

– Главная сложность – обеспечить расходы бюджета доходами. В рамках работы комиссии по доходам пришлось фотографировать из космоса буквально каждый квадратный километр региона, фиксировать каждый объект, совместно с федеральными структурами уточнять, зарегистрирован ли он, введен ли в эксплуатацию. Были случаи, когда капитальные постройки, которым уже по 20 лет, формально так и оставались невведенными, что позволяло их собственникам не платить налоги. Эти усилия оказались не напрасными: нам удалось увеличить собираемость налога на имущество – округ приблизился к 99-процентному показателю.

Принимаются серьезные меры по организации и регистрации новых предприятий на территории НАО для повышения отчислений по налогу на имущество, так как это основной источник доходной части бюджета. Большой успех – решение «Газпрома» зарегистрировать в НММТП морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная», которому предшествовали более двух лет кропотливой работы. С учетом этого решения у округа появились хорошие перспективы по бюджету и возможность реализовывать программные мероприятия и инвестиционные проекты.

Что касается расходов бюджета, то в первую очередь они будут направлены на выполнение социальных обязательств. Чтобы ситуация не обострялась и уровень социальной защищенности жителей округа сохранялся, мы взяли на себя исполнение социальных обязательств Архангельской области. То есть округ возвращает себе часть полномочий, ранее отошедших области. В 2013 году планируем исполнение полномочий более чем на 4,5 млрд рублей за счет средств бюджета НАО. В нынешнем году в плане этот показатель составил 4,1 млрд, в 2011-м – 3,5 млрд рублей.

В силу разных причин, к сожалению, зачастую объективных (сокращение налогов на прибыль из-за кризисных явлений в экономике), Архангельская область по многим полномочиям не в состоянии исполнять свои обязательства. Но люди не хотят знать о каких-то там нерешенных вопросах между НАО и областью: они здесь живут, у них есть свой губернатор, своя администрация, свои депутаты, а значит, все должно выполняться. Им бесполезно объяснять, как распределяются полномочия между областью и округом: это вызывает, мягко говоря, непонимание и отторжение. Но благодаря выстроенным за последний год разумным, конструктивным отношениям с правительством Архангельской области и лично с губернатором Игорем Орловым проблемы стали решаться. Уже в течение 2012 года некогда спорные вопросы в рамках распределения полномочий сняты с повестки дня.

Вырваться из изоляции

– Будут ли достроены злополучные 83 км автодороги Нарьян-Мар – Усинск? Эта стройка началась еще в 1989 году…

– Нам нужно покончить с изолированностью региона, потому что любая изолированность ни к чему хорошему не приводит. Общая протяженность трассы составляет 386 км, в том числе 217 км – на территории нашего округа. Стоимость завершения строительства как раз этих 83 км – порядка 6,5 млрд рублей. Мы готовы на условиях федерального и регионального паритетного софинансирования завершить создание этой дороги, для чего планируем направить часть налоговых поступлений в бюджет НАО от «Приразломной». В октябре состоялась рабочая встреча с председателем правительства Дмитрием Медведевым. В числе прочих я озвучил и этот вопрос. По результатам встречи я провел переговоры с советником президента РФ Игорем Левитиным, Минтрансу даны поручения. Мы надеемся на выделение в 2014–2015 годах необходимых средств из федерального бюджета.

Определенный успех по решению проблемы транспортной изоляции наметился в наших взаимоотношениях с Республикой Коми. На ее территории есть незарегистрированная дорога, по которой легковой и грузовой транспорт добирался до северных районов республики, где происходила перегрузка товаров на баржи, далее направлявшиеся в Нарьян-Мар. Участок так называемого серпантина, «Коми-трофи» этой незарегистрированной дороги, доставлял водителям немало хлопот. Нам удалось найти понимание в правительстве Коми и сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. В обход серпантина фактически построена новая дорога – к осени этого года она была частично готова: отсыпана песочно-гравийная подушка. В следующем году работы будут доведены до конца и понятие «Коми-трофи» уйдет в небытие. Это отличный результат, и я по-соседски благодарен коллегам из Коми, что они взялись решать эту проблему, при том что у них и других забот хватает.

Кроме того, в мае 2012 года Законодательное собрание Архангельской области приняло решение о возврате НАО полномочий в части транспортного обслуживания населения и строительства дорог. Округу переданы и права по строительству федеральной автомобильной дороги из Нарьян-Мара в Коми – до границы с соседней республикой, по обустройству и содержанию зимника – временных трасс по снегу. Так что, если позволит время, думаю, всем этим планам суждено сбыться.

Нарьян-Мар – Санкт-Петербург

Татьяна Вильде, журнал «Эксперт Северо-Запада», № 48 (3 декабря 2012 г.)


Источник: http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=8282


Новости с последними комментариями