Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Общество

Завод «Стелла Поларе» — передовое предприятие промышленности Архангельской губернии.
Первым, кто заговорил об освоении лесных богатств Коми края, был В.Н. Латкин. В 1859 г. он создал Печорскую компанию (товарищество) для заготовки и сплава леса к устью Печоры и экспорта его за границу. Для более выгодной торговли Латкин предлагал построить в устье Печоры морской порт. Он призывал не жалеть денег для усвоения края: «Когда же явятся здесь капиталы, тогда страна, омываемая водами Печоры и Вычегды, процветет». Российское правительство не поддержало начинания В.Н. Латкина. На свой страх и риск он начал заготовку и вывоз леса на Печоре. В 1860 г. три из четырех его кораблей с лесом погибли в Печорском заливе. Но уже в 1861 г. три корабля «Печорской компании» добрались до Англии и Франции, но это был последний успех В.Н. Латкина. Больше ему не удалось организовать перевозки печорского леса в Европу.
После смерти Латкина в 1867 г. «Печорскую компанию» возглавил М.К. Сидоров. Он организовал вывоз лиственницы с Печоры в Англию, Голландию, Испанию и другие европейские страны, отправлял корабли с печорским лесом в Кронштадт. М.К. Сидоров предлагал построить лесопильный завод и крупный порт в устье Печоры, выдвигал ряд других предложений по экономическому развитию Севера России. Свои идеи он изложил в поданных в правительство проектах и записках. Полученный им ответ гласил: «Так как на Севере постоянно льды и хлебопашество невозможно, и никакие другие промыслы немыслимы, то… необходимо народ удалить с Севера во внутренние страны государства, а вы хлопочете наоборот… Такие идеи могут проводить только помешанные». Без помощи властей М.К. Сидоров не смог осуществить свои планы. Его суда, перевозившие лес, часто терпели крушения близ устья Печоры, принося огромные убытки. В конце 70-х гг. XIX в. М.К. Сидоров и «Печорская компания» разорились.
Пришедшие на Печору в конце 1890-х гг. лесопромышленники на своем опыте убедились в неудобности перевозки леса с Печоры морем к лесопильным заводам других регионов. Первая же операция шведской фирмы «Альфред Лидбек и К°» по отправке не распиленных бревен в 1900 г. завершилась полным провалом: «При передаче на морские пароходы леса особыми баржами» близ устья Печоры,— вспоминал один из работников фирмы,— «все баржи морским волнением были разбиты и весь лес рассеялся по океану».
И только, в начале 1900 года норвежской фирме «Ульсен, Стампе и Кº», удалось осуществить, задумки В.Н. Латкина и М.К. Сидорова. Карл Стампе (1858-1917) — норвежец, прибыл в Россию в 1880 году по приглашению своего друга, тоже выходца из Норвегии, Мартина Ульсена. Уже в 1884 году они учредили фирму «Ульсен, Стампе и Кº» для торговли «лесными и другими товарами».
10 мая 1903 года Император Николай II утвердил Устав "Товарищества лесопильного завода «Стелла Поларе» во главе с норвежским подданным Мартином Августом Абрамовичем Ульсеном. 20 октября 1903 года правление только что созданного предприятия извещало: "Для содержания и развития действия принадлежащего торговой фирме «Ульсен, Стампе и К» лесопильного завода в Архангельской губернии Печорском уезде учреждено товарищество на паях под наименованием «Товарищество лесопильного завода „Стелла Поларе“ с основным капиталом руб. 564 000 рубля.

Товарищество, открыв свои действия, первым собранием пайщиков членами правления избраны: Мартин Абрамович Ульсен, Рудольф Карлович Пец и Дмитрий Иванович Вальнев, кандидатами к ним Адольф Францевич Шольц и Карл Карлович Стампе».
Правление объединения регулярно публиковало годовые отчеты о своей деятельности и протоколы общих собраний пайщиков. Эти документы дают представление о многих сторонах работы лесозавода. К 1905 году капитал товарищества был разбит на 445 паев. Пайщиками состояли 12 человек. Среди них: М.А. Ульсен с сыном Михаилом, располагавшие 116 паями, 100 паев имел Д.И. Вальнев, 60 — В.В. Мейер, 30 — Р.К. Пец, 50 — А.Ф. Шольц, 25 — А.К. Кизель, 8 — А.М. Починков. 25 паев принадлежало известным лесозаводчикам Кыркаловым. Каждый из пайщиков ставил свою подпись под протоколом собрания. Первые успехи работы лесозавода обнадежили «товарищей», и они вскоре увеличили основной капитал до 750 тыс. руб.
В этом же году на расстоянии двух верст от шведского завода, пришедшего в упадок, идет строительство лесопильного завода «Стелла Поларе». Еще в августе 1902 года, были сделаны некоторые подготовительные работы — построена казарма для рабочих и заложен фундамент под кочегарное помещение.
В Усть-Екушанском шару было создано мощное промышленное предприятие-комплекс из трех десятков производственных, служебных и жилых зданий. Основой было двухэтажное деревянное здание лесозавода на каменном фундаменте, крытое кровельным железом. Размеры заводского корпуса были впечатляющими: длина — 61 метр (29 саженей), ширина — 34,4 метра (15,38 саженей), высота — 8,2 метра (4 сажени). Здесь были установлены 10 рам шведской фирмы «Боллиндера», 12 разных пильных станков и другое оборудование. По бокам к главному корпусу примыкали два здания машинных отделений, также деревянные, двухэтажные, крытые оцинкованным железом, на каменных фундаментах.
Имелись две котельные, построенные капитально опять же на каменных фундаментах, с кирпичными стенами и с железными крышами. На лесозаводе было 6 паровых машин, 7 паровых котлов, 3 мощных динамомашины. А также свой литейный цех, своя слесарная мастерская, построенная в 1906 году, оснащенная новейшими станками немецкой фирмы «Крупп» — токарно-винторезными, сверлильным, болторезным, строгательным, поперечно-строгательным, наждачным и т.д. На территории завода были построены шлюзы, откаты на стальных рельсах, навесы для хранения продукции, мостовые. Заводские корпуса, мастерские и котельные, вначале освещались газовыми, а затем электрическими лампочками.
Для погрузочно-разгрузочных работ имелись две паровые лебедки, 60 вагонеток, 150 двухколесных ручных тележек «медведок». Существовал и свой пожарный обоз — паровой 7-сильный насос с 215-ю саженями пеньковых рукавов и три пожарных ручных насоса.
Для сплава плотов по Печоре и иных работ при лесозаводе, была целая флотилия из восьми буксирных пароходов и катеров. Самым большим был деревянный колесный буксир «Печора» — длиной 42 метра с 62,5-сильной паровой машиной. Винтовые буксиры «Вега»(62,5 л.с.), «Валиант» (87 л.с.), «Аксель» (7,5 л.с.) были значительно меньше и имели железные корпуса, а «Капелла» (37,5 л.с.), «Люба» (25 л.с.) и «Стелла» — деревянные. Самым маленьким был паровой катер «Иван» — длиной всего 10,2 метра (5 саженей) с 4-сильным движком. Кроме этого лесозавод имел 6–8 барж морского типа.
Для нужд рабочих и служащих была построена деревянная двухэтажная лавка, крытая тесом (знаменитая «грабиловка»). Рядом с ней располагалась точно такая же кладовая для товаров. Был и на лесозаводе и свой ледник для хранения продуктов, «крытый тесом и сверх тесу дерном», конюшня, баня, пекарня. В 1905 году на средства «Стелла Поларе» для рабочих и служащих завода была организована церковно-приходская школа. Все необходимые принадлежности для школы, жалование учительницы и священника оплачивал лесозавод.
Рядом с заводским корпусом разместился целый поселок, двухэтажный бревенчатый дом конторы, здесь же находилась и квартира управляющего. Кроме того, построил и еще семь бревенчатых двухэтажных домов, в которых проживали мастер, служащие и семейные рабочие. В этих же домах располагались: училище для детей, больница на 8 мест, чайная для рабочих, почтовое отделение. Кроме того, для сезонных рабочих были построены три деревянные двухэтажные казармы и пять летних бараков. Работал тогда лесозавод «Стелла Поларе» 292 дня в году, включая время ремонта. Рабочее время составляло в те годы 11 часов. Большинство работ выполнялось вручную, поэтому на заводе трудились сотни постоянных и сезонных рабочих. Например, в 1913 году на «Стелла Поларе» было 868 рабочих и 25 служащих во главе с управляющим Василием Карловичем Гернетом.
На июль 1911 года постройки, машины, станки и иное имущество «Стелла Поларе» оценивалось в очень крупную сумму — 315 тысяч 608 рублей. Согласно описи, «завод находится в полном действии, и все заводское имущество находится в надлежащей исправности и не требует капитального ремонта в течение шести лет».
В начале 1909 года, в годовом отчете перед всеми акционерами лесопильного завода «Стелла Поларе» товарищество с честью заявило, что основной капитал составляет 750 тыс. рублей и производство оснащено двумя мощными паровыми машинами, двумя водяными насосами, восемью электрогенераторами, для тушения пожаров имеются две паровые пожарные машины. Завод относится к категории крупных промышленных предприятий Архангельской губернии, и все акционеры получают достойные дивиденды.
В 1913 году для досмотра иностранных пароходов, была открыта Усть-Печорская таможенная застава со штатом из четырех человек: управляющий, чиновники, 2 досмотрщика. Была на предприятии и своя охрана — 4 стражника, вооруженные винтовками «Бердана» со штыками и шашками.
К 1914 году завод давал товариществу астрономическую сумму годового дохода −1 миллион 100 тысяч рублей. Однако начало 1-й мировой войны нанесло лесозаводу сильный удар — производство сократилось на 50-60%, большинство рабочих мобилизовано в армию. Иностранные пароходы опасались приходить в устье Печоры из-за германских крейсеров и подводных лодок, действующих в море. В 1914–1918 гг. Печорский лесозавод работал вполсилы, количество рабочих составляло 230–320 рабочих.
В 1914 году завод «Стелла Поларе» имеет 15 паровых локомобильных двигателей, на предприятии работает 720 рабочих. В книге движимого и недвижимого имущества значилось: два машинных отделения, «завод на амбаре, завод под амбаром», пилоставная, механическая и электрическая мастерские, кузница, литейная, столярная, лесопильная машина и суда. Таможенное отделение (содержалось за счет средств лесозавода), почта, торговая лавка, пекарня, бани, чайная, школа, больница, аптека. Для служащих и рабочих построены дома квартирного типа, а для сезонных рабочих — казармы. В связи с войной в 1915 году количество рабочих сократилось до 320 человек, которые работают 6 дней в неделю по 10 — 11 часов. Производство сократилось на 50-60%, но и в этих условиях на заводе были установлены телефонные аппараты, заработал самодеятельный театр, кинематограф, появились биллиардная для служащих и рабочих.
Посетивший в 1903 году завод С.В. Мартынов так описывает детище Ульсена: «Сооружение здания самого завода было начато уже только по окончанию работ по постройке зданий, наиболее необходимых для размещения служащих и рабочих. Имеющиеся казармы очень хорошей постройки из толстого леса. Во всех из них имеется центральный коридор, где устроены отдельные, запирающиеся на замок, кладовые, предназначенные для хранения вещей рабочих. При всякой казарме находится отдельная кухарка… Есть также бочки для воды, ведра, ковши, квасные бочки, глиняная и эмалированная посуда».
Судя по докладу высшего чиновника, порядок и условия на предприятии были идеальные. Также на заводе имелись пожарные принадлежности: машины, ручные огнетушители, а между казармами были устроены большие чаны с водой. Для служащих и конторских работников были построены отдельные большие здания. Отдельное здание занимала и больница с амбулаторией и квартирой для фельдшера. Это был первый стационар на территории округа.
Завод «Стелла Поларе» в то время стал самым крупным и передовым предприятием промышленности Архангельской губернии. Можно сказать, что это был маленький промышленный городок со своей инфраструктурой. На нем в среднем было занято 500 человек. Ежегодно распиливалось по 250 000 бревен. Практически вся печорская древесина отправлялась на экспорт.
Краевед, поисковик С.В. Козлов






Источник: http://adm-nmar.ru/news/1499-u-110-i-cnni-yugscnyu-cnpbelb-nccb-cbnc.html



Добавить отзыв


Защитный код
Обновить

Правила добавления отзывов:
Все новые отзывы проходят предварительную модерацию! Отзыв будет присутствовать на сайте только после того, как его примет модератор. Чтобы публиковать отзывы без премодерации, зарегистрируйтесь.
Запрещается:
- Реклама в отзывах в любых формах;
- Использование заведомо ложной информации (клевета);
- Оскорбительные высказывания, нецензурные слова;
- Оставлять отзывы, нарушающие действующее законодательство РФ;
- Писать отзыв ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ;
- Публичное обсуждение Администрации сайта и её действий;
- Оставлять отзывы от разных имен.
Администрация сайта не несет ответственность за отзывы (комментарии), оставленные посетителями сайта. Вся ответственность ложится на пользователя, оставившего данный отзыв.
Пользователь сайта, публикуя свой отзыв (комментарий) на сайте, автоматически принимает и соглашается с условиями пользовательского соглашения Инфо83.РУ.

Новости с последними комментариями