Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Экономика

Итак, маски сброшены. Тайное в помыслах становится явным в действиях. Муниципальное унитарное предприятие объединённых котельных и тепловых сетей (МУ ПОКиТС) акционируется.Эволюция процесса

Эволюция процесса

Эволюция процесса выглядит так. 15 мая 2015 года в администрации Нарьян-Мара, которому, напомним тем, кто забыл или не знает, принадлежит МУ ПОКиТС, проходит заседание рабочей группы. Очерчиваются контуры приватизации предприятия.

27 мая снова собирается рабочая группа под председательством первого заместителя мэра Нарьян-Мара Александра Бебенина. На неё приглашаются депутаты горсовета, директор ПОКиТС Наталья Бетхер, начальник управления муниципального имущества и земельных отношений горадминистрации Елена Динискина и другие официальные лица.

Разговор идёт уже предметный. Рассматривается план мероприятий по подготовке ПОКиТС к акционированию. Он состоит из 26 пунктов. Каждый пункт расписан по срокам и исполнителям. Не позднее четвёртого квартала 2016 года намечено подготовить проект постановления администрации Нарьян-Мара «Об условиях приватизации МУ ПОКиТС». В течение месяца после принятия постановления – провести государственную регистрацию выпуска акций новообразованного акционерного общества с тем, чтобы в 2017 год ПОКиТС вступило в новом качестве. До этой судьбоносной даты предполагается провести кадастровый учёт, оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества¸ аудит и т.д. Принять план приватизации ПОКиТС запланировано на июньской сессии городского Совета.

Депутаты слушают Александра Бебенина с недоумением. Анна Булатова допытывается у докладчика: как же так, ведь в соответствии с окружным законом № 95 от 19 сентября 2014 года «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти НАО», ПОКиТС должно быть передано под юрисдикцию округа?

Ни для кого, впрочем, не секрет, что мэр Нарьян-Мара Татьяна Фёдорова делать это не собирается. И не делает. Один из контраргументов главы города: округ-де приватизирует, а потом продаст главную кочегарку Нарьян-Мара, комплекс жизнеобеспечения, несущий нам тепло, воду, а значит, и жизнь. И вот – новый поворот. На 180 градусов. Выходит, то, что нельзя быку, позволено Юпитеру? Или наоборот?

Отпущенные вожжи…

Анне Булатовой разъясняет обстановку Александр Бебенин. Терпеливо и пространно. Если исходить из теории дела, говорит он, то ПОКиТС является некой переходной формой от предприятия советского образца к полноценной коммерческой структуре. Сейчас его имуществом владеет муниципалитет. Когда же ПОКиТС преобразуется в акционерное общество, его активы перейдут в собственность АО. Будет сформирован уставной капитал общества, и сообразно величине этого капитала выпущены акции. Сто процентов акций будет закреплено за городом. Впоследствии, уточняет Александр Бебенин, часть пакета акций можно продать «кому-нибудь и тем самым привлечь инвестиции для развития предприятия». Однако 50 процентов, плюс одна акция, то есть контрольный пакет, останется за муниципалитетом.

– Мы следуем в общей канве приватизации собственности, – убеждает первый вице-мэр. – Сегодня у ПОКиТС отсутствуют инструменты для привлечения инвестиций. По расчётам, которые мы сделали в соответствии с методикой правительства Российской Федерации, предприятие с достаточно высокими тарифами, каким является ПОКиТС, по определению эффективно. Поэтому в форме акционерного общества оно будет вполне благополучно жить. По сути мы сейчас слегка отпускаем вожжи для перемещения ПОКиТС в некое свободное плавание.

Лучше, как нам кажется, не скажешь. Отпущенные вожжи и свободное плавание. Что ж, отпустим их вслед за Александром Борисовичем.

… И свободное плавание

Итак, МУ ПОКиТС в свободном плавании. Котлы пыхтят, трубы дымят, живительное тепло бежит по трассам, горячая и холодная вода льётся по трубам. Акционерное общество «Предприятие объединённых котельных и тепловых сетей», облагодетельствованное «достаточно высокими тарифами», а потому «эффективное» и «вполне благополучно живущее», подсчитывает барыши. Они, кстати, действительно будут: предприятие прибыльно. В прошлом году прибыль составила аж девять миллионов рублей. Запомним эту астрономическую цифру. Её масштабность станет более очевидной в сравнении с другими миллионами.

О других миллионах. Плохой стилист написал бы, что долги ПОКиТС, разделённые на задолженность дебиторскую (деньги, которые причитаются предприятию) и кредиторскую (деньги, которые числятся за ним), росли в последние годы как снежный ком. Гляциологи, однако, установили, что ком, если катить его по сухому снегу, за один оборот прибавляет в массе не больше пяти-семи процентов. Так что по части накопления долгов ПОКиТС даст фору любой снежной бабе.

Вот динамика, отслеженная нами по публикациям в ВНАО, с 2010 года. «Дебиторка»: 148 млн рублей (март 2010 года); 183,4 млн рублей (май 2011 года); 410,4 млн рублей (февраль 2015 года); 449 млн рублей (апрель 2015 года). «Кредиторка»: 141,1 млн рублей (март 2010 года); 148, 2 млн рублей (февраль 2015 года); 154 млн рублей (апрель 2015 года).

В этом кругообороте долгов все должны всем. ПОКу – управляющие компании и товарищества собственников жилья. Предприятие в долгу не остаётся. Вернее, наоборот, остаётся. Его жертвы – ресурсоснабжающие организации: ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция», ЗАО «Печорнефтегазпром», ОАО «Нарьян-Марокргаз». На сегодняшний день им набежало долгов на 93,1 млн рублей. И все они – просроченные. Плюс гигантская сумма невыполненных обязательств МУ ПОКиТС по налогам и сборам.

И должники, и заимодавцы, выступая попеременно то в одном, то в другом качестве, с упоением судятся и банкротят друг друга. Это их любимое занятие. Темпы подачи исковых заявлений в суд о принудительном списании долгов с дебиторов сопоставимы с динамикой роста самой задолженности. В 2012 году ПОКиТС подало 50 исков на сумму 235,2 млн рублей, в 2013-м – 70 исков на 249,8 млн рублей, с января по декабрь 2014 года68 исков на 78 млн рублей. Мишенями претензионной работы становились самые отвязанные злыдни-дебиторы: УК «Чистое подворье», ТСЖ «Новый посёлок», «Гарант», ООО «Базис-сервис», ООО «Служба заказчика».

Разумеется, практически все исковые заявления судом удовлетворяются. Но что толку? Погашать долги по исполнительным листам УК, ТСЖ и иже с ними всё равно не в состоянии. На их счетах – торричеллиева пустота. Да и под арестом они.

«Ресурсники» в свою очередь таранят исками ПОКиТС. Результат такой же.

Итог на сегодняшний день грустный: предприятие утратило платежеспособность, зависло в предбанкротном состоянии. Не спасли его многомиллионные бюджетные вливания, которые тотчас списывались на погашение долгов ресурсоснабжающим организациям и уходили в песок, не оставляя предприятию шансов на модернизацию и развитие. За последние три года МУ ПОКиТС получило «на круг» около 450 миллионов казённых рублей. Получило, рассчиталось с кредиторами – и принялось делать новые долги.

Спросим про приватизацию себя

Но может быть, прав Александр Бебенин: а вдруг толпа инвесторов, которые налетят на эмитированные акции ПОКиТС, принесёт вожделенные сотни миллионов рублей, вытянет новорождённое акционерное общество из трясины долгов, покончит с его перманентным предбанкротством, породит технический и технологический ренессанс?

Этим же вопросом, кстати, задался на последней планёрке в окрадминистрации губернатор НАО Игорь Кошин. Правда, не без примеси сарказма.

– Это в связи с долгами вы акционируете предприятие? – спросил он у директора МУ ПОКиТС Натальи Бетхер.

– Не мой вопрос, – лаконично ответила она.

Что верно, то верно – не её. Но давайте-ка, читатель, переадресуем этот вопрос…самому себе. Вот вы бы купили такой товар, точнее, часть товара – на величину дополнительной эмиссии акций – как ПОКиТС? Чего ради, спросите вы? Чтобы повесить себе на шею тяжкий спуд неподъёмных полумиллиардных долгов? Или с какой-то иной целью? Но какой? Не с аналогичной ли той, которую задумал и осуществил один из известных в округе приобретателей активов, совершивший в 2011 году отчуждение у ОАО «Нарьян-Марстрой» через механизм беспроцентного займа трёх котельных стоимостью 48 млн рублей по цене залога всего 11,8 миллиона? А затем, получив котельные во владение, передал их в аренду тому же «Нарьян-Марстрою», вчинив двойной счёт за арендную плату. Эта история, кстати, до сих пор не закончилась, завязнув в судебных тяжбах (см. «Продать жалко. А нести тяжело», ВНАО, 26 декабря 2014 года).

Мы что, разве хотим повторения чего-то подобного?! Только уже не с тремя котельными, а с полутора десятком? В городе за Полярным кругом, где термометр предопределяет бытие, сознание и подсознание? Когда, быть может, из бюджета, который от перенапряжения звенит как натянутая струна, придётся оплачивать арендные, тарифные и прочие амбиции будущих совладельцев АО «ПОКиТС»?

Только не надо говорить, что город как держатель контрольного пакета акций не допустит такого апокалиптического сценария. Пакет имеет свойство размываться в пространстве и во времени. А, скажем так, укоренившиеся в мэрии Нарьян-Мара и в МУ ПОКиТС традиции здоровой российской семьи наверняка станут ускорителем и катализатором процесса размывания.

Александр Бебенин выкладывает ещё один козырь: акционировав ПОКиТС, можно вклиниться в программу поддержки коммунальной сферы, прописанную в федеральном законе № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Этот Фонд, убеждает он, выдаёт средства под низкие проценты только организациям с негосударственной и немуниципальной формами собственности. Проще говоря, длинные деньги из федеральной казны Фонд акционерному обществу даст, а вот муниципальному предприятию – не даст.

Так-то оно так, но Фонд содействия реформированию ЖКХ крайне дотошно и капризно подходит к анализу деятельности хозяйствующих субъектов, прежде чем выдать им хотя бы один рубль налогоплательщиков. И ещё более дотошно – к контролю и подведению итогов этой деятельности. Что предъявит грядущее АО экспертам? Долги? «Эффективный» менеджмент своего начальства? Пресловутые «достаточно высокие тарифы»? Грёзы о «благополучии»? Вряд ли Фонд при этом проникнется умилением и раскошелится.

По котлам и крышка

Альтернатива? Вернуться и реализовать прошлогодние договорённости города с округом о передаче ПОКиТС в ведение субъекта Федерации, как это предусмотрено окружным законом «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти НАО». Вернуться, оставив в покое юридическую казуистику, которая позволяет трактовать соответствие данного акта федеральному законодательству и так, и сяк. Наступив, быть может, на собственную песню. Сказав самому себе (или самой себе): ничего личного. В конце концов, такое решение – это лакмусовая бумажка, тест на гражданскую зрелость руководителей администрации и депутатского корпуса Нарьян-Мара.

И тогда ПОКиТС, зовись оно хоть акционерным обществом, хоть ненецким филиалом ордена тамплиеров, возможно, удастся спасти. Спасти, применив формулу, не однажды озвученную губернатором Игорем Кошиным: оставьте у себя столько полномочий, на исполнение которых у вас хватит собственных финансовых ресурсов. Проще говоря: если у вас в казне есть рубль, а на полноценную хозяйственную деятельность муниципального предприятия (включая расчёты по текущим долгам, рассасывание долгов фундаментальных, подготовку к зиме, модернизацию и развитие производства и т.д.) требуется рубль-двадцать, – оставьте, ради бога, это предприятие у себя: такой довесок округ найдёт. Как говорят французы (точь-в точь про наши нарьянмарские котельные), по котлам – и крышка.

Однако сегодня в бюджетном балансе муниципального образования «Город Нарьян-Мар» сложилась уродливая пропорция: собственные доходы города не превышают четверти величины трансфертов из окружной казны, а дебиторская задолженность ПОКиТС (вместе с многолетними и нереальными к взысканию долгами) составляет больше половины этих самых доходов. Как может руководитель МУП думать, что он или она в обозримой исторической перспективе получит эти деньги из бюджета города? И как глава города может их выделить?

«Глава города порождает системный риск»

Алгоритм решения проблемы ПОКиТС, предлагаемый округом, понятен и прост. При передаче предприятия под юрисдикцию НАО, поясняет заместитель губернатора – руководитель департамента экономики, финансов и имущества Владимир Бланк, оно будет максимально очищено от долгов, санировано за счёт окружного бюджета. Затем «начнутся все остальные движения».

– Почему нельзя сейчас акционировать ПОКиТС? – размышляет Владимир Бланк. – Дело в том, что пока оно «МУП», органы власти имеют право выдавать бюджетные субсидии на восстановление платежеспособности предприятия. Если же произойдёт акционирование, то возникнет такая коллизия. У муниципалитета, который сам является дотационным, появятся в качестве актива акции убыточного предприятия. По закону его санировать нельзя. Бюджет не вправе финансировать акционерное общество. У него просто нет такого расходного обязательства. Вот и возникает вопрос: как мэр города могла додуматься до того, чтобы приватизировать систему жизнеобеспечения в ситуации, когда эта система стоит перед банкротством?! Ведь тем самым глава города порождает системный риск. Нелишне вспомнить, что многие предприятия округа, которые были приватизированы, оказались разворованными и разграбленными у всех на глазах…

Вот, пожалуй, и всё, что хотелось бы рассказать про проект, замысленный в недрах администрации Нарьян-Мара. Остаётся последнее: призвать всех, кто прямо или косвенно к нему причастен, крепко подумать перед тем как принять окончательное управленческое решение. Думайте, мэр, думайте, заместители мэра, думайте, депутаты, думайте, горожане. Думайте и не ошибитесь.

Яков КОМПОСТЕЛЬСКИЙ

Источник — «Выбор НАО» http://vnao.ru/news/vakcinirovanie-na-glazok 



Добавить отзыв


Защитный код
Обновить

Правила добавления отзывов:
Все новые отзывы проходят предварительную модерацию! Отзыв будет присутствовать на сайте только после того, как его примет модератор. Чтобы публиковать отзывы без премодерации, зарегистрируйтесь.
Запрещается:
- Реклама в отзывах в любых формах;
- Использование заведомо ложной информации (клевета);
- Оскорбительные высказывания, нецензурные слова;
- Оставлять отзывы, нарушающие действующее законодательство РФ;
- Писать отзыв ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ;
- Публичное обсуждение Администрации сайта и её действий;
- Оставлять отзывы от разных имен.
Администрация сайта не несет ответственность за отзывы (комментарии), оставленные посетителями сайта. Вся ответственность ложится на пользователя, оставившего данный отзыв.
Пользователь сайта, публикуя свой отзыв (комментарий) на сайте, автоматически принимает и соглашается с условиями пользовательского соглашения Инфо83.РУ.

Новости с последними комментариями