Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Ностальгия


ПОГОДА НА СТОРОНЕ КАНДИДАТА

  Всего два дня понадобилось сборщикам подписей, чтобы собрать около тысячи подписей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы администрации НАО Игоря Кошина. 13 декабря Игорь Викторович сдал подписные листы в окружную избирательную комиссию.

  «Я попросил хорошую погоду, чтобы вы не мерзли, когда будете ходить собирать подписи, наверху обещали потепление»,— пошутил на встрече со сборщиками подписей Игорь Кошин. Смысл шутки становится ясен, если вспомнить, что 11 декабря за окном стоял мороз минус 34. Но, когда 12 декабря в Нарьян-Маре потеплело до минус 9, случайная шутка превратилась в пророчество. По словам собиравших подписи, почти все нарьянмарцы, поддержавшие выдвижение кандидата Кошина своими автографами, планируют голосовать за Игоря Викторовича.

 

Песчаная вьюга

   За окном надрывается ветер. Завывает бездомным псом. Поднимает и закручивает столбы песка и пыли. Дышать нечем. Вот уже сутки девочка-диспетчер Нарьян-Марского аэропорта скупо и, как бы извиняясь, отвечает: «Сегодня рейса на Архангельск не будет». И точка. В голове Игоря Кошина, как молитва, бродит где-то и когда-то услышанная строчка: «Ну, дай хоть полчаса погоды летной, пусти же нас, ревнивый Нарьян-Мар…»

   Его очень ждут там, за тундрой, на большой земле. Он, конечно, звонит, звонит каждые полчаса, чтобы услышать, что сестра в порядке и уже вот-вот родит. Но он должен быть там.

   Когда Светку принесли из роддома домой, отец сказал пятилетнему мальчишке: «Игорёха, ты теперь старший брат. Защищай и помогай сестренке». И тогда, и теперь она всегда знала, что брат — ее надежный тыл и защита. И если он рядом, то с нею ничего плохого случиться просто не может.

Игорь каждый вечер забирал Светку из детского сада. И они шли домой., Сестра до сих пор помнит, как однажды морозным зимним вечером они стояли вдвоем, запрокинув головы вверх, и смотрели"на холодный пожар северного сияния. Она все спрашивала и спрашивала: «А откуда оно берется, а почему оно всегда разное?». Почемучка еще та была. И Игорь придумал для младшей сестренки объяснение. Он сказал, что это Снежная Королева сидит на своем троне и перебирает драгоценности, и их блеск отражается на небе причудливыми узорами калейдоскопа …

  … Звонок ворвался в тишину воспоминаний. Мамин голос. «Светочка родила мальчика! Слава богу, все в порядке!». Игорь выдохнул. И беззвучно, одними губами произнес: «Батя, теперь у нас есть еще один мужик». Он за двенадцать лет, что отца нет с ними, так и не смог свыкнуться с этой горькой правдой.

Крутой поворот

   Тогда, 13 октября, все в жизни Игоря Кошина перевернулось. Он был за тысячи километров от дома в Сыктывкаре, когда ему, студенту-первокурснику, сообщили: «Игорь, держись… Отец попал в аварию. Он погиб».

   Отец, батя? При чем тут он? Этого не может быть… Потому что не может этого быть. Потому что он нужен нам -маме, сестре, мне. Потому что он профессиональный водила. Потому что он столько раз попадал в опасные переделки: переворачивался, замерзал в тундре… и ничего! Машина, дорога всегда были его жизнью. Он, водитель от Бога, не умел жить без движения.

   Игорь хорошо помнит, как смущался отец и ворчал: «Да ничего особенного я не сделал, это мог сделать кто угодно», когда друзья и знакомые поздравляли его с наградой. А на самом деле история просто героическая. Но не умели и не умеют мужики в семье Кошиных гордо выпячивать грудь и носить звание героя. Смущаются. В 1979 году Виктор Иванович Кошин выполнял особо важное задание. По хрупкому льду он провел к ледоколу колонну тяжелых грузовиков. Печора только и ждала, когда головная машина оступится, чтобы сожрать ее в пучине. Но, как говорится,

не дождешься… Виктор Иванович — это сделал. Да, много чего было в жизни матерого «водилы», работяги Кошина-старшего, которого знали в те времена практически все буровики и геологи Ненецкого округа.

   И вдруг — эта глупая нелепая смерть на скользкой дороге. И граница, которую никогда не удастся перейти. Граница -до и после отца. В голове Игоря вспышками мелькали воспоминания, отцовы слова: скупые, но по-мужски весомые и точные. Отец для Игоря всегда был образцом для подражания…

 

Тундра трусов не прощает

   Отец любил и знал тундру, восхищался ее красотой и силой. Заполярные просторы — это школа взросления и мужества для настоящего мужика. Батя был страстным охотником, азартным рыбаком. Первый раз в тундре Игорь с отцом оказался года в четыре. А подростком излазил вместе с отцом все окрестные озера-болота, отец оставил в наследство сыну простор и щедрость тундры. А еще главную заповедь: «Когда опасно, ничего не бойся. Стоит  испугаться — и ты пропал. Тундра трусость не прощает».

   До 1982 года семья Кошиных жила па Дресвянке — малюсеньком, всего на несколько семей, буровом поселке. В нем не было ни детского сада, ни школы. Все науки преподавала бескрайняя тундра и люди, которые на этом маленьком островке были друг для друга не просто соседями.

   Манящая прелесть тундры, неяркая, живая природа Севера навсегда остались в его сердце самой большой любовью. Он чувствует ее всей душой. И когда долго не может попасть на рыбалку или охоту, тоскует без своей красавицы-тундры. «Я уже знаю, если Игорь замолкает, уходит в себя, становится угрюмо-сосредоточеным — это значит скучает. Значит, на днях начнет паковать походные вещи»,— говорит жена Оксана.

  А ей остается ждать. Ждать и молить Бога, чтобы с Игорем ничего не случилось. Но бывало всякое. Однажды осенью на море рыбачили. Игорь проверял сеть, но не успел до прилива. Вдруг! Вес вокруг наполнилось мутной ватой — туман, и берега не видно. А ледяная вода уже на пятки наступает… На несколько секунд оцепенение сковало все тело. И, как спасение отцовы слова: «Тундра трусов не прощает. Вперед».

   Однажды зимой он чуть не замерз в районе Печорской губы. На «Буране» возвращался к рыбацкой избушке. Неожиданная поломка — и он остается в открытой тундре один на один с пургой. Холодные пронзительные порывы вьюги закручивают и затягивают петлю вокруг одинокого путника. Двигаться вперед невозможно. Остается одно — ночевать прямо здесь на снежном ложе, не отпускает любимая тундра. Да мало ли чего случалось! И в Печоре тонул (лодка перевернулась), и в трясину попадал, и от когтей раненой росомахи однажды отбился -успел выстрелить.

  Пожалуй, у каждого рыбака-охотника походных опасных историй в жизни было много. Но это необъяснимое стремление возвращаться туда, где чуть не погиб! Что это?! Это любовь Сильная, настоящая, вопреки всему бескрайняя любовь к своей земле.

Школьная кутерьма

   …Игорь долго привыкал к новому дому. В Искателях, куда переехали Кошины из Дресвянки, все было по-другому: люди, дома, суета. Только в быту почти ничего не изменилось. Кошины жили в однокомнатной квартирке, без водопровода и канализации.

   Так получилось, что Игорь никогда не был первоклашкой. Он пришел в школу сразу во второй класс. Пришлось много заниматься, чтобы догнать сверстников. Но это был бы не Кошин, если бы он не стремился еще и перегнать. И перегнал. Учился он всегда жадно, со вкусом. Как вспоминает его школьный товарищ: «Игорь всегда был заводилой, лидером. Мне кажется, если он даже захочет, то никогда не сможет стать тихим и незаметным. В нем всегда чувствовалась сила и уверенность».

   Игорь Кошин — человек основательный, по-мужски упрямый. Его так учили с детства: поставил цель — добивайся. Но никогда родители не заставляли его учиться из-под палки. Сам. Всего добивался сам. Поэтому стоит ли удивляться, что школу Игорь закончил с серебряной медалью?

Сыктывкарский вальс

  Мальчишкой Игорь мечтал работать буровиком, потом — рыбаком-артельщиком. Но когда заканчивал школу, понял — без высшего образования никак. Ему, серебряному медалисту, с блеском закончившему школу, науки давались легко. Только если талант и одаренность от бога не подкреплены упорством и скрупулезным трудолюбием — грош им цену.

   В Коми мальчишку из заполярного Нарьян-Мара не очень-то и ждали. На дворе рынок. Хочешь выжить — крутись в темпе вальса на три такта. Вальс танец легкий и воздушный. Но чтобы познать его суть и научиться профессионально вальсировать, сил и упорства нужно потратить немало. И крутился: учеба, работа, дом. После смерти отца, правда, собирался все бросить и вернуться в Нарьян-Мар. Мама с сестренкой остались без кормильца. Но Валентина Васильевна сказала, как отрезала: «Это даже не обсуждается. Без образования в Нарьян-Мар не возвращайся».

   Денег, которые Игорь зарабатывал на разгрузке вагонов, хватало только на то, чтобы поесть один раз в день, да сигарет купить (сигарету первый раз взял после похорон отца). От помощи из дома отказался сразу. У мамы — маленькая зарплата, дочь-школьница на руках.

Рано, очень рано Кошин-младший превратился в Кошина-старшего. Но, рано повзрослевший по воле нелепого случая Игорь знал одно — теперь его обязанность кормить семью. С третьего курса стал работать в «Азовском леспромхозе». За упорство и целеустремленность ему прощали недостаток — молодость. Он быстро прошел путь от мастера до заместителя директора. Потом была гор но-нефтяная компания «Сокол». Обделила Кошина судьба. Так он и не узнал, что значит беззаботное студенчество.

   После университета Игорь продолжал «пахать как негр» — сначала в нефтяной компании, затем — в Фонде «Ресурсы Севера» в аналитическом отделе, где изучал экономические ресурсы Северо-Западного региона России. Опыт получил хороший. Стал настоящим экономистом-рыночником. С таким опытом и бьющей через край молодой энергией Игорь быстро стал заметной фигурой в деловых кругах Сыктывкара.

   Только Север неодолимо манил назад, туда, где Игорь был. Нужнее. «Долги нужно отдавать. Округ вскормил и вырастил меня. И я вернулся, чтобы остаться навсегда»,— признался Игорь Кошин.

… Жизнь, которой могло не быть…

   Успех четырехлетней давности молодого, энергичного политика так до сих пор никто и не может объяснить. Он буквально ворвался на политическую арену НАО. Случай? Упорство и уверенность в своих силах. Здоровая энергия молодости? Необъяснимо. Только в двадцать шесть Игорь Кошин стал Игорем Викторовичем Кошиным, депутатом окружного Собрания. Причем обошел в предвыборной гонке маститых, известных в округе политиков.

   Вот уже где его жизнь покрутила! Что ни год, то настоящая битва за бюджет. И ведь все-таки сумел заставить окружную администрацию готовить не бюджетную отписку, а аргументированный и осмысленный документ. Больно было, когда впервые столкнулся с предательством. Когда против был был организован заговор, и он лишился должности вице-спикера. Причем совершенно незаконно. Но Кошин большой и сильный. И поэтому к слабостям и порокам людей относится снисходительно. Ему жаль тех, кому под силу только подковерная война и двурушничество. Кому никогда не хватит сил быть прямым и открытым.

   Есть у Игоря одно уязвимое место. Так называемая ахиллесова пята. Он человек, который каждую проблему, чужую боль переживает, как свою. Так и не научила его жизнь равнодушию. Не сумел он за четыре года обрасти и начальственной спесью. Как был всегда простым, открытым и доступным, так и остался.

   Есть в биографии Кошина факт, который сам он о себе узнал только год назад. Мама как-то призналась, что Игорь водился мертвым. Пуповина обкрутилась вокруг шеи малыша. Вот уж воистину: «как ни крути, жизнь — хорошая штука»…

 
@ «Медведи +» от 22 декабря 2004 года Сергеи Политов
Hekima! Blog