13.09.2013 17:05
Месторождение имени Требса выдало первую нефть. Долгожданное для Ненецкого округа событие произошло накануне Дня нефтяника — именно тогда состоялся технический запуск промысла. Сейчас суета немного улеглась и один из самых перспективных участков Тимано-Печорья представили общественности. Съёмочная группа телеканала «Север» проследила путь нефти от бурения скважины до загрузки танкера.Все началось в 1987 году. С почти такой же скважины, которую пробурили геологи. С тех пор 140 млн тонн чёрного золота ждали своего часа, пока, наконец, лицензию на разработку месторождения не получила «Башнефть». Но опыта работы на крайнем севере у компании не было — понадобилась помощь. Так появилось совместное предприятие «Башнефти» и «Лукойла»: компания «Башнефть-Полюс». В 30-ти километрах от Варандея развернулось гигантское строительство. Подвоз груза только зимой — тяжёлой технике нельзя ездить по тундре летом, а 150 тысяч тонн груза вертолётом не завезёшь. За каждую ошибку строителей штрафует тундра и цены на авиатопливо.
— Вертолёты используем очень редко, только из-за того что очень дорого. Стараемся всё завезти своевременно — по зимникам, — рассказывает Михаил Ляпин, заместитель генерального директора ООО «Башнефть-Полюс» по транспортной логистике.
Вышки, жилые модули, трубопроводы росли с беспрецедентной быстротой. Через два года (вместо обычных пяти) почти всё было готово. Первая нефть появилась на Требса накануне Дня нефтяника и стала настоящим подарком к празднику — качество оказалось даже выше, чем рассчитывали в «Башнефти».
— Радуют! Потому что если была температура застывания +12 градусов, то на сегодняшний день она составляет – 4. Это по последним лабораторным данным. А для эксплуатирующей стороны, для нефтепровода и для транспортировки нефти — это очень неплохо. И плотность нефти — 0,814 — это, если на дилетантском языке, — «лёгкая» нефть, — говорит Владимир Нестеренко, генеральный директор ООО «Башнефть-Полюс».
Но «лёгкая» — не означает, что её легко добывать. Через 12 скважин с глубины в несколько километров нефть поступает на поверхность. От скважин к установке подготовки проложено 40 километров трубопроводов, по которым день и ночь курсирует чёрное золото. Сырьё разогрето до температуры 36,6°C — кровь экономики, почти буквально. Запасов должно хватить на 25 лет добычи. Опасения скептиков пока не подтвердились — нефти много.
— Если говорить о конкретных скважинах, то те данные, которые мы по ним получили, подтвердили информацию по их продуктивности. Если говорить о самой добыче и поведении пласта, то здесь пока рано делать выводы, поскольку прошло очень мало времени. Будем смотреть, изучать, анализировать, — говорит Алексей Фёдоров, главный геолог ООО «Башнефть-Полюс».
На промысле, на станции очистки, в лаборатории — довести нефть до товарного качества не так просто. Через трубопровод сырьё отправляется на Варандейский терминал. Более 30 километров трубы наполнялись около полутора суток, но с увеличением добычи нефть пойдёт быстрее в несколько раз. А на приёме — бдительные люди и точные приборы. Если здесь сырье забракуют, то доочистка на Варандее будет стоить денег — прямые убытки для компании. Поэтому контроль качества производится непрерывно.
— Нефть идёт по плотности, по обводнённости, по сере, по давлению насыщенных паров — там 13 показателей в паспорте качества, — рассказывает Максим Отамась, старший мастер по сдаче нефти.
Завершает процесс загрузка танкера. Через Варандейский ледостойкий причал нефть закачивается на суда в 22 километрах от моря. И уже отсюда уходит покупателю, в какой бы точке мира он не находился.
Источник: http://trksever.ru/news/3/3837/
Новости с последними комментариями