Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Инклюзивное образование в НАО: проблемы его внедрения и перспективы

Вопрос об инкюзии все чаще обсуждается на площадках по развитию системы образования. В Ненецком автономном округе инклюзивное образование для большинства понятие новое. Хотя, родители детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов давно бьют тревогу – все дети должны иметь равные возможности в получении образования!

Политика включения лиц с ОВЗ в систему общего образования – важная веха в истории развития прав человека в РФ

Об инклюзивном образовании в России всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и в новом законе «Об образовании в РФ».

DAR3Инклюзивное образование предполагает не только совместное обучение всех категорий детей. Это новая школа, новые приемы и методы реализации образовательного процесса, новый взгляд на систему образования, уважительное отношение и безусловное принятие каждого ребенка. «Инклюзивное образование — это история не про детей с инвалидностью, не про детей с ОВЗ. Это история про само образование. Вот что важно понять. В основе его лежит идея включающего общества, которое не вытесняет «не таких» или особых людей, не похожих на большинство, которое не сегментирует их, наоборот, старается изменить жизненные условия людей и социальные правила так, чтобы все люди имели право на отличие и жили вместе. Это психологическая ткань образования. Она, конечно, требует организационных, ценностных и содержательных изменений, но и во многом — психологического принятия другого человека. Цель инклюзивного образования лежит не в образовании, а в жизнях, судьбах»,— пояснила заместитель директора ГБУ НАО «НРЦРО» (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР») Оксана Зенина.

Следуя понятиям, инклюзивное образование логично построить по следующей вертикали: детский сад, школа, СУЗ, ВУЗ. Ведь только сопровождая ребенка с ОВЗ с раннего возраста до взрослой жизни, возможно воспитать в нем активного человека, вовлеченного в общество, который живет не на иждивении государства, а полноценно обеспечивает себя теми ресурсами, которые он смог получить в образовании, профессии.

По всем стандартам инклюзия предполагает, что условия в саду и школе адаптированы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и направлены на успех каждого ученика.

Барьеры в развитии инклюзивного образования в Ненецком АО

dar0Создание специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне образовательной организации (законы, постановления, локальные акты организации, приказы, программы и т.п.). Ненецкий округ не является исключением. Однако, в регионе не разработаны нормативно-правовые акты в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия требует изменить территориальное пространство в детских садах и школах, сделав его доступным, исходя из индивидуальных потребностей детей. Следует предусмотреть транспортную доставку ребенка в школу, переоборудовать места общего пользования: классы, столовую, библиотеку, спортивные залы, раздевалку, туалетные комнаты.

Детские сады и школы должны быть оснащены специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием (цифровое устройство для чтения, цифровые «говорящие» книги и др.) Об этом сказано в п.11, ст.79 Закона «Об образовании в РФ»: «При получении образования обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков». В учебных кабинетах должны быть размещены информационные уголки с дублированием информации шрифтом Брайля. Кроме того, во всех учреждениях должен быть универсальный дизайн комнаты психологической разгрузки.

GAMEROOM1 GAMEROOM

Сегодня в Ненецком округе работа по формированию и развитию материально-технической базы в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ и детей-инвалидов еще не начиналась.

В образовательных организациях округа нет соответствующих специалистов, тьюторов, ассистентов, которые бы сопровождали ребенка-инвалида в процессе обучения. Получается, что вместо инклюзии дети вытесняются на домашнее обучение, а одаренные теряют возможность и мотивацию к учебе, так как учителя не могут уделять проблемным детям достаточного внимания, а единая линейка школ и учебников не позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья освоить материал в полной мере.

Оптимизация ради оптимизации?

TSENTRЕдинственное учреждение, которое занимается сопровождением детей с ОВЗ и инвалидов в Ненецком округе – Центр «ДАР». Психолого-педагогическая организация с 20-летней историей, которая всегда была своего рода «кузницей кадров», где накапливают опыт молодые логопеды и психологи и оказывала помощь всем детям с ОВЗ, сегодня переживает не лучшие времена.

Все проблемы появились год назад с присоединением учреждения к Центру развития образования. У данных организаций совершенно разнопрофильная деятельность. Родители и специалисты Центра «ДАР» долго сопротивлялись переменам. Было составлено протестное письмо, однако, до адресата оно не дошло.pismo roditelei

Оптимизация бюджетных расходов послужила главным мотивом слияния. И только сейчас инициаторы реорганизации пришли к выводу — нельзя проводить оптимизацию ради оптимизации. Оценка последствий этого решения показала неэффективность. Еще год назад в Центре социальный педагог и педагог-психолог вели работу по сопровождению детей, заканчивающих интернат, по их трудоустройству и получению жилья. В связи с реорганизацией эти должности сократили. Как следствие, постинтернатное сопровождение не проводится.

teacher of deffВ октябре 2015 г. был сокращен единственный из штата дефектолог, только потому, что одному детскому саду понадобилась эта единица. Получается, что специалист, который оказывал помощь всем нуждающимся жителям региона, теперь работает исключительно с детьми конкретного учреждения.

Пока в организации не будет сурдопедагога и тифлопедагога, невозможно также оказывать помощь детям с нарушениями слуха и зрения.

Некоторые родители сами берутся за дело — получают специальное образование дефектолога или психолога, только чтобы помочь своему ребенку с нарушениями в развитии адаптироваться в обществе и получить знания, развить навыки. Большинство, все же, обращаются в «ДАР».

Занятия в Центре проводятся по решению специальной комиссии и по индивидуальному расписанию. Детей, нуждающихся в сопровождении специалистов, меньше не становится. Например, в последние годы всё больше малышей, которым нужна помощь логопеда. Среди таких семилетний Давид. Сложности в речи у мальчика выявили года три назад. Занятий с логопедов в детском саду было недостаточно. Родители искали помощь ребенку самостоятельно. «Очень сложно найти в Нарьян-Маре и даже в других городах хорошего логопеда, который может помочь в развитии речи. Летом на три месяца выезжаем в Адлер, занимаемся платно. Радует, что с осени в Нарьян-Маре появился логопед. Мы приходим в «ДАР». У Давида есть результаты. Сейчас он уже что-то более внятно говорит, мы начинаем понимать речь ребенка. В этом году он даже в школу не пошел по причине что плохо разговаривает. Надеемся, что к следующему учебному году он будет готов»,— делится бабушка Давида Анаида Друкарева.

logoped1 logoped

Много желающих получить помощь психологов Центра «ДАР». При этом, свою работу специалисты ведут не только с детьми, но и с родителями. Ребята постарше приходят на занятия самостоятельно. Например, восьмиклассник Влад Рудометов приехал в Нарьян-Мар из поселка Индига. Его учителя обратились к специалистам Центра помочь выявить возможные проблемы, которые мешают школьнику в учебе. В этом случае клинический психолог Центра проводит обследование.

phsycology psyhology1

Есть семьи, которые вывозят детей с проблемами здоровья на обучение за пределы округа. Архангельск, Москва, Санкт-Петербург, Самара – в этих городах давно разработана и успешно реализуется практика обучения детей с ОВЗ.

Badian«Очень плохо, что у нас не работает дистанционный метод обучения. На территории активно идет развитие телемедицины, цель которой оказать доступную медицинскую помощь, в том числе для жителей отдаленных сел округа. Аналогичный подход должен быть в получении образования. За бюджетные средства необходимо приобретать технику и создавать условия для использования технологий дистанционного образования. Должна быть также качественная подготовка педагогов, чтобы осуществлять доступное обучение в дистанционной форме»,— прокомментировала вопрос депутат Собрания депутатов НАО, руководитель рабочей группы ОНФ «Образования и культура как основы национальной идентичности» Татьяна Бадьян.

detiСегодня многие педагоги считают, что в системе современного образования целесообразно применить практику советской школы. Кстати, об этом также говорил Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. Во времена СССР не было дефектологов, психологов, всеми знаниями в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ или инвалида владела учительница, которая применяла индивидуальный подход к каждому ученику.

Одним из возможных путей решения существующей кадровой проблемы может быть включение всех психологов, логопедов, дефектологов образовательных организаций в штат центра «ДАР». Тогда можно будет оказывать услуги большему числу нуждающихся, а дополнительно — работать в садах и школах.

Вторая проблема итога реорганизации заключается в том, потеряв юридическую самостоятельность, работники Центра не имеют возможности обучаться и повышать свою квалификацию за пределами региона. При этом, специалисты «ДАРа» должны держать более высокую планку по сравнению с педагогами детских садов и школ, так как объем и специфика их работы гораздо шире и сложнее.

seminar seminar1

За последний год специалисты Центра ни разу не выезжали в населенные пункты НАО (за исключением п. Красного и с. Тельвиски): средства в бюджет не были заложены и на следующий год они также не предусмотрены. Хотя детей, нуждающихся в помощи специалистов, на селе много. Сложилась практика: учителя из сельских школ отправляют пакет документов на ребенка, испытывающего трудности в обучении и поведении на ПМПК. Комиссия рассматривает эти документы, и составляет заключение. «В этом году так отработали по с. Ома, п. Индига. Вот сейчас поступил пакет документов из п. Харуты, ждем из д. Коткино. Не всегда нам предоставляют все необходимые документы, приходится звонить и объяснять, чего не хватает, все это затягивает время работы комиссии. Мы понимаем, что выносить по бумагам заключение не совсем правильно. Но, другого пути нет: средства на поездки не заложены» — отмечает учитель-логопед ГБУ НАО «НРЦРО», председатель ПМПК (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР») Наталья Безумова.

DOC DOC1

Для справки — статус ребенка с ОВЗ в НАО вправе давать только психолого-медико-педагогическая комиссия центра «ДАР». Статус инвалида – федеральное бюро медико-социальной экспертизы. При этом, нельзя считать всех детей с ограниченными возможностями здоровья инвалидами.

Обращение как призыв о помощи

Проблемы внедрения инклюзивной системы обучения детей с ОВЗ и инвалидов руководство центра «ДАР» представило на Региональной конференции ОНФ 4 декабря. «Фронтовики» решили планомерно исключить проблемы на этапе создания условий для обучения детей с ОВЗ с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

4Помимо разработки нормативно-правовых актов в области образования детей с ограниченными возможностями специалисты Центра считают важным организовать ресурсный центр по развитию инклюзивной практики на базе их учреждения, а также совершенствовать работу Центра. Согласно Минобрнауки, необходимо расширить содержание деятельности, увеличить охват категории детей (детей с ОВЗ, инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально-опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и других). Активисты ОНФ их также поддержали по этой позиции, а профильному Департаменту региона порекомендовали изучить вопрос создания общественной организации детей-инвалидов и их родителей.

Несколько лет тому назад в Нарьян-Маре действовала ОО «Анориди», под руководством одной из родительниц ребенка-инвалида. Организация объединяла детей-инвалидов школьного возраста и их родителей. На ее базе обсуждались проблемы и находились решения, производился обмен опытом, оказывалась помощь советом и делом.

Важный момент в процессе внедрения инклюзивного образования — взаимодействие с внешними организациями, социальными партнерами — ППМС-центр, ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, дополнительного образования.

seminar3«Сегодня мы хорошо понимаем, что развитие инклюзивного образования – это длительный и достаточно противоречивый процесс преобразований. Его развитие невозможно без поддержки общественных организаций. Поэтому образовательные организации вполне могут привлекать социально-ориентированные некоммерческие организации Ненецкого автономного округа в решении проблем оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) в том числе»,— считает учитель-логопед ГБУ НАО «НРЦРО» (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР») Наталья Безумова.

onfТакже на заседании конференции ОНФ специалисты Департамента образования, уполномоченный по правам ребенка, «фронтовики» согласились с позицией специалистов «ДАРа» по вопросу перехода учреждения в самостоятельное юридическое лицо. Только с таким статусом Центр сможет набрать штат и взять под патронаж всех нуждающихся в специальной помощи жителей региона.

По информации независимого источника, все затронутые вопросы и рекомендации переданы в Администрацию Ненецкого автономного округа, и будут решаться в течение 2016 года.

Обращаясь к пунктам федерального закона, стоит отметить:

1 – Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и обращает внимание, что сложившиеся практики их деятельности должны активно развиваться в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения (из протокола Коллегии Минобрнауки от 10 ноября 2014г.);

minobr minobr2

2 — Соответствие стандартам инклюзивного образования требует существенного финансирования. Меры социальной поддержки являются расходным обязательством субъектов РФ;

3 — Доступ к образованию детей-инвалидов и c ОВЗ закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте и предусматривает предоставление равных прав в образовании для всех категорий обучающихся с 1 сентября 2016 года. Следовательно, к этому сроку в образовательных организациях должны быть созданы все условия для обучения лиц с ОВЗ.

А когда будет готова к этому система образования Ненецкого округа?

Hekima! Blog