Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Политика

1515242204 tay 5790Ровно через сто дней на посту главы Ненецкого округа, Александр Цыбульский ответил на вопросы о том, каковы основные перспективы развития Арктического региона, об основных принципах бюджетной политики, об ответственности чиновников за их работу.

- Александр Витальевич, как только вырастает цена на нефть или стабилизируется ситуация с бюджетом, все реже из уст чиновников слышны слова «оптимизация» и «эффективность». Получается, что оптимизироваться мы начинаем только, когда для этого наступает резкая необходимость?

- Эти слова изначально несут в себе только позитивный смысл. Другое дело, что в округе они приобрели некий негативный оттенок. Наверное, это означает, что возникла необходимость пересмотреть некоторые решения, понять, правильно ли они были приняты, и так ли они работают, как ожидалось.

На самом деле, оптимизация и эффективность — это два основополагающих принципа, на которых должна строится любая экономическая модель, как и модель жизни вообще. Чем эффективнее мы работаем, чем более оптимальны наши расходы, тем, соответственно, больше возможностей для перераспределения средств у нас есть в пользу социальных и иных проектов.

То, что происходило в округе в последнее время, стало результатом очень жестких бюджетных условий, и это заставляло во многом рассматривать оптимизацию исключительно как сокращение бюджетных расходов. Но не только неоптимальных  расходов, таких как содержание госаппарата и какие-то иные  избыточные функции. В том числе произошло и урезание социальных обязательств. И это, конечно, очень плохо, ведь урезание не имеет ничего общего с оптимизацией.

Абсолютно однозначно, нет эффективности в применении подушевого финансирования в детских садах в маленьких сельских населенных пунктах. Здесь нужен дифференцированный подход, и я уже дал поручение пересмотреть систему оплаты труда в таких учреждениях, применив индивидуальный подход к каждому учреждению.

Уверен, что в новый год мы входим в плановом режиме, и нам не потребуется принятие каких-то резких и социально чувствительных мер. Будем надеяться, что никаких экстраординарных внешних факторов не произойдет, и в дальнейшем в случае поступления  дополнительных  доходов мы сможем направлять их в первую очередь на инвестиционные цели — для того, чтобы улучшать качество жизни людей нашего округа.

- Совсем недавно Вы заявили о том, что будете ужесточать ответственность чиновников за качество бюджетного планирования. С чем это связано?

- Мы слишком часто вносим изменения в бюджет. Только в этом году меняли закон семь раз. И на самом деле, это не те изменения, которые вносятся, исходя из новых условий. При мне это в основном изменения, связанные с ошибками в бюджетном планировании. Надо понимать, что бюджет — это не просто мешок денег, из которого мы берем их и тратим. Бюджет — это абсолютно сбалансированная система по доходам и расходам. И, вступая в финансовый год, мы должны стараться максимально точно прогнозировать наши доходы и, исходя из них, прогнозировать расходы.

Есть абсолютно защищенные статьи расходов, которые должны быть неприкасаемыми. Это заработная плата бюджетников, оплата коммунальных услуг и другие обязательные выплаты. Все позиции по майским указам Президента должны изначально закладываться в бюджет в необходимом объеме. А уже все остальное, касающееся распределения дополнительных доходов, может быть предметом изменений. У нас же, к сожалению, зачастую происходит обратная ситуация, когда мои коллеги закладывают какие-то не первостепенные расходы в проект бюджета, понимая, что потом на защищенные статьи в любом случае придется изыскивать средства.

Мы долго и серьезно работали над принятым на этот год бюджетом. И каждый из моих коллег поставил под ним подпись. Я исхожу из того, что все защищенные статьи в нем отражены. Те необходимые инвестиционные расходы, которые мы запланировали, в нем так же отражены. Все изменения, которые дополнительно будут вноситься в этот документ, могут быть связаны либо с какими-то внешними форс-мажорными обстоятельствами, либо с наличием дополнительных доходов, которые можно направить на дополнительное развитие. В остальном, если будут опять предлагаться внесения изменений в бюджет из-за собственных ошибок, мы будем за это очень жёстко спрашивать.

1515242128 tay 5639

— Ни для кого не секрет, что к концу прошлого года профицит окружного бюджета составил почти 2 миллиарда рублей. Это ожидаемый результат или как раз те самые ошибки в финансовом планировании?

Это как раз совершенно четко спланированный путь к снижению государственного долга региона.  Изначально бюджет запланирован, исходя из очень консервативной цены на нефть. Мы понимаем, что бюджет НАО и в части налогов на прибыль, и в части прямого поступления, зависим от цены на углеводороды. Придерживаясь консервативного варианта, мы можем создавать ресурсы для дальнейшего вложения денег в инфраструктурное развитие.

Но и ни для кого не секрет, что у нас бюджет с очень серьезными долгами. И первоначально планировалось, что в 2017 году долг составит больше 5,5 млрд. рублей, что уже было бы на пределе допустимого с точки зрения экономической эффективности. Профицит, который мы по прошлому году получили (а получили мы его исключительно потому что на новый ценовой уровень вышла нефть и нефтепродукты), позволил нам в определенной степени снизить долговую нагрузку на бюджет. Нам удалось оставить ее на уровне 3-х с небольшим миллиардов. И мы будем стараться снижать ее дальше, что, конечно, даст нам очень хорошую экономию по обслуживанию этого долга в следующем году, и эти деньги мы сможем уже направить на иные цели.

— Неоднократно с момента своего приезда в округ в качестве главы региона Вы говорили о том, что качество городской среды оставляет желать лучшего. Насколько известно, повышать его Вы намерены, начав с центра Нарьян-Мара – улицы Смидовича. Расскажите о своих планах в этом направлении: будут ли появляться в окружной столице новые уличные инсталляции, возможно малые архитектурные формы, локации? Есть ли комплексный план развития территории?

— У Нарьян-Мара сегодня, на мой взгляд, нет единого архитектурного стиля. И это очень плохо, при том, что подавляющая часть населения округа живет в городе. Любой город живет тогда, когда живут его улицы. Нам надо начать с центральной улицы — Смидовича, а потом, несомненно, от центра расходиться дальше. Надо вдохнуть в улицы города жизнь.

На Смидовича с одной стороны частично можно воссоздать облик старого Нарьян-Мара, но в абсолютно современном исполнении. Там можно возвести деревянные строения современного качества, в которых можно было бы сосредоточить разного рода общественные пространства. Это должны быть места, где будут собираться дети и заниматься творчеством, это должны быть места для досуга молодежи. Сегодня у нас много молодых талантливых ребят, которые занимаются и небольшим бизнесом, и творчеством. И все это разбросано в разных местах, и зачастую те помещения, в которых они это делают, достались им по остаточному принципу. А надо, чтобы именно такая молодежь и создавала ощущение жизни в городе.

В центре города можно расположить центральную детскую площадку, workout-площадку и локацию для паркура. Там же лучше сосредоточить места для отдыха людей всех возрастов: удобные и красивые лавочки для людей преклонного возраста, чтобы они могли там посидеть, когда позволяет погода. Нужно обеспечить там доступный wi-fi, ведь мы понимаем, что нет сегодня молодежи, которая не коммуницировала бы посредством интернета. Преимущество нашего города в том, что он не очень большой, и поэтому все комфортные локации для горожан можно сосредоточить в самом его сердце. Это в целом должно быть очень современное городское пространство с хорошо освещенными улицами, украшенными различными архитектурными формами, фонарями. Ведь это все создаёт настроение, а настроение влияет на то, как мы будем работать, какие идеи будут приходить нам в голову.

Сейчас мэрия Нарьян-Мара работает над проектом улицы Смидовича. Когда будут готовы первые осознанные очертания этого проекта, конечно, мы будем выходить на максимальное общественное обсуждение. Здесь очень важно иметь связь с горожанами. Мы можем нафантазировать и напридумывать все что угодно, но если это не совпадает с ожиданиями граждан, то какой в этом смысл? Думаю, что в первом квартале уже полностью сформируем этот план, его наброски на бумаге или в 3D модели и постараемся выставить на максимально широкое общественное обсуждение.

1515241736 photo 2018 01 06 14 04 11

— Эти планы как-то связаны с попыткой вернуть в Ненецкий округ студентов, получающих высшее образование за пределами региона?

— Я уже говорил о том, что ставить перед собой целью возвращение в округ ребят, получивших высшее образование, не вижу смысла. Создать для них условия лучшие, чем в больших городах, мы вряд ли сможем.

А вот для тех, кто учится здесь, в Нарьян-Маре, мы обязаны это сделать. В условиях, когда в регионе нет высших учебных заведений, мы имеем все возможности стать центром для подготовки кадров для работы в Арктике. Наши партнеры-недропользователи помогают нам, оказывая поддержку в переоборудовании средних специальных учебных заведений. Это «синица в руках», и ее нужно держать, развивать профессиональное образование, обеспечивать нуждающуюся в профессиональных кадрах нефтяную отрасль местными специалистами.

— Мы много говорим о транспортной доступности округа, в контексте отсутствия круглогодичного наземного сообщения с «большой землей». Но транспортная инфраструктура внутри региона не ушла далеко вперед, на нее жалуются как жители сел, так и горожане. Летом вроде бы привезли целый парк маршруток, но они так и не вышли на маршрут, кстати, что с ними? И какова ваша позиция в вопросе развития внутрирегионального транспортного сообщения?

— Для меня удивительно, что проблема транспортной изолированности региона до сих пор здесь стоит. Она ведь не вчера и не сегодня возникла, она существовала здесь всегда. Причем, как от остальной территории России, так и между населенными пунктами внутри региона. Мне казалось, что годами отлаженная система сообщения между муниципальными образованиями должна безупречно работать. Но проблема существует, и совершенно справедливо негативное отношение к ней жителей округа.

Возьмем, например, такой населенный пункт как Амдерма. В декабре была ситуация, когда в поселке целый рейс людей ждал прибытия самолета из Нарьян-Мара, а он не прибыл потому что из города не было достаточной загруженности. Такого не должно быть. Ну как так? Мы субсидируем эти полеты, компенсируем часть затрат авиапредприятия из окружного бюджета. И при этом авиапредприятие принимает решение не лететь, исходя из какой-то мнимой экономической целесообразности. Когда мы субсидируем предприятие, это уже не совсем экономика, это уже социальная нагрузка.

Это касается и речных перевозок. Печора – основная транспортная артерия, которая должна работать безупречно и безусловно. Сейчас мне докладывает руководство Заполярного района, что они уже устранили все недостатки прошлой навигации, и в следующем году у людей таких проблем не будет. Но эти меры должны приниматься превентивно. И просчитывать риски нужно заранее, а не в момент, когда навигация уже открылась. Если у нас часть маршрутов можно делать на воздушных подушках, значит, надо приобрести парк этих подушек, но, чтобы люди понимали, что связь между населенными пунктами происходит по четкому расписанию. Просто хаотично, исходя из загрузки, делать это нельзя.

Насколько понимаю, сейчас проблем с организацией пассажирских перевозок внутри города нет. Но еще до моего прихода остро стоял вопрос модернизации автобусного парка Нарьян-Мараского АТП и о приобретении предпринимателем за счет заемных средств лизинга 20 маршрутных автобусов. Насколько мне известно, эти маршрутки до сих пор находятся на территории округа, но, я так понимаю, что окончательного решения о том, выйдут они на маршрут или нет, еще нет. И в первую очередь оно не принято самим предпринимателем. Здесь существует очень сложный баланс, насколько я понял из объяснений моих коллег. С одной стороны, есть новые автобусы, которые, на мой взгляд, могут составить серьезную конкуренцию в том числе и качеству обслуживания АТП. С другой стороны, есть опасение, что если вдруг их владелец, предприниматель не увидит и не получит той экономики и той прибыли, на которую он рассчитывает, то в какой-то момент он может их просто снять и уйти. А в это время уже АТП потеряет какие-то свои возможности (например, часть водителей поменяет работу, может, какие-то маршруты могут просто закрыться, не выдержав конкуренцию). На самом деле, еще совсем недавно я бы точно высказался только в пользу конкуренции. Сегодня я понимаю, что есть социальная ответственность, и автотранспортное предприятие отпустить в эту конкурентную борьбу будет не совсем верно, потому что издержки АТП будут намного выше, чем у частного инвестора, который купил 20 микроавтобусов. Сможет ли он обеспечить бесперебойную их работу, выпустив их на линию, исходя из того, что какая-то из этих машин может выйти из строя, какой-то водитель может не выйти на работу? Таких вопросов очень много. В любом случае, на сегодняшний день такой бизнес-кейс существует, эти автобусы находятся пока здесь, в округе. И мы договорились, что после праздников окончательно примем решение: сможет ли он взять на себя все те обязательства, которые прогарантируют его социальную ответственность перед жителями.

Что касается пассажирских перевозок за пределы округа, то здесь наибольший пассажиропоток возникает, насколько я знаю, в период массовых летних отпусков. И у округа уже есть хорошая практика по привлечению в этот период чартерных рейсов, которые позволяют снизить цены на авиабилеты. Эту практику мы продолжим и постараемся отработать процесс заблаговременно и четко.

А вообще, в целом смотря на наше авиапредприятие предполагаю, что потенциал его значительно больше, чем на сегодняшний момент он раскрыт. Если посмотреть на его возможности с точки зрения обеспечения и межрегиональных перевозок, здесь, мне кажется, что он вполне мог бы быть одним из конкурентных игроков на межрегиональных авиаперевозках. Скажу пока очень аккуратно, но у меня большие планы и желание как минимум увеличить экономическую активность нашего авиапредприятия, чтобы оно вышло на хорошую прибыльную схему работы. Я уже веду переговоры с серьезными игроками на этом рынке, которые понимают экономику авиаперевозок, и в целом они пока очень оптимистично смотрят на развитие нашего авиапредприятия. Если все подтвердится, то, думаю, что где-то к концу весны я выйду с конкретным предложением по этой теме.

1515241795 cifry

— Есть ли в регионе с населением чуть больше 40 тысяч человек возможности для развития бизнеса?

— Думаю, что ситуация с развитием бизнеса в НАО сильно изменится в ближайшие 5–10 лет, это если об этом говорить в глобальном смысле.Если говорить о среднем и малом бизнесе, то конечно здесь очень много ниш, в которых можно вполне эффективно работать, несмотря на небольшое количество жителей. Понятно, что здесь не получится такого большого количества конкурентных направлений в одних и тех же секторах, но ты вполне можешь качественно закрывать один из секторов на протяжении очень долгого времени, потому что как раз отсутствует эта конкуренция и в целом нужно просто людям обеспечить достаточное качество услуг.

Что касается в целом экономики округа, то сейчас региональная экономика сильно меняется. Если раньше по всей территории страны она строилась в основном с севера на юг и дальше, через Транссиб, уходила на восток и в Европейскую часть, то сейчас, с учетом тех планов, о которых уже не раз говорил Президент, у нас идет активное развитие Северного морского пути. СМП развернет в целом все экономические потоки. Экономика начнет работать с юга на север и будет выходить на самый короткий путь в Европу и в Азию и будет выходить на СМП – направо и налево. И здесь мы можем занять свою нишу, и я уверен, что мы это обязательно сделаем, поскольку транзитный потенциал можем использовать с очень хорошей прибылью для себя. И это связано не только с рынком углеводородов, поскольку мне приписывают, что я проекты, связанные с развитием порта Индига, вижу только в перевалке нефти и продуктов сжиженного газа. Конечно же, нет, я считаю, что номенклатура товаров, которые могут переваливаться в дальнейшем через наши порты, намного шире. Это и лес, это и другие полезные ископаемые и все те наши экспортные продукты, которые востребованы на рынках Европы и Азии. И любой специалист скажет, что даже при недостатке транспортной подводящей инфраструктуры сегодня, конечно, второго такого места, как Индига, просто нет на севере. Поэтому у нас есть очевидные преимущества. Надо понимать, что это не проект, который реализовывается за один год, но, я уверен, что он открывает огромный потенциал для развития экономики региона.

— 2018 год Вы объявили как Год Оленеводства в Ненецком автономном округе. Действительно, считаете, что это одна из важнейших тем для региона?

— Я убежден, что оленеводство – это один из потенциальных драйверов экономики округа. На мой взгляд, эту отрасль очень сильно недооценивают, ее потенциал намного больше, чем просто мясо оленя и небольшое количество экспортируемых оленьих шкур в рамках программы Коларктик. На самом деле, если взять остальные продукты оленеводства, у них сегодня, на мой взгляд, на мировом рынке большой спрос. Это и панты, и рога, и различные медицинские препараты, связанные с переработкой органов этого животного. Опять же при определенной переработке оленьих шкур они могут быть востребованы на рынках интерьерных товаров и каких-то декоративных вещей. Поэтому оленеводство на самом деле это один из потенциальных драйверов экономики.

— Оленеводство – одна из отраслей сельского хозяйства. Если говорить в целом об отрасли, которая на Севере живет лишь благодаря государственной поддержке, есть ли у вас решение по снижению тарифов на электроэнергию для сельхозпроизводителей?

— Действительно, тарифы на электроэнергию, особенно в удаленных населенных пунктах, являются просто заградительными. С такими тарифами ни одна экономика, ни один проект просто не может быть реализован. Думаю, что уже в начале года мы предложим решение этого проблемного вопроса в отношении сельхозтоваропроизводителей. В любом случае, тариф должен быть снижен.  Это могут быть разные формы: с одной стороны, это может быть дополнительная субсидия на модернизацию оборудования, с другой – субсидирование тарифа.

Что касается развития предпринимательства и тарифы – здесь надо к каждому отдельному случаю подходить индивидуально. Где-то можно оказать форму поддержки в виде субсидирования тарифов, где-то снизить издержки на покупку оборудования. Здесь надо рассматривать каждый бизнес-план по отдельности. Конечно, если у кого-то будет инициатива с развитием того или иного бизнеса, я гарантирую, что мы будем искать максимально приемлемые решения для того, чтобы создать экономику для таких проектов. -

Не могу не спросить Ваше мнение по поводу реформирования системы госуправления в НАО. Удалось ли уже изучить нашумевший пару лет назад 95-й окружной закон о перераспределении полномочий между муниципальными и региональными органами власти?

— Один из самых «нашумевших» окружных законов, количество противников которого, насколько я знаю, значительно превысило число сторонников, я успел внимательно изучить. Более того, после обсуждения 95-оз с моими коллегами, с депутатами  и с главами муниципальных образований, мы переходим к анализу его реализации. Сейчас важно понять — каков эффект от этого перераспределения полномочий.

На мой взгляд, частично это решение было принято правильно. В частности, когда речь идет о таких крупных, финансово емких полномочиях, как  большие стройки. То же касается и процессов, которые нуждаются в больших финансовых затратах,— с одной стороны, в соответствующих компетенциях и знаниях людей, их реализующих, -  с другой стороны. И здесь, конечно, очевидно, что в некоторых небольших муниципалитетах для выполнения этих полномочий просто не хватает знаний и опыта. В таких случаях муниципалы оказываются заложниками иногда недобросовестных решений со стороны подрядчиков или других организаций, которые берут на себя обязательства. Пример тому – огромное количество  долгостроев, которые в том числе образовались за счет того, что у муниципалитетов не было достаточно возможностей для оценки рисков, которые несут в себе отношения с некоторыми лжеинвесторами.

А с другой стороны, есть полномочия менее сложные, но они тоже были централизованы. Это, к примеру, содержание дорог. Мы с главами сельских поселений довольно подробно обсудили содержание 95-го окружного закона. Все в целом говорят о том, что надо перераспределить полномочия заново. Но говорят об этом пока недостаточно аргументированно. Перераспределять полномочия можно сколько угодно, но это не приведет ни к чему, кроме как к хаосу. Надо понимать, что любые перераспределения полномочий парализуют работу на определенное время, пока система перестроится под эти новые правила. Поэтому я отношусь к этому вопросу крайне аккуратно и готов принимать решения про перераспределение полномочий только исходя из аргументированной их эффективности. В любом случае, я оставляю этот вопрос открытым и считаю, что некоторые позиции 95-оз могут быть пересмотрены.

1515242515 photo 2018 01 06 15 39 58

— В округе есть явные проблемы с его популяризацией и продвижением регионального бренда. Вы не раз говорили о том, что регион достаточно уникален с точки зрения интереса к нему туристов. Есть уже какие-то идеи с продвижением НАО за его пределами? -

Вспоминается анекдот, когда Господь обращается к человеку: «Ты хотя бы лотерейный билет купил, прежде чем просить меня о большом выигрыше?». Так же и здесь, -невозможно продвинуть бренд, его не продвигая. Бренд для начала создать, и он должен быть уникальным, сбалансированным и разработанным профессионально. Но бренд это что-то, что представляет уникальность твоей территории. И над этим еще надо работать. И мы обязательно этот бренд найдем, обязательно посоветуемся со всеми жителями, и с этим брендом будем выходить на межрегиональные рынки внутри страны.

Но в первую очередь, мне кажется, потенциал нашей территории — это экспортный потенциал во всех отношениях, о которых я сказал чуть ранее.

— 100 дней с момента Вашего назначения на должность совпали с началом нового года, когда у всех повышенный спрос на ожидания. Поделитесь своим прогнозом для округа на 2018 год?

— Если не будет каких-то внешних факторов, способных повлиять на нашу экономику, то я прогнозирую для Ненецкого округа год устойчивого развития. Мы сбалансировали бюджет, вышли в целом на неплохие макроэкономические прогнозные показатели по нефти. На мой взгляд, мы встали в долгосрочное плато по цене на углеводороды. Да, это не заоблачные цены, как были раньше, но это вполне нормальные цены для того, чтобы на них выстраивать бюджет. Поэтому я считаю, что 2018 год станет годом развития, мы реализуем новые инвестиционные проекты, постараемся создавать максимально комфортные условия для граждан. И очень надеюсь, если не будет какого-то вмешательства внешних факторов, то 2018 год мы должны сделать началом нового этапа развития экономики округа.

Источник: nao24.ru



Новости с последними комментариями