Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Территории традиционного природопользования

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2001 г. N 1025
О ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

В целях защиты на территории Ненецкого автономного округа исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, сохранения и развития самобытной культуры малочисленных народов, сохранения на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия и на основании Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить Положение о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе (Приложение 1).

2. Утвердить Положение о региональной межведомственной комиссии по рассмотрению обращений об образовании в Ненецком автономном округе территорий традиционного природопользования окружного значения (Приложение 2).

3. Утвердить состав региональной межведомственной комиссии по рассмотрению обращений об образовании в Ненецком автономном округе территорий традиционного природопользования окружного значения (Приложение 3).

Глава администрации
Ненецкого автономного округа
В.Я.БУТОВ


Приложение N 1
к постановлению администрации
Ненецкого автономного округа
от 29.12.2001 N 1025

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует отношения в области образования, использования и охраны территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

1.2. Правовое регулирование указанных отношений может осуществляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации и законодательству Ненецкого автономного округа.

1.3. Настоящее Положение также регулирует отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования для ведения на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущими такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

- коренные малочисленные народы Севера (далее — малочисленные народы или КМНС) — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

- территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера окружного значения (далее — территории традиционного природопользования) — особо охраняемые природные территории, образованные исполнительными органами государственной власти Ненецкого автономного округа для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера в пределах границ Ненецкого автономного округа;

- традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера (далее — традиционное природопользование) — исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, земельных и других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера;

- обычаи коренных малочисленных народов Севера (далее — обычаи малочисленных народов) — традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера правила ведения традиционного природопользования (в том числе традиционного землепользования) и традиционного образа жизни;

- общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

- уполномоченные представители лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов — физические лица или организации, которые в соответствии с действующим законодательством представляют интересы этих народов.

II. Образование территорий традиционного

природопользования окружного значения

2.1. Образование территорий традиционного природопользования окружного значения осуществляется принятием постановления администрации Ненецкого автономного округа на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, осуществляющих традиционное природопользование в Ненецком автономном округе, общин малочисленных народов, зарегистрированных в Ненецком автономном округе, а также их уполномоченных представителей.

Образование территорий традиционного природопользования с использованием земель, находящихся на территориях соседних с Ненецким автономным округом субъектов Российской Федерации, на основании обращений жителей Ненецкого автономного округа осуществляется решениями органов исполнительной власти соответствующих субъектов.

2.2. Для рассмотрения указанных обращений решением главы администрации Ненецкого автономного округа создается постоянно действующая межведомственная комиссия (далее — межведомственная комиссия).

Межведомственная комиссия рассматривает указанные обращения и вырабатывает заключения о правомерности и целесообразности признания соответствующих земельных участков территориями традиционного природопользования окружного значения, об их размерах и границах.

2.3. Межведомственная комиссия определяет размеры и границы территорий традиционного природопользования окружного значения для ведения традиционной деятельности с учетом следующих условий:

- поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных;

- возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования;

- сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам;

- сохранения целостности объектов историко-культурного населения.

2.4. На основании представленных заключений межведомственной комиссии глава администрации издает постановления об образовании территорий традиционного природопользования окружного значения и об утверждении границ соответствующих земельных участков.

В случае отказа в признании соответствующего земельного участка территорией традиционного природопользования глава администрации направляет заявителям уведомление в письменной форме с изложением причин такого решения.

2.5. Не включаются в состав территорий традиционного природопользования окружного значения земельные участки, имеющие особый режим охраны и использования, а именно:

- земли лесного фонда;

- земли особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земли обороны и безопасности;

- земли поселений городского типа.

2.6. Включение в состав территорий традиционного природопользования окружного значения земель, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, а также земель, предоставленных органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным учреждениям и другим некоммерческим организациям, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, производится на основании предложений межведомственной комиссии по согласованию с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, за которыми закреплены указанные земельные участки.

2.7. Администрация Ненецкого автономного округа информирует население округа об образовании территорий традиционного природопользования окружного значения посредством опубликования постановления о территории традиционного природопользования, утвержденного главой администрации, в соответствии со статьей 38 Устава Ненецкого автономного округа.

2.8. На территориях традиционного природопользования окружного значения в процессе их образования и функционирования могут регистрироваться следующие их части:

- поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения;

- участки земли и водного пространства, периодически или постоянно используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, водоемы, охотничьи и иные угодья, участки акватории моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;

- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;

- иные части территорий традиционного природопользования для ведения хозяйственной и прочей деятельности не нарушающей правовой режим территорий традиционного природопользования.

III. Правовой режим функционирования территорий

традиционного природопользования

3.1. Территории традиционного природопользования малочисленных народов в Ненецком автономном округе, признанные таковыми исполнительными органами государственной власти Ненецкого автономного округа, являются особо охраняемыми природными территориями окружного значения.

3.2. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования окружного значения, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа в безвозмездное пользование.

Использование земельных участков в границах территорий традиционного природопользования лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов (в том числе размещение объектов, определение маршрутов выпаса стад оленей и т.п.) осуществляется в соответствии с обычаями и традициям малочисленных народов, проживающих на данной территории, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

3.3. В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования окружного значения, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные участки и другие природные объекты, а также инициатором изъятия возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Для определения размеров причиненных убытков формируется специальная окружная государственная комиссия по оценке убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) с обязательным проведением независимой экономической, этнологической и экологической экспертиз.

3.4. Изъятие и предоставление земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования окружного значения, для иных нужд производится в соответствии с законодательством с предварительным уведомлением, консультациями и с согласия лиц, относящихся к малочисленным народам, общин малочисленных народов или их уполномоченных лиц, пользующихся указанными территориями традиционного природопользования окружного значения при условии полного возмещения убытков землепользователями.

3.5. Земельные участки на территориях традиционного природопользования, предоставленные для строительства и размещения объектов, используются при условии сохранения правового и охранного режимов территорий традиционного природопользования, установленных законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, настоящим Положением, договорами аренды земельных участков и др. (в том числе и для земельных участков под объектами, созданными до признания указанных территорий территориями традиционного природопользования окружного значения).

3.6. В случае нахождения лицензионных участков, не занятых объектами недвижимости и прочими сооружениями, для разведки, геологического изучения и разработки полезных ископаемых в границах территорий традиционного природопользования данные земельные участки входят в состав территорий традиционного природопользования, их использование и охрана производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, лицензионными соглашениями и настоящим Положением.

3.7. Использование природных ресурсов регионального и местного значения, находящихся на территориях традиционного природопользования окружного значения, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ненецкого автономного округа, а также обычаями малочисленных народов, если они не противоречат действующему законодательству.

Лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования окружного значения, пользуются природными ресурсами регионального и местного значения для личных нужд, если это не нарушает правовой режим данных территорий.

Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования окружного значения, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности с предоставлением во временное пользование земельных участков допускается по согласованию с лицами, относящимися к малочисленным народам, общинами малочисленных народов или их уполномоченными представителями, если указанная деятельность не нарушает правовой режим данных территорий.

На земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования окружного значения, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, а также других нужд, могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это не нарушает правовой режим данных территорий.

3.7. Лица, относящиеся к малочисленным народам, и общины малочисленных народов вправе безвозмездно пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на данных территориях, для личных нужд.

IV. Охрана окружающей среды и объектов

историко-культурного наследия в пределах границ

территорий традиционного природопользования

окружного значения

4.1. Охрана окружающей природной среды и объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования окружного значения обеспечивается органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

4.2. Объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования окружного значения (памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков, священные места и иные, имеющие историческую и культурную ценность, объекты) могут использоваться только в соответствии с их назначением.

V. Ответственность за нарушение настоящего Положения

5.1. Лица, нарушающие настоящее Положение, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа.


Приложение N 2

к постановлению администрации
Ненецкого автономного округа
от 29.12.2001 N 1025

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ
ПО РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В
НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ТЕРРИТОРИЙ
ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Общие положения

Положение о региональной межведомственной комиссии по рассмотрению обращений об образовании в Ненецком автономном округе территорий традиционного природопользования окружного значения (далее — Комиссия) определяет цели, задачи и функции Комиссии, пределы ее компетенции, состав и порядок работы.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа, в том числе настоящим Положением.

2. Цели и задачи Комиссии

2.1. Комиссия создается с целью реализации задач, связанных с образованием в Ненецком автономном округе особо охраняемых природных территорий — территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (далее — малочисленные народы) окружного значения, в соответствии с Положением о территориях традиционного природопользования коренных народов Севера в Ненецком автономном округе.

2.2. Комиссия является консультативно-совещательным органом при главе администрации Ненецкого автономного округа.

2.3. Для реализации поставленной цели Комиссия в своей деятельности решает следующие основные задачи:

1) изучение, анализ и оценка обращений, документов и материалов, предоставленных лицами, относящимися к малочисленным народам, общинами малочисленных народов или их уполномоченными представителями, а также документов и материалов, представленных органами государственной власти, органами местного самоуправления, заинтересованными организациями и т.д.;

2) подготовка заключений (рекомендаций) для администрации НАО о правомерности и целесообразности признания соответствующих земельных участков территориями традиционного природопользования окружного значения, об их размерах и границах.

3. Основные функции Комиссии

Для выполнения возложенных задач Комиссия осуществляет следующие функции:

1) принимает обращения лиц, относящихся к малочисленным народам, общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей в адрес главы администрации округа, а также другие документы, необходимые для идентификации конкретного земельного участка и обоснования отнесения его к территориям традиционного природопользования окружного значения;

2) рассматривает, анализирует и оценивает представленные документы и материалы, а также предложения и обоснования, подготовленные органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными заинтересованными организациями;

3) подготавливает заключения (рекомендации) для администрации Ненецкого автономного округа о правомерности и целесообразности признания соответствующих земельных участков территориями традиционного природопользования окружного значения с приложением документов и материалов, обосновывающих соответствующие заключения.

4. Полномочия Комиссии

Комиссия при осуществлении возложенных на нее задач вправе:

1) запрашивать от имени администрации Ненецкого автономного округа органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления, предприятия, организации о представлении материалов, документов и информации, необходимых для реализации ее задач и функций;

2) заслушивать на своих заседаниях членов Комиссии (по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии), а также приглашенных представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий и организаций, лиц, относящихся к малочисленным народам, общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей, при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Комиссией возложенных на нее задач;

3) рекомендовать представителей Комиссии для участия в заседаниях Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (при рассмотрении вопросов, связанных с регулированием отношений, возникающих при пользовании природными ресурсами особо охраняемых природных территорий — территорий традиционного природопользования окружного значения), а также в работе комиссий, организуемых администрацией Ненецкого автономного округа.

5. Состав и порядок работы Комиссии

1) Решения Комиссии носят рекомендательный характер.

2) Состав Комиссии утверждается главой администрации Ненецкого автономного округа.

3) В состав Комиссии помимо представителей органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов (по согласованию с руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти либо с руководителями территориальных органов), а также научных организаций, предприятий, общественных объединений и др.

Свои обязанности члены Комиссии исполняют без дополнительной оплаты.

4) Комиссию возглавляет (в качестве председателя Комиссии) заместитель главы администрации Ненецкого автономного округа.

5) Председатель Комиссии:

А) организует деятельность Комиссии и осуществление Комиссией ее задач, предусмотренных настоящим Положением;

Б) ведет заседания Комиссии;

В) утверждает повестку дня, дату и время заседания Комиссии,

Г) организационно обеспечивает выполнение членами Комиссии принятых Комиссией решений.

Председатель Комиссии вправе поручить своим заместителям временное исполнение его полномочий.

6) Секретарь Комиссии:

А) ведет протоколы заседания Комиссии;

Б) готовит повестку дня заседания Комиссии;

В) оповещает не менее, чем за три дня членов Комиссии, а также приглашенных на заседание Комиссии представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций о времени и месте заседания Комиссии;

Г) организует подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии, в том числе предварительное ознакомление всех членов Комиссии с комплектом документов и материалами, вносимыми на заседание.

7) Комиссия рассматривает обращения в соответствии с поручением главы администрации округа, а также по мере представления необходимых документов и материалов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и др.

8) Члены Комиссии должны быть ознакомлены с вопросами, вносимыми на очередное заседание, и с соответствующими материалами не менее, чем за три дня до заседания Комиссии.

9) Решения Комиссии по всем вопросам принимаются простым большинством голосов при условии, что на заседании присутствует не менее половины членов Комиссии путем открытого голосования. В случае равенства голосов голос председателя Комиссии является решающим.

10) Решения Комиссии оформляются протоколами и подписываются председателем Комиссии либо одним из его заместителей (при отсутствии председателя Комиссии на заседании Комиссии), а также секретарем Комиссии.

Подлинники протоколов хранятся у секретаря Комиссии, копии протоколов направляются главе администрации Ненецкого автономного округа в течение 3-х дней.

11) В случае несогласия конкретного члена Комиссии с принятым Комиссией решением либо при наличии замечаний или дополнений к тексту протокола, особое мнение члена Комиссии и высказанные замечания прилагаются к тексту протокола.

12) Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии осуществляется администрацией Ненецкого автономного округа.

Приложение N 3

к постановлению администрации

Ненецкого автономного округа

от 29.12.2001 N 1025

СОСТАВ

РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ

ПО РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В

НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ТЕРРИТОРИЙ

ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Казначеев Ю.А.— начальник управления сельского хозяйства администрации Ненецкого автономного округа, председатель комиссии;

Молдаванов О.И.— заместитель главы администрации Ненецкого автономного округа по ресурсосбережению и экологии, заместитель председат еля комиссии;

Лаптандер Л.В.— заместитель главы администрации Ненецкого автономного округа по делам народов Севера, заместитель председателя комиссии;

Антипин В.А.— председатель комитета по управлению государственным имуществом Ненецкого автономного округа;

Кольчевская Л.Н.— начальник государственного правового управления администрации Ненецкого автономного округа;

Смаровоз М.Ю.— начальник управления культуры администрации Ненецкого автономного округа;

Выучейский А.И.— вице-президент общественного движения "Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй»;

Фомин С.А.— ведущий специалист комитета по управлению государственным имуществом Ненецкого автономного округа, секретарь комиссии.