Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Политика

Экономика заполярных регионов, особенно не имеющих постоянного наземного сообщения с большой землей, специфична. Не секрет, что значимую роль в жизнедеятельности таких территорий играет добыча полезных ископаемых, в частности углеводородов. Ненецкий автономный округ, один из самых северных регионов России, в углеводородном балансе страны занимает четвертое место, на его долю приходится 3,8% общей нефтедобычи. По балансу извлекаемых запасов нефти на территории округа сосредоточено около 10% запасов страны. «Мы гордимся тем, что экономика региона на 98% завязана на нефть и газ. Это позволяет нам быть регионом-донором, комплексно решать социальные задачи, вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры», – говорит губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров. Тем не менее, одна из основных задач региональных властей – разумная диверсификация экономики за счет восстановления традиционных видов хозяйствования и создания новых секторов, развивать которые позволяют природные ресурсы округа. Об особенностях жизни заполярной территории, о бюджетной политике и планах развития транспортной инфраструктуры Игорь Федоров рассказал журналу «Эксперт Северо-Запад».

Игорь Фёдоров

- Насколько реально диверсифицировать экономику в условиях вашего региона? Да и нужно ли это делать?

– Нужно, но стесняться того, что мы зависим от нефти, не надо. Просто надо уметь с этим жить. Мы даже проект бюджета формируем исходя из двух сценариев уровня цен на нефть – оптимистического и пессимистического. Так, по одному из вариантов прогноза, предусматривающему цену на нефть Urals на уровне 82 долларов за баррель, валовый региональный продукт (ВРП) в 2013 году составит 125 млрд рублей, по второму, при цене на нефть Urals 97 долларов,145 млрд рублей. Если же говорить про ВРП без нефтянки, то получится около 30 млрд рублей в год. Здесь мы подрастаем примерно по 1 млрд рублей в год – в первую очередь за счет сельского хозяйства и оленеводства.

Не буду вспоминать, почему в НАО нет рыбоперерабатывающего производства, кто обанкротил и угробил его. Надо понимать, что предприятия в Заполярье априори убыточны. Я пришел к выводу, что не надо бояться покрывать убытки из бюджета, поскольку экономические показатели, характерные для центра России, у нас недостижимы. Ничего нет страшного в том, чтобы за счет прямой поддержки предприятий в итоге субсидировать создание рабочих мест. Осознав это, мы пошли по пути строительства в регионе рыбокомбината, рыбоприемных пунктов, куда люди будут сдавать улов и таким образом зарабатывать. А на рынке появится вкуснейшая продукция: рыба с Карского и Печорского морей не идет ни в какое сравнение с любой другой.

Также мы поправили дела на Нарьян-Марском мясокомбинате, выкупив его в собственность округа. Привлекли инвестиции в реконструкцию и развитие, выстроили понятную систему взаимодействия с оленеводческими производственными кооперативами. Теперь на комбинате красиво, чисто, и его сотрудники видят, что в предприятие вкладываются средства. Сформирована прозрачная система по заработной плате, поставкам сырья, ценообразованию. Мясокомбинат выпускает продукцию премиум-класса. К сожалению, а возможно, и к счастью, большая часть этой продукции расходится по региону, а за его пределы вывозится знакомыми и родственниками наших жителей. Может быть, это не так плохо.

Но мы пошли дальше – создаем совместное предприятие с Китайской Народной Республикой по углубленной переработке продукции оленеводства (внутренностей, крови, шкур). Подготовили документы, получили одобрение проекта в правительстве. Планируется, что предприятие будет выпускать биологически активные добавки, медикаменты, сырье для индустрии красоты. При этом работать на нем будут местные жители – китайцы лишь предоставят инвестиции.

Однако эти проекты – не столько диверсификация, сколько возрождение того, что было, причем с трезвым расчетом, какие производства есть смысл здесь развивать, а какие – нет.

– Вы начали активно развивать и транспортную инфраструктуру…

– Да, мы возрождаем транспортные предприятия. Есть положительные результаты деятельности авиапредприятия после его передачи региону. При этом аэропорт остается акционерным обществом, которое должно эффективно работать и конкурировать с другими компаниями. Неправильно просто забирать предприятие и плодить иждивенцев: может возникнуть уверенность, что округ будет все время решать проблемы. Мы не собираемся заниматься бизнесом – это не дело администрации региона. Главная задача, которую мы преследовали, – чтобы предприятие работало, выплачивалась зарплата, обеспечивалась авиационная безопасность. Пришлось вложить более 300 млн рублей, чтобы восстановить работу авиапредприятия, и за счет этих средств оно вышло из числа убыточных. Мы предпочитаем не вмешиваться в его деятельность, но при этом контролируем бизнес-планы, бюджетирование и показатели развития.

Начали разбираться с ситуацией, сложившейся в Нарьян-Марском морском торговом порту (НММТП), которым владеет государство. Потребовали смены директора порта, приступили к работе с налоговой инспекцией по реструктуризации кредиторской задолженности. Однако в августе 2012 года без уведомления генерального директора, председателя совета директоров НММТП, администрации округа вышло распоряжение Росимущества о полной приватизации порта с начальной стоимостью актива 41,4 млн рублей. Мы крайне удивились, узнав об этом: только три плавкрана, работающих в порту, стоят около 60 млн рублей.

Есть серьезные опасения, что придет непонятный собственник, разгонит людей, а потом, забрав эту стратегическую точку, будет воздействовать на власть и создавать напряженность в регионе. С учетом необходимости осуществлять северный завоз, поставлять материалы и технику на месторождения и развивать Северный морской путь, в Заполярье должен остаться хотя бы один государственный порт. После совещания с главой Росимущества Ольгой Дергуновой достигнута договоренность согласовать с Министерством транспорта и Росморречфлотом, а затем вынести на рассмотрение правительства РФ вопрос об исключении НММТП из плана приватизации федерального имущества. После чего предлагается передать актив из федеральной собственности (Росимущество) субъекту федерации (НАО), тем более что у нас уже есть опыт подобной работы с авиапредприятием. На сегодняшний день подобные договоренности с федеральными ведомствами достигнуты.

Дебит с кредитом

– Каким вы видите бюджет региона на 2013 год, с какими сложностями столкнулись при его формировании?

– Главная сложность – обеспечить расходы бюджета доходами. В рамках работы комиссии по доходам пришлось фотографировать из космоса буквально каждый квадратный километр региона, фиксировать каждый объект, совместно с федеральными структурами уточнять, зарегистрирован ли он, введен ли в эксплуатацию. Были случаи, когда капитальные постройки, которым уже по 20 лет, формально так и оставались невведенными, что позволяло их собственникам не платить налоги. Эти усилия оказались не напрасными: нам удалось увеличить собираемость налога на имущество – округ приблизился к 99-процентному показателю.

Принимаются серьезные меры по организации и регистрации новых предприятий на территории НАО для повышения отчислений по налогу на имущество, так как это основной источник доходной части бюджета. Большой успех – решение «Газпрома» зарегистрировать в НММТП морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная», которому предшествовали более двух лет кропотливой работы. С учетом этого решения у округа появились хорошие перспективы по бюджету и возможность реализовывать программные мероприятия и инвестиционные проекты.

Что касается расходов бюджета, то в первую очередь они будут направлены на выполнение социальных обязательств. Чтобы ситуация не обострялась и уровень социальной защищенности жителей округа сохранялся, мы взяли на себя исполнение социальных обязательств Архангельской области. То есть округ возвращает себе часть полномочий, ранее отошедших области. В 2013 году планируем исполнение полномочий более чем на 4,5 млрд рублей за счет средств бюджета НАО. В нынешнем году в плане этот показатель составил 4,1 млрд, в 2011-м – 3,5 млрд рублей.

В силу разных причин, к сожалению, зачастую объективных (сокращение налогов на прибыль из-за кризисных явлений в экономике), Архангельская область по многим полномочиям не в состоянии исполнять свои обязательства. Но люди не хотят знать о каких-то там нерешенных вопросах между НАО и областью: они здесь живут, у них есть свой губернатор, своя администрация, свои депутаты, а значит, все должно выполняться. Им бесполезно объяснять, как распределяются полномочия между областью и округом: это вызывает, мягко говоря, непонимание и отторжение. Но благодаря выстроенным за последний год разумным, конструктивным отношениям с правительством Архангельской области и лично с губернатором Игорем Орловым проблемы стали решаться. Уже в течение 2012 года некогда спорные вопросы в рамках распределения полномочий сняты с повестки дня.

Вырваться из изоляции

– Будут ли достроены злополучные 83 км автодороги Нарьян-Мар – Усинск? Эта стройка началась еще в 1989 году…

– Нам нужно покончить с изолированностью региона, потому что любая изолированность ни к чему хорошему не приводит. Общая протяженность трассы составляет 386 км, в том числе 217 км – на территории нашего округа. Стоимость завершения строительства как раз этих 83 км – порядка 6,5 млрд рублей. Мы готовы на условиях федерального и регионального паритетного софинансирования завершить создание этой дороги, для чего планируем направить часть налоговых поступлений в бюджет НАО от «Приразломной». В октябре состоялась рабочая встреча с председателем правительства Дмитрием Медведевым. В числе прочих я озвучил и этот вопрос. По результатам встречи я провел переговоры с советником президента РФ Игорем Левитиным, Минтрансу даны поручения. Мы надеемся на выделение в 2014–2015 годах необходимых средств из федерального бюджета.

Определенный успех по решению проблемы транспортной изоляции наметился в наших взаимоотношениях с Республикой Коми. На ее территории есть незарегистрированная дорога, по которой легковой и грузовой транспорт добирался до северных районов республики, где происходила перегрузка товаров на баржи, далее направлявшиеся в Нарьян-Мар. Участок так называемого серпантина, «Коми-трофи» этой незарегистрированной дороги, доставлял водителям немало хлопот. Нам удалось найти понимание в правительстве Коми и сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. В обход серпантина фактически построена новая дорога – к осени этого года она была частично готова: отсыпана песочно-гравийная подушка. В следующем году работы будут доведены до конца и понятие «Коми-трофи» уйдет в небытие. Это отличный результат, и я по-соседски благодарен коллегам из Коми, что они взялись решать эту проблему, при том что у них и других забот хватает.

Кроме того, в мае 2012 года Законодательное собрание Архангельской области приняло решение о возврате НАО полномочий в части транспортного обслуживания населения и строительства дорог. Округу переданы и права по строительству федеральной автомобильной дороги из Нарьян-Мара в Коми – до границы с соседней республикой, по обустройству и содержанию зимника – временных трасс по снегу. Так что, если позволит время, думаю, всем этим планам суждено сбыться.

Нарьян-Мар – Санкт-Петербург

Татьяна Вильде, журнал «Эксперт Северо-Запада», № 48 (3 декабря 2012 г.)


Источник: http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=8282


Добавить отзыв


Защитный код
Обновить

Правила добавления отзывов:
Все новые отзывы проходят предварительную модерацию! Отзыв будет присутствовать на сайте только после того, как его примет модератор. Чтобы публиковать отзывы без премодерации, зарегистрируйтесь.
Запрещается:
- Реклама в отзывах в любых формах;
- Использование заведомо ложной информации (клевета);
- Оскорбительные высказывания, нецензурные слова;
- Оставлять отзывы, нарушающие действующее законодательство РФ;
- Писать отзыв ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ;
- Публичное обсуждение Администрации сайта и её действий;
- Оставлять отзывы от разных имен.
Администрация сайта не несет ответственность за отзывы (комментарии), оставленные посетителями сайта. Вся ответственность ложится на пользователя, оставившего данный отзыв.
Пользователь сайта, публикуя свой отзыв (комментарий) на сайте, автоматически принимает и соглашается с условиями пользовательского соглашения Инфо83.РУ.

Новости с последними комментариями