Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Экономика

275-023Заседание постоянной комиссии Собрания депутатов НАО по бюджету и экономической политике, предварявшее первую после депутатских каникул сессию с порядковым номером «56», прошло под знаком двух разнонаправленных векторов. С одной стороны, депутаты и представители исполнительной власти стояли перед фактом неизбежной оптимизации бюджетных расходов (а, проще говоря, их урезания), обусловленной ожидаемым обмелением доходной базы окружной казны. С другой стороны, депутаты отрабатывали общественный заказ на сильную социальную политику, требующую этих самых бюджетных расходов.

В поисках золотой середины

Доклад Нинель Семяшкиной «Об исполнении окружного бюджета за первое полугодие и восемь месяцев 2013 года» прозвучал тревожно. Не столько из-за показателей по факту исполнения бюджета, сколько вследствие прогнозов на будущее. Как на самое ближайшее (начальник финуправления округа говорила и об ожидаемом исполнении бюджета за девять месяцев), так и на обозримое – в 2014 году.

Сначала о пути, который уже прошёл бюджет нынешнего года. Его исполнение по доходам составило на 1 сентября 2013 года 9 543 691,3 тыс. рублей или 98,3 процента к плану на январь-август 2013 года. Расходы определились в сумме 7 981 853,2 тыс. рублей или 80,5 процентов к плану. Окружной бюджет исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 1 561 838,2 тыс. рублей.

В общем объёме доходов налог на имущество организаций составил 39 процентов, (3 721 716,4 тыс. рублей или 94,2 процента к плану января-августа 2013 года). Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение» определились в размере 4 411 484,3 тыс. рублей или 99,1 процента к плану. За восемь месяцев текущего года из казны округа израсходовано 7981853,2 тыс. рублей, что составляет 80,5 процентов от плана.

Но что ждёт нас через три месяца, через год, два?.. Как видим, уже сейчас снизилась доля главного донора окружного бюджета – налога на имущество. 39 процентов для донора маловато. Почему же иссякает источник?

Дело в том, объяснила Нинель Семяшкина, что с 1 января 2013 года внесены изменения в федеральное законодательство, согласно которым налогом на имущество не облагается имущество движимое. Причём, не только новое, но и «бэушное». Следовательно, доходы от налогов на всё то, что передвигается, ушли в минус.

Далее. Во втором квартале 2013 года произошла перерегистрация трёх компаний энергетического сектора – «Хвойное», «Печоранефть» и Варандейского терминала. Теперь они не резиденты округа. Один только уход Варандейского терминала означает выпадение доходов на сумму примерно 180 млн рублей в год. А всей беглой троицы – от 430 до 460 миллионов.

Наконец, истончается такой могучий поток, как доля прибыльной продукции от реализации соглашения «продакшн шеринг» по Харьяге, формировавшая свыше 40 процентов доходов окружной казны. С 5 до 2,9 миллиарда рублей за год.

Таким образом, дефицит бюджета 2014 года будет составлять не меньше 30 процентов при допустимом пределе 15 процентов. При этом индексация основных расходов не произведена.

Таковы реалии завтрашнего дня. Ясно, что и администрации НАО, и Собранию депутатов, и органам местного самоуправления предстоит очень непростой процесс поиска золотой середины между запросами, амбициями и требованием времени – жить по средствам. Предстоит уже сейчас: проект бюджета свёрстан 25 сентября и направлен в окружную администрацию. Затем его путь по обыкновению проляжет в правое крыло здания на улице Смидовича, 20 – в Собрание депутатов.

Сколь результативным окажется этот поиск, мы узнаем совсем скоро.

«О внесении изменений» решили пока не вносить

Пожалуй, активнее других социальную идеологию на этом заседании исповедовала депутат Наталья Кардакова. Она озвучила проект поправок в окружной закон «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку или попечительство, в приёмные семьи, либо на усыновление в семьи граждан, проживающих на территории НАО». Тяжесть этого проекта на весах бюджетных расходов только в 2013 году составляет 4368 тыс. рублей.

Суть поправок заключается в следующем. Согласно законопроекту, внесённому группой депутатов, гражданам, усыновившим (удочерившим) ребёнка, в дополнение к уже выплачиваемому денежному пособию полагается добавка – 150 тысяч рублей. Эти деньги, по замыслу авторов законопроекта, выплачиваются единовременно по завершении усыновлённым ребёнком определённого уровня образования. Если же ребёнок нигде не обучается, то указанное вспомоществование выдаётся по достижении им семи, одиннадцати, шестнадцати и восемнадцати лет.

Изменения предусматривались также в законе «О развитии ипотечного жилищного кредитования в НАО» – в части предоставления усыновителям первичного права на социальную поддержку при ипотечном жилищном кредитовании, а также на социальную выплату при оплате первичного взноса по ипотеке.

Возможно, ещё месяц назад такой законопроект прошёл бы через фильтр бюджетной комиссии без сучка и задоринки. Но теперь он подвергся жёсткой обструкции, как со стороны представителей исполнительной власти, так и некоторых экспертов.

Начальник Управления финансов НАО Нинель Семяшкина поинтересовалась, за счёт каких источников предлагается выплачивать единовременное вознаграждение усыновителям? Выяснилось, что такой источник вообще-то в финансово-экономическом обосновании к законопроекту прописан, однако вряд ли его стоит считать надёжным, а тем более постоянным. Деньги предполагалось изыскивать за счёт «увеличения дефицита бюджета, путём его покрытия за счёт следующего источника финансирования дефицита бюджета – «Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации». Проще говоря – брать на пособие займы в банках.

 – Да, мы можем получить на эти цели кредит, – возражала Нинель Семяшкина, – но только ведь его возвращать придётся! А пока кредит не вернёшь, банк новый не даст…

На этом пункте мнения участников дискуссии разделились.

Счётная палата НАО согласилась с финуправлением округа.

 – В связи со сложившейся ситуацией с доходной частью бюджета, считаем принятие данного законопроекта преждевременным, – заявила её представитель Ирина Газимзянова.

 – Пусть в нынешнем году на эти цели будет использован кредит, – оппонировал скептикам начальник Экспертно-правового управления Собрания депутатов Павел Рахмилевич. – А потом мы определимся с источником. Это не противоречит Бюджетному кодексу.

 – Законопроект в таком виде не даст результатов, – включилась в спор начальник Управления образования НАО Римма Галушина. – Нужно создать рабочую группу, изучить опыт других регионов страны. Например, в Московской области такого рода выплаты сохраняются за усыновлёнными детьми даже, если они переехали в другой субъект Федерации. Я не против этого закона. Но в нём много нюансов не проработано.

Предложения рождались одно за другим. Депутат Александр Белугин посчитал целесообразным не выплачивать чохом 150 тысяч рублей по достижении усыновлённым ребёнком определённого возраста или завершении образования, а распределять эту сумму равномерно. Зам главы администрации НАО по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера Юрий Хатанзейский указывал на недопустимость поддержки тех приёмных родителей, которые усыновляют детей из корысти, и предлагал выслушать самих усыновителей.

 – У нас не так уж много приёмных детей, – не сдавалась Наталья Кардакова. – Неужели вопрос упирается только в деньги? Почему же мы раньше находили деньги на детей? На увеличение штата чиновников ведь находим…

 – Очень печально, что наш округ занимает одно из первых мест в стране по количеству детей в детских домах, – пыталась спасти забуксовавший законопроект депутат Римма Костина.

Под конец дискуссии смягчила свою позицию и главный финансист округа Нинель Семяшкина. Она предложила разработать что-то вроде «дорожной карты» для реализации спорного законопроекта, составить чёткий и понятный план: столько-то детей возьмут приёмные родители, столько то уедут в другие регионы страны.

 – Мы как раз этим и занимается, – заверила комиссию Римма Галушина.

Черту под обсуждением подвёл председатель комиссии и первый вице-спикер парламента Анатолий Мяндин. Законопроект «О внесении изменений…» было решено не выносить на очередную сессию Собрания. Для его доработки будет создана рабочая группа, которая изучит предложения Управления образования НАО и доведёт документ «до ума».

«Отдельным категориям» подарили льготный налог

Под «занавес» заседания комиссии депутаты немного облегчили жизнь некоторым компаниям, работающим в НАО. Анатолий Мяндин представил проект закона «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков». «Отдельные категории», пояснил он, это в основном предприятия-недропользователи.

 – Никаких потерь округ от этого не понесёт, поскольку налог на прибыль перечисляется в Архангельскую область. проинформировал коллег Анатолий Мяндин. С другой стороны, льгота послужит стимулом для компаний продолжать деятельность на территории НАО.

Возражающих, разумеется, не было. Начальник экспертно-правового управления Собрания депутатов Павел Рахмилевич посоветовал внести в законопроект норму, разрешающую понижать ставку налога до 1 января 2018 года – с последующей возможностью пролонгации срока. Понимать это можно так: сегодня обложим вас льготно, а завтра посмотрим на ваше поведение.

Комментарий в тему

Анатолий МЯНДИН, первый зам председателя Собрания депутатов НАО:

«Выгоду получат все»

 – Вопрос, который мне стали задавать задолго до этой сессии, звучал примерно так: зачем нефтяникам, работающим на территории округа, снизили ставку налога, ведь его всё равно получаем не мы, а Архангельская область? И что это даст округу? Объясняю. Согласно Налоговому кодексу, налог на прибыль организаций размером 20 процентов расщепляется следующим образом: два процента – в федеральный бюджет и 18 процентов – в бюджет субъекта Российской Федерации. В нашем случае, налог на прибыль организаций, работающих на территории округа, поступает в доход бюджета Архангельской области. Но в то же время, согласно 184-му федеральному закону, право понижать размер ставки налога на прибыль дано органу власти Ненецкого автономного округа. Причём, согласно Налоговому кодексу, ставка налога на прибыль может быть максимально понижена до 13,5 процентов. Поэтому, по просьбе губернатора, нами был подготовлен законопроект о снижении ставки налога на прибыль для организаций, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков по следующим видам экономической деятельности: добыча нефти и попутного газа, их транспортировка и хранение. Именно для такой консолидированной группы с первого января будущего года ставка на прибыль в части отчисления в бюджет субъекта РФ будет 13,5 процента. Эта льгота даёт возможность организациям, которые работают на территории округа, войти в консолидированную группу, и внутри этой группы налог, который раньше платила головная организация по месту её нахождения, сейчас будет перераспределяться между всеми организациями в зависимости от стоимости имущества и фонда оплаты труда. Что получит бюджет НАО? Мы даём возможность для таких организаций зарегестрироваться на нашей территории с учётом такой льготы, которую они не могут получить от другого субъекта. А это, в свою очередь, даст округу дополнительный налог на имущество. Прибавьте к этому дополнительные отчисления на социально-экономическое развитие округа. С каждым недропользователем подписывается отдельное соглашение на этот счёт. Есть определённые договорённости с некоторыми такими организациями о том, что они будут участвовать в социально-экономическом развитии путём выделения определённой суммы средств. После переговоров губернатора Игоря Фёдорова с руководством Лукойла, озвучивалась примерная сумма: триста миллионов рублей получит округ дополнительных средств в следующем году после принятия этого закона.

Игорь ПЕРСИКОВ

Источник — http://vnao.ru/news/o-chyom-poyut-finansy



Новости с последними комментариями