06.06.2015 09:39
Итак, маски сброшены. Тайное в помыслах становится явным в действиях. Муниципальное унитарное предприятие объединённых котельных и тепловых сетей (МУ ПОКиТС) акционируется.Эволюция процесса
Эволюция процесса
Эволюция процесса выглядит так.
27 мая снова собирается рабочая группа под председательством первого заместителя мэра Нарьян-Мара Александра Бебенина. На неё приглашаются депутаты горсовета, директор ПОКиТС Наталья Бетхер, начальник управления муниципального имущества и земельных отношений горадминистрации Елена Динискина и другие официальные лица.
Разговор идёт уже предметный. Рассматривается план мероприятий по подготовке ПОКиТС к акционированию. Он состоит из
Депутаты слушают Александра Бебенина с недоумением. Анна Булатова допытывается у докладчика: как же так, ведь в соответствии с окружным законом № 95 от
Ни для кого, впрочем, не секрет, что мэр Нарьян-Мара Татьяна Фёдорова делать это не собирается. И не делает. Один из контраргументов главы города: округ-де приватизирует, а потом продаст главную кочегарку Нарьян-Мара, комплекс жизнеобеспечения, несущий нам тепло, воду, а значит, и жизнь. И вот – новый поворот. На
Отпущенные вожжи…
Анне Булатовой разъясняет обстановку Александр Бебенин. Терпеливо и пространно. Если исходить из теории дела, говорит он, то ПОКиТС является некой переходной формой от предприятия советского образца к полноценной коммерческой структуре. Сейчас его имуществом владеет муниципалитет. Когда же ПОКиТС преобразуется в акционерное общество, его активы перейдут в собственность АО. Будет сформирован уставной капитал общества, и сообразно величине этого капитала выпущены акции. Сто процентов акций будет закреплено за городом. Впоследствии, уточняет Александр Бебенин, часть пакета акций можно продать «кому-нибудь и тем самым привлечь инвестиции для развития предприятия». Однако
– Мы следуем в общей канве приватизации собственности, – убеждает первый вице-мэр. – Сегодня у ПОКиТС отсутствуют инструменты для привлечения инвестиций. По расчётам, которые мы сделали в соответствии с методикой правительства Российской Федерации, предприятие с достаточно высокими тарифами, каким является ПОКиТС, по определению эффективно. Поэтому в форме акционерного общества оно будет вполне благополучно жить. По сути мы сейчас слегка отпускаем вожжи для перемещения ПОКиТС в некое свободное плавание.
Лучше, как нам кажется, не скажешь. Отпущенные вожжи и свободное плавание. Что ж, отпустим их вслед за Александром Борисовичем.
… И свободное плавание
Итак, МУ ПОКиТС в свободном плавании. Котлы пыхтят, трубы дымят, живительное тепло бежит по трассам, горячая и холодная вода льётся по трубам. Акционерное общество «Предприятие объединённых котельных и тепловых сетей», облагодетельствованное «достаточно высокими тарифами», а потому «эффективное» и «вполне благополучно живущее», подсчитывает барыши. Они, кстати, действительно будут: предприятие прибыльно. В прошлом году прибыль составила аж девять миллионов рублей. Запомним эту астрономическую цифру. Её масштабность станет более очевидной в сравнении с другими миллионами.
О других миллионах. Плохой стилист написал бы, что долги ПОКиТС, разделённые на задолженность дебиторскую (деньги, которые причитаются предприятию) и кредиторскую (деньги, которые числятся за ним), росли в последние годы как снежный ком. Гляциологи, однако, установили, что ком, если катить его по сухому снегу, за один оборот прибавляет в массе не больше пяти-семи процентов. Так что по части накопления долгов ПОКиТС даст фору любой снежной бабе.
Вот динамика, отслеженная нами по публикациям в ВНАО, с
В этом кругообороте долгов все должны всем. ПОКу – управляющие компании и товарищества собственников жилья. Предприятие в долгу не остаётся. Вернее, наоборот, остаётся. Его жертвы – ресурсоснабжающие организации: ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция», ЗАО «Печорнефтегазпром», ОАО «Нарьян-Марокргаз». На сегодняшний день им набежало долгов на 93,1 млн рублей. И все они – просроченные. Плюс гигантская сумма невыполненных обязательств МУ ПОКиТС по налогам и сборам.
И должники, и заимодавцы, выступая попеременно то в одном, то в другом качестве, с упоением судятся и банкротят друг друга. Это их любимое занятие. Темпы подачи исковых заявлений в суд о принудительном списании долгов с дебиторов сопоставимы с динамикой роста самой задолженности. В
Разумеется, практически все исковые заявления судом удовлетворяются. Но что толку? Погашать долги по исполнительным листам УК, ТСЖ и иже с ними всё равно не в состоянии. На их счетах – торричеллиева пустота. Да и под арестом они.
«Ресурсники» в свою очередь таранят исками ПОКиТС. Результат такой же.
Итог на сегодняшний день грустный: предприятие утратило платежеспособность, зависло в предбанкротном состоянии. Не спасли его многомиллионные бюджетные вливания, которые тотчас списывались на погашение долгов ресурсоснабжающим организациям и уходили в песок, не оставляя предприятию шансов на модернизацию и развитие. За последние три года МУ ПОКиТС получило «на круг» около
Спросим про приватизацию себя
Но может быть, прав Александр Бебенин: а вдруг толпа инвесторов, которые налетят на эмитированные акции ПОКиТС, принесёт вожделенные сотни миллионов рублей, вытянет новорождённое акционерное общество из трясины долгов, покончит с его перманентным предбанкротством, породит технический и технологический ренессанс?
Этим же вопросом, кстати, задался на последней планёрке в окрадминистрации губернатор НАО Игорь Кошин. Правда, не без примеси сарказма.
– Это в связи с долгами вы акционируете предприятие? – спросил он у директора МУ ПОКиТС Натальи Бетхер.
– Не мой вопрос, – лаконично ответила она.
Что верно, то верно – не её. Но давайте-ка, читатель, переадресуем этот вопрос…самому себе. Вот вы бы купили такой товар, точнее, часть товара – на величину дополнительной эмиссии акций – как ПОКиТС? Чего ради, спросите вы? Чтобы повесить себе на шею тяжкий спуд неподъёмных полумиллиардных долгов? Или с какой-то иной целью? Но какой? Не с аналогичной ли той, которую задумал и осуществил один из известных в округе приобретателей активов, совершивший в
Мы что, разве хотим повторения чего-то подобного?! Только уже не с тремя котельными, а с полутора десятком? В городе за Полярным кругом, где термометр предопределяет бытие, сознание и подсознание? Когда, быть может, из бюджета, который от перенапряжения звенит как натянутая струна, придётся оплачивать арендные, тарифные и прочие амбиции будущих совладельцев АО «ПОКиТС»?
Только не надо говорить, что город как держатель контрольного пакета акций не допустит такого апокалиптического сценария. Пакет имеет свойство размываться в пространстве и во времени. А, скажем так, укоренившиеся в мэрии Нарьян-Мара и в МУ ПОКиТС традиции здоровой российской семьи наверняка станут ускорителем и катализатором процесса размывания.
Александр Бебенин выкладывает ещё один козырь: акционировав ПОКиТС, можно вклиниться в программу поддержки коммунальной сферы, прописанную в федеральном законе № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Этот Фонд, убеждает он, выдаёт средства под низкие проценты только организациям с негосударственной и немуниципальной формами собственности. Проще говоря, длинные деньги из федеральной казны Фонд акционерному обществу даст, а вот муниципальному предприятию – не даст.
Так-то оно так, но Фонд содействия реформированию ЖКХ крайне дотошно и капризно подходит к анализу деятельности хозяйствующих субъектов, прежде чем выдать им хотя бы один рубль налогоплательщиков. И ещё более дотошно – к контролю и подведению итогов этой деятельности. Что предъявит грядущее АО экспертам? Долги? «Эффективный» менеджмент своего начальства? Пресловутые «достаточно высокие тарифы»? Грёзы о «благополучии»? Вряд ли Фонд при этом проникнется умилением и раскошелится.
По котлам и крышка
Альтернатива? Вернуться и реализовать прошлогодние договорённости города с округом о передаче ПОКиТС в ведение субъекта Федерации, как это предусмотрено окружным законом «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти НАО». Вернуться, оставив в покое юридическую казуистику, которая позволяет трактовать соответствие данного акта федеральному законодательству и так, и сяк. Наступив, быть может, на собственную песню. Сказав самому себе (или самой себе): ничего личного. В конце концов, такое решение – это лакмусовая бумажка, тест на гражданскую зрелость руководителей администрации и депутатского корпуса Нарьян-Мара.
И тогда ПОКиТС, зовись оно хоть акционерным обществом, хоть ненецким филиалом ордена тамплиеров, возможно, удастся спасти. Спасти, применив формулу, не однажды озвученную губернатором Игорем Кошиным: оставьте у себя столько полномочий, на исполнение которых у вас хватит собственных финансовых ресурсов. Проще говоря: если у вас в казне есть рубль, а на полноценную хозяйственную деятельность муниципального предприятия (включая расчёты по текущим долгам, рассасывание долгов фундаментальных, подготовку к зиме, модернизацию и развитие производства и т.д.) требуется рубль-двадцать, – оставьте, ради бога, это предприятие у себя: такой довесок округ найдёт. Как говорят французы (точь-в точь про наши нарьянмарские котельные), по котлам – и крышка.
Однако сегодня в бюджетном балансе муниципального образования «Город Нарьян-Мар» сложилась уродливая пропорция: собственные доходы города не превышают четверти величины трансфертов из окружной казны, а дебиторская задолженность ПОКиТС (вместе с многолетними и нереальными к взысканию долгами) составляет больше половины этих самых доходов. Как может руководитель МУП думать, что он или она в обозримой исторической перспективе получит эти деньги из бюджета города? И как глава города может их выделить?
«Глава города порождает системный риск»
Алгоритм решения проблемы ПОКиТС, предлагаемый округом, понятен и прост. При передаче предприятия под юрисдикцию НАО, поясняет заместитель губернатора – руководитель департамента экономики, финансов и имущества Владимир Бланк, оно будет максимально очищено от долгов, санировано за счёт окружного бюджета. Затем «начнутся все остальные движения».
– Почему нельзя сейчас акционировать ПОКиТС? – размышляет Владимир Бланк. – Дело в том, что пока оно «МУП», органы власти имеют право выдавать бюджетные субсидии на восстановление платежеспособности предприятия. Если же произойдёт акционирование, то возникнет такая коллизия. У муниципалитета, который сам является дотационным, появятся в качестве актива акции убыточного предприятия. По закону его санировать нельзя. Бюджет не вправе финансировать акционерное общество. У него просто нет такого расходного обязательства. Вот и возникает вопрос: как мэр города могла додуматься до того, чтобы приватизировать систему жизнеобеспечения в ситуации, когда эта система стоит перед банкротством?! Ведь тем самым глава города порождает системный риск. Нелишне вспомнить, что многие предприятия округа, которые были приватизированы, оказались разворованными и разграбленными у всех на глазах…
Вот, пожалуй, и всё, что хотелось бы рассказать про проект, замысленный в недрах администрации Нарьян-Мара. Остаётся последнее: призвать всех, кто прямо или косвенно к нему причастен, крепко подумать перед тем как принять окончательное управленческое решение. Думайте, мэр, думайте, заместители мэра, думайте, депутаты, думайте, горожане. Думайте и не ошибитесь.
Яков КОМПОСТЕЛЬСКИЙ
Новости с последними комментариями