Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Культура и образование

«Дети-солнца» — так себя называют древнейший коренной народ Кольского полуострова — саами. Их быт за сотни лет почти не изменился — кочуют по тундре, верят в необычных богов, занимаются шаманизмом и говорят на своем языке, алфавит которого состоит из 43 букв.

«Дети-солнца» привезли в Нарьян-Мар выставку

Этот народ уникален тем, что в России его представителей осталось всего около 2 тысяч человек. В столицу региона саами привезли свою выставку.

— Вот эти штаны сшил я. Я около месяца их собирал, думал что, как… А потом разозлился и за один вечер сшил, — рассказывает один из представителей саамской делегации.

Саамский мужчина, как и женщина, должны уметь всё. И это не просто слова — условие. У кочевого народа их множество. Вера, шаманизм, язычество — традиции древних предков, которые положено соблюдать. Иначе какой из тебя саами?!

— Кстати, молодой человек до свадьбы ходит нерасшитым. Во время свадьбы он надевает белую рубаху и жена ему полностью ее расшивает.

— Раз у тебя нет, значит ты холост?

— Да. И вот эти желтые вставки говорящие среди народа, они понимают, что я холостой! То есть я на выданье.

Чтобы увидеть саами изнутри, достаточно посмотреть на одежду. Узоры, которыми разукрашена национальная одежда — словно разложенные на столе у гадали карты — всю правду тебе покажут и расскажут. В рисунке идет жизнь!

Семён Большунов — потомок кольского народа. В тундре он с детства. За свою жизнь освоил множество навыков — и шить научился, и готовить, и даже сложный финоугорский язык. Живет Семён ближе к Норвегии. А вообще саами существуют на территории четырех стран: в Швеции, в Норвегии, в Финляндии и России. Есть саами горные, морские, лесные и тундровые. Молодой человек себя относит больше к лесным.

— Я сейчас уже ничем не занимаюсь, — рассказывает Семён, — раньше занимался оленеводством в своей общине, пока браконьеры массово не выбили моих оленей. Участвовал в гонках постоянно, с детства по тундре мотаюсь туда-сюда…

Он пытался возродить на своей земле оленеводство, но браконьеры снова помешали. Теперь всё чаще ездит по другим городам, рассказывает о культуре древнего народа.

— Мы, кстати, произошли от оленя. У нас есть такое верование, что произошли от бога. Он наполовину олень, наполовину человек, а вместо рук — крылья. То есть он мог превращаться в птицу и оленя. Его зовут Мяндыш. Он сын солнца. Его всегда изображали солнцем. То есть мы дети солнца. Это считается наш главный оберег. Живут саами в тундре в чумах, — продолжает свой рассказ Семен. — Сам древний народ его называет «куавас». Спят в спальниках из шкуры оленя — говорят, в них тепло и очень удобно. Но если ты живешь с женой, то он шире, это уже балаган! Ну, балаганы и у вас есть.

Кстати, такие слова, как «пимы», «тобоки» и «малица» саами переняли у ненцев, которые пришли на их земли еще в XIX веке. С тех пор традиции двух народов стали немного похожи.

Например, национальная верхняя одежда саами пичок похожа на ненецкую малицу, ее шьют исключительно из шкуры оленя. С виду очень легкая, только шерсти от нее очень много! А вот шапка отдельно, она— обязательный атрибут.


— Вот это, кстати, не лодка! — показывает Семен на один из экспонатов выставки. — Хотя на первый взгляд так кажется. Это наше средство передвижения, старинные сани, как нарты у ненцев. Раньше у нас на таких санях ездили. Дело в том, что у нас очень каменистая тундра, и именно на таких санях очень удобно передвигаться. Запрягался один или два оленя.


Вместе с Семёном Большуновым в Нарьян-Мар приехала Татьяна Егорова — она тоже представительница древнего народа саами. Девушка работает руководителем офиса коренных народов Баренцева региона. В столицу нашего округа она прибыла, чтобы пообщаться с ненцами и изучить их проблемы, а по возможности и помочь решить. Тем более, для нее это так знакомо.


— Люди обращают на нас внимание, знают, что есть саами, знают, что у нас есть свои проблемы. Знают, что мы коренной народ, а у коренного народа свои потребности. Поэтому работа ведется, но, я считаю, что она должна улучшаться. Так и будет, я думаю, — говорит Татьяна.


Познакомиться с бытом саами и увидеть уникальную выставку может каждый. Она расположилась на втором этаже Культурно-делового центра «Арктика».




Источник: http://trksever.ru/news/6/6785/


Новости с последними комментариями