Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Именины сердца… Ольга Китова

Седьмая сессия окружного Собрания

прошла за считанные дни до праздников.

Теперь у законодателей

только приятные хлопоты –

елки, подарки…

Заслужили.

Это была не сессия окружного парламента, а именины сердца! Мечтают о таком подарке, нет, даже даре судьбы все губернаторы, но везет мало кому. Вот на ненецкого счастье свалилось. Может, это слепой случай, а может, итог кропотливого труда и награда достойному.

Два с лишним десятка вопросов из повестки депутаты решили махом, уложившись в час. На каждый ушло чуть больше двух минут – голосовали народные избранники скоро и молча, не отвлекаясь и не задавая вопросов. Причем немало законопроектов было принято сразу в обоих чтениях. А и верно – что тянуть-то? И особо стоит отметить: с редкостным для нашего времени единодушием. Все – единогласно! Такое взаимопонимание достигается упорным трудом и дорогого стоит…

Покоя ситуации в зале прибавляло и то обстоятельство, что пусть традиционно собрали в нем множество разного народу, но понять, что решают законодатели, нам было не дано (не всем, конечно). А что можно понять, когда вся повестка – словно шифровка резидента из логова врага? Если и перехватят, так все равно ничего из нее не выудят! Вот, например, что можно понять из пункта 10 повестки: «О проекте закона округа № 40-пр. «О внесении изменений в отдельные законы Ненецкого автономного округа» (первое, второе чтение, внесен губернатором округа». Ведь для этого нужно знать хотя бы:

— в какие именно законы вносятся поправки, о чем они?

— что не понравилось в них губернатору?

— почему не понравилось?

— в чем суть поправок?

— на кого они распространятся?

— как изменится к лучшему (худшему) жизнь этой категории граждан?

И таких пунктов в повестке было не один и не два! Но даже в тех случаях, когда название документа указывалось, все равно было невозможно понять, что на что и с какой целью в нем менялось. Как теперь будут по-новому охранять труд населения округа (а как было по-старому?) после внесения губернатором изменений в соответствующий закон? Ни за что не догадается об этом ни враг, ни просто чужой. Губернатор решил, законодатели молча в двух чтениях приговорили.  Все!

Именно об этом я и спросила главу Собрания Анатолия Мяндина после сессии:

— Это мечта всех губернаторов – иметь столь послушных и молчаливых депутатов. Сессия носила сугубо технический характер, депутаты всего лишь раз за разом молча поднимали руки вверх. Но зачем тогда ее вообще проводить? Зачем звать на нее людей, отрывать их от работы? Например, удалось уловить, что вы сразу в двух чтениях приняли поправки в закон, касающийся сирот. Больше, увы, ничего было не понять: сколь в округе сирот? что изменится для них после вашего сегодняшнего голосования? какой категории сирот коснется?.. И потом: а сколько будут стоить принятые вами поправки и где вы собираетесь взять деньги? Ведь бюджет уже вами принят, и в нем просто по определению не могли быть заложены необходимые средства на исполнение еще не существовавшего  закона. И вообще, как можно принимать законы, по которым людям жить, может быть, годами, за две минуты?

Увы и ах. Ответ свелся к тому, что про сирот Анатолий Васильевич не помнит и ничего сказать не может, но зато он подробно поведал мне о процедуре прохождения законопроектов по коридорам местной законодательной власти. И еще о том, что вот при голосовании за бюджет целых два человека были «против» и еще двое воздержались. А про сирот узнать послал к депутату Бадьян, сидевшей неподалеку.

Депутат обладала скудными знаниями и смогла лишь сказать, что около 40 сирот нуждаются в жилье, но посылать меня еще дальше не стала. Татьяна Николаевна сама повела куда-то, пообещав: там все расскажут. Там рассказали только о 19 сиротах, которые судятся с властями из-за жилья, и послали еще дальше. Из этого кабинета секретарь отвела через дорогу к другому начальнику. И у него нашлась – наконец! – подчиненная, которая знала все.

В округе на 23 декабря числится в очереди 116 сирот, которым в нарушение закона до сих пор не выделено жилье. И ждут они годами. Тем, кто снимает, из бюджета положены выплаты 15 – 20 тысяч рублей. В ближайшее время (едва ли не на днях, как я поняла) 66 человек должны получить квартиры. И планируется то ли начать строить, то ли построить в новом году еще два дома по 24 квартиры… В бюджет этого года на сирот закладывали 5,9 миллиона рублей, будущего года – столько же. Вот с этим согласиться я не могла: если столько же – значит, намного меньше! Инфляция-с…

Люди были заняты, и отнимать у них время я больше не могла, они работали. С тем и пришлось уйти.

Особого упоминания достоин единственный вопрос, который на сессии дружно не одобрили депутаты. Все как один они выступили против предложения своих коллег из Заполярного района – еще раз вернуться к закону о распределении полномочий и тоже его поправить. Этот уже успевший стать притчей во языцех 95-й закон, столь стремительно принятый с подачи губернатора местным парламентом, поднял на дыбы весь округ.

Одни рьяно выступают против него, другие защищают, немало и таких, кто на откровенное высказывание осмеливается лишь с оговоркой «лично для вас», «при гарантии анонимности». Хватает и тех, кто затаился и выжидает,— чья возьмет, чтоб примазаться к «победителю».

Но сам факт, что закон принимали в великой поспешности, с грубым нарушением регламента, без широкого обсуждения, уже говорит о многом. Губернатор внес законопроект в законодательное Собрание 5 сентября, а уже 11-го он был принят! Два дня – 5-е и 11-е не считаем, да минус еще два выходных, итого на работу с ним депутатам оставалось три дня – это вместо минимум 20-ти!

Сказать, что это несерьезно, значит, ничего не сказать. Что – война, пожар? Где-то бомбят, все горит? Да нет, к счастью. Это всего лишь окружная администрация лихим кавалерийским наскоком пытается захватить себе побольше «трофеев» и побыстрей! Отнимая у города и района имущество. Ну, а что сразу же после принятия практически немедленно закон начали править, говорит еще больше о его качестве. Точнее, об отсутствии такового.

Вот и депутаты Заполярного района тоже не согласились с перераспределением полномочий, а главное финансовых потоков и отъема у них имущества по схеме, предложенной губернатором и одобренной окружным Собранием. (О том, как не согласился с этим Нарьян-Мар,— отдельный разговор). И предложили свои поправки, между прочим, еще в сентябре, но очередь до них дошла только под занавес года! И то всего лишь ради соблюдения формальностей.

И тут прозвучал единственный (!) за всю сессию вопрос. У губернатора Игоря Кошина не выдержали нервы?

— Из какого Совета инициатива? — спросил он.

Мол, что там на тех депутатов обращать внимание, если правили 95-й закон они на своей самой последней сессии, когда уже их полномочиям оставались считанные дни… И кто-то начал, едва не извиняясь, объяснять губернатору: да, это были депутаты прошлого созыва, но они имели право, и мы обязаны дать ход их инициативе и рассмотреть, чтобы отказать, такова процедура…

Лучше бы Игорь Кошин этого не говорил! Ведь тогда следует вспомнить и о том, как депутаты окружного Собрания уже уходящего в историю 26-го созыва точь-в-точь также в последние дни существования приняли 95-й закон. До единого дня голосования оставалась пара дней. Значит, если ты действуешь по воле губернатора, то все нормально, а ежели супротив, то всяко лыко в строку? Так следует понимать его реплику? Или еще как?

К сему остается с удивлением добавить лишь одно. В окружном Собрании заседают не сплошь медведи, как это может показаться. Кроме партии власти там представлены КПРФ, ЛДПР, «Родина», «Гражданская сила». Только названиями они и отличаются друг от друга?

© «Фронт» Проект журналиста Ольги Китовой.

Hekima! Blog