Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ненецкий автономный округ

Экономический потенциал Ненецкого автономного округа вскоре станет локомотивом событий, связанных с освоением Арктики, а ХХI век будет веком полярных стран, уверен губернатор Ненецкого автономного округа /НАО/ Игорь Фёдоров. В интервью ИТАР-ТАСС он рассказал о перспективах освоения арктических месторождений, планах преодоления «транспортной изоляции» округа и других важнейших направлениях развития заполярного региона.

- Как вы оцениваете социально-экономическое развитие Ненецкого автономного округа?

— Я могу охарактеризовать его как стабильное, по основным направлениям округ занимает передовые позиции в общероссийских рейтингах. У нас нулевой уровень госдолга — экономика развивается за счёт собственных ресурсов. Мы сумели освоить массовое жилищное строительство и, если всем планам суждено сбыться, через 3–4 года проблема ветхого и аварийного жилья в Ненецком автономном округе уйдёт в историю. Ликвидированы очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет. Два года потребуется для ликвидации очереди в младшие группы. Средняя зарплата работников образования в первом полугодии составила более 56 тысяч рублей, что соответствует среднему уровню заработной платы в экономике региона. На очереди — повышение зарплаты молодым учителям.

В округе за последние несколько лет выстроена чёткая и прозрачная схема взаимодействия с недропользователями, в числе которых отечественные и зарубежные нефтяные гиганты, такие как «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Башнефть», «Тоталь Разведка Разработка Россия», «Статойл», «Шелл» и многие другие. Нефтяники проявляют государственный подход, и сообща мы строим в округе новые школы, детские сады, амбулатории, оказываем поддержку коренному населению.

Экономические показатели позволяют нам вплотную заниматься перспективными проектами. Яркий пример — проект «Печора СПГ», который при личной поддержке председателя   правления «Газпрома» Алексея Миллера начинает приобретать конкретные очертания — сейчас совместно с группой «АЛЛТЕК» и при содействии «Газпрома» идёт работа попрединвестиционным исследованиям. Проект предусматривает добычу, сжижение и транспортировку природного газа. Параллельно мы сможем газифицировать ряд населённых пунктов округа, а это огромная экономия для регионального бюджета на северном завозе, на который ежегодно приходится тратить более 600 млн. рублей.

Приложив немалые усилия, нам удалось вывести из кризиса основные градообразующие предприятия округа: Нарьян-Марский объединённый авиаотряд, морской торговый порт, Нарьян-Марстрой.

Округ традиционно оказывает поддержку коренным малочисленным народам Севера. Приведу лишь два примера этой работы. Поголовье оленей в округе превысило лучшие   показатели советской эпохи — более 170 тысяч голов. И самое важное. В округе, территория которого практически полностью находится к Северу от Полярного круга, положительный прирост населения, в том числе и среди коренного — ненцев. Этими показателями у нас есть все основания гордиться.

— Нефтегазодобывающая отрасль — основа экономики округа. Каковы перспективы и направления её развития?

— Действительно, нефтегазовый сектор — это 98 процентов всего экономического потенциала округа. В последние годы наметилась тенденция к сокращению уровня нефтедобычи. Если в 2009 году в НАО было добыто 18,8 млн тонн нефти, то в 2011 году — 15,2 миллиона. В этом году ожидаем показатель на уровне 14,3 млн тонн. В перспективе рост нефтедобычи мы связываем с разрабатываемыми сегодня крупнейшими в Европе месторождениями: имени Романа Требса и Анатолия Титова, вводом в промышленную эксплуатацию Приразломного месторождения, новых месторождений компаний «РУСВЬЕТПЕТРО» и «Роснефти».

В то же время в округе хорошие перспективы по добыче природного газа. Сегодня используется всего два процента от общего объёма разведанных газовых и газоконденсатных   месторождений. А на практике это Василковское месторождение, которое снабжает Нарьян-Марскую электростанцию и только. Понимая эту особенность,   администрация округа нацелена в первую очередь на запуск проекта «Печора СПГ», о котором я уже упоминал. В итоге удалось заручиться поддержкой отечественного газового   гиганта и сейчас научные институты оценивают технические характеристики проекта.

Ещё одно направление — арктический шельф, где пионером стала отечественная морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». На очереди месторождения на   шельфе Карского моря.

— Какую роль отводит себе округ в освоении арктического шельфа, и насколько велика опасность техногенных аварий на промыслах в Арктике?

— Географическое расположение региона, развитый нефтегазовый сектор и наличие авиа- и морских портов указывают на то, что Ненецкий автономный округ не останется в стороне при освоении полярного шельфа. У Администрации НАО есть чёткое видение перспектив и своей роли в этом масштабном проекте.

В перспективе кроме Приразломного планируется освоение других месторождений шельфа Печорского моря: Долгинского, Варандей-море, Медынского-море и других. НК «Роснефть» приступает к геологоразведке в Карском море.

В посёлке Амдерма, расположенном на стыке Баренцева и Карского морей, сохранён уникальный высокоширотный аэропорт, способный принимать любые типы воздушных судов. Усилиями окружных властей в этом году предприятие переведено из ведения Минобороны в статус федерального казённого предприятия. Аэропорт развивается.

В то же время нас не может не беспокоить экологическая составляющая масштабного освоения арктических кладовых. В случае разлива в Печорском или Карском морях нефть распространится по обширной территории прибрежных маршей, которые не имеют естественной защиты в виде высоких берегов. И на сегодняшний день в мире не существует эффективных технологий по устранению нефтяных разливов во льдах. Мы, находясь на «рубеже», это прекрасно понимаем. Ближайшие аварийно-спасательные службы, способные проводить ликвидационные работы в Баренцевом море, находятся в Мурманске — почти в тысяче километров от Приразломного месторождения. Поэтому филиал арктического центра МЧС, возводимого сейчас в Нарьян-Маре, уверен, должен появиться и в Амдерме.

Уже сегодня в государственной концепции освоения арктического шельфа должны быть отражены вопросы экологической безопасности и налогообложения, стимулирующие   хозяйствующие субъекты на снижение негативного воздействия на окружающую среду путем внедрения самых передовых технологий.

Округ поддерживает планы Минтранса России по созданию флота, который бы осуществлял патрулирование и дежурство в районах судоходства, поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам в ледовых условиях, проведение операций по ликвидации нефтеразливов, оказание помощи в тушении пожаров, буксировку судов во льдах. Необходима чёткая координация действий всех служб и ведомств. Всё должно быть отработано до мелочей. Никаких экспромтов или проволочек Арктика не простит. И последние примеры служат ярким подтверждением моих слов.

Так, в сентябре мурманское судно-снабженец «Искатель», находившееся в Баренцевом море, запросило помощь — у капитана случился сердечный приступ. И такую помощь смогли   оказать ненецкие авиаторы, врачи и спасатели. Ми-8, пролетев более тысячи километров над морем, дозаправившись на острове Колгуев, снял с борта капитана и доставил в Ненецкую окружную больницу. Человека спасли. А потом у федеральной пограничной службы возникли к авиаторам вопросы на основании отсутствия своевременного уведомления о пересечении государственной границы!

Поэтому я уверен, что координация действий всех служб нужна на государственном уровне.

— В Ненецком округе нет железных и автомобильных дорог, связывающих его с остальной страной, каковы пути и перспективы преодоления транспортной «изоляции» заполярного   региона?

— Ненецкий округ — единственный субъект Федерации в европейской части России, не имеющий наземного транспортного сообщения с остальными регионами. Это   вызывает огромные сложности. Для администрации НАО совершенно очевидно, что вопрос транспортной доступности в ближайшие годы необходимо решить. Выход на «большую землю» из Нарьян-Мара лежит через Усинск в Республике Коми. Я не раз поднимал вопрос финансирования этой дороги на федеральном уровне. Обсуждалась эта тема и во время визита президента России в округ в октябре прошлого года. Федеральные власти понимают, что транспортное сообщение для округа необходимо. Правительство Республики Коми также занимает весьма конструктивную позицию в этом вопросе и строительство дороги в последнее время оживилось. Но кроме этого мы проектируем дороги и внутри округа: от Нарьян-Мара вверх по Печоре и на Запад.

Также ведём системную работу по продвижению таких проектов, как строительство железнодорожных веток от Воркуты до Усть-Кары и Амдермы, которая, уверен, будет   востребована при освоении Северного морского пути и шельфовых месторождений и второе направление Сосногорск — Индига. Этот проект мы связываем с освоением газовых   месторождений на территории округа.

«ИТАР-ТАСС» 21.09.2012


Источник: http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=7731


Новости с последними комментариями