Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

РОКОВАЯ СДЕЛКА

   В прошлом году, 19 декабря самолет АО «Нарьян-Марского объединенного авиаотряда» ТВС-2МС №RA-01460, выполнявший рейс по маршруту Нарьян-Мар – Хорей-Вер – Харута, вскоре после взлета при наборе высоты завалился на правое крыло и упал на территории аэродромного комплекса столицы Ненецкого округа.

   Из 13 человек находившихся на борту погибло четверо, в том числе ребенок, остальные пострадавшие до настоящего времени находятся в медучреждениях городов Москвы и Архангельска.

   По факту падения самолета следственными органами возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более чем двух лиц). Следствием рассматриваются две основные версии случившегося: ошибка пилотирования и возможные технические неисправности, а также иные версии.

   К расследованию авиационной катастрофы ТВС-2МС, выполнявшего рейс из Нарьян-Мара в Харуту приступила комиссия состоящая из представителей Межгосударственного авиационного комитета, Межрегионального территориального управления Росавиации, Следственного комитета, ФСБ и МЧС. Экспертам предстоит выяснить причины катастрофы: детально изучить погодные условия, техническое состояние и подготовку экипажа воздушного судна.

   В 2016 году АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (100% акций принадлежат Администрации НАО, ген. директор В.Е. Остапчук) стал покупателем двух самолетов ТВС-2МС (бортовые номера RA-01460, RA-40236). Эти воздушные суда представляют модернизированную версию самолетов АН-2. Конвертацией и реализацией воздушных судов занималось ООО «Русавиапром», г. Новосибирск, ул. Ползунова, д. 21.

   АН-2 (RA-01460, RA-40236) на кладбище до модернизации:

1

   Модернизация АН-2 до ТВС-2МС предусматривает обязательную замену поршневого двигателя типа АШ-62ИР (вес 560 кг.) на двигатель американской фирмы «Honeywell» ТРЕ-331–12 (вес 175 кг.). Разница в весе на 385 кг существенно облегчает переднюю часть самолёта и изменяет точку центра тяжести самолета.

   Местоположение центра тяжести самолета – определяет его устойчивость и степень безопасности полёта. Пренебрежение правильным размещением багажа и пассажиров в салоне воздушного судна (центровка самолета) с легким по весу двигателем в момент взлета и набора высоты имеет критическое значение и могло стать причиной его крушения.

   По схожей траектории падения нарьянмарского ТВС-2МС произошла авария 02.06.2017 года в Монголии. При взлете с аэродрома Чингизхан (Улан-Батор), днем, в простых условиях, потерпел аварию самолет ТВС-2МС, принадлежащий ФГУП «СибНИА им. Чаплыгина» (г. Новосибирск), пассажиры и экипаж не пострадали. На 35-секунде полета произошло значительное увеличение угла кабрирования с возникновением правого крена и разворотом самолета вправо с одновременной потерей высоты. Самолет с увеличивающимся креном, развернувшись приблизительно на 120 градусов, столкнулся с земной поверхностью.

   Информация об авиационном происшествии в Монголии с целью повышения безопасности полетов доводилась до всех эксплуатантов самолетов ТВС-2МС, но была спущена на самотек руководством авиаотряда. Серьезный разбор и анализ причин монгольской аварии среди летного состава не проводился, а значит и меры для предотвращения подобных случаев на авиапредприятии не принимались.

   Обязанности по организации безопасной летной работы АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» еще выполняет заместитель командира летного отряда Александр Король.

2.2jpg

   Возможно, что и гибель людей в нарьянмарской катастрофе, сидевших в передней части салона из-за сильнейшего столкновения с не пристегнутыми пассажирами в момент самого падения и удара о землю связана с несоблюдением правил безопасности полетов. Точные выводы о причинах крушения и гибели людей сделает комиссия.

    В свою очередь Ространснадзор также проводит внеплановую проверку Нарьян-Марского объединенного авиаотряда на предмет соблюдения требований законодательства в области обеспечения безопасности полетов, за которую также несет ответственность А. Король.

   Помимо основной служебной деятельности Александр Король с 2009 года является председателем первичной профсоюзной организации летного состава авиаотряда. В 2013 году он вошёл в состав Общественной палаты НАО первого созыва, а в сентябре 2014 года избран депутатом Совета Заполярного района 3-го созыва. Известно, что стремление к медийности и политической публичности оставляют основное место трудовой деятельности на втором плане и профессиональными обязанностями приходиться пренебрегать, занимаясь ими по остаточному принципу.

   Вернемся к сделке с летательными аппаратами. Компания ООО «Русавиапром» заявляла, что стоимость модернизации самолетов типа АН-2 составляет примерно $1 млн. долларов США за единицу, а при крупных заказах и вовсе $850 тысяч.

   Самолеты ТВС-2МС изготовлены до сентября 2015 года и имеют аттестат годности к эксплуатации от 01.09.2015 г. (для грузовых перевозок). Средневзвешенный курс обмена одного доллара США за 2015 год составлял 61 рубль. Таким образом, стоимость двух модернизированных ТВС-2МС должна равняться 122 млн. рублей.

   Другими расчетами пользовались руководители администрации округа, когда одобрили ОАО «Ненецкая лизинговая компания» (100% акций принадлежат Администрации НАО) заключить договор № 80 от 22.12.2015 года с единственным поставщиком ООО «Русавиапром» на приобретение самолетов ТВС-2МС по увеличенной стоимости за 162 млн. рублей.

   В таких случаях вспоминают различные уголовные дела о коррупционных отношениях с премиальными бонусами от исполнителей в адрес заказчиков, поэтому возникающие подозрения оставляем на рассмотрение компетентным органам.

   Авиаотряд в свою очередь самолёты ТВС-2МС по договору финансовой аренды с АО «Ненецкая лизинговая компания» приобрел уже за 187,4 млн. рублей, заплатив аванс в размере 75 млн. рублей, выделенные из бюджета округа. О неприлично высокой окончательной стоимости воздушных судов не принято было упоминать в средствах массовой информации.

   В конце мая 2016 года два ТВС-2МС прибыли в аэропорт базирования – город Нарьян-Мар, где поставлены на хранение в ангар… Выяснилось, что поставщик ООО «Русавиапром» реализовал модернизированные самолеты АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» без обязательной сертификации летной годности.

   Серьезное упущение авиаторов в приемке воздушных судов привело к невозможности их эксплуатации на коммерческих пассажирских перевозках, а поставщик ООО «Русавиапром» благополучно для себя категорически отказался выполнять обязательства по сертификации летной годности проданных самолетов.

   Выпутываться из нелепой ситуации пришлось координатору плана губернатору НАО И.В. Кошину, получившему в сентябре 2016 года из коридоров Росавиации Минтранса РФ заветный сертификат на коммерческую эксплуатацию. В результате, «рентабельность» сделки и некомпетентность авиаторов окружным деятелям пришлось сглаживать анонсами о достижениях в сфере развития внутренних авиаперевозок на всю страну.

3

   Валерий Остапчук, работая генеральным директором авиапредприятия с повышенной опасностью, также стремится защищать интересы избирателей в парламенте, с сентября 2014 года он избран депутатом Собрания депутатов НАО 27-го созыва. Получили свои мандаты новоиспеченные депутаты благодаря содействию руководителей Администрации НАО.

   Участие окружной администрации в деятельности ненецкого авиаотряда этим не ограничивалось. В.Е. Остапчука в 2015 году убедили организовать строительство гостиницы для отдыха летных экипажей.

  В ноябре 2015 года АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» заключил редкий по своей природе в округе — инвестиционный договор на «строительство гостиничного комплекса предполетного отдыха экипажей в городе Нарьян-Мар» на сумму 99,755 млн. рублей, по которому выступил инвестором. Договор, со сроком сдачи объекта во 2 квартале 2017 года, заключен с ООО «Нарьян-МарстройИнвест» (дочерняя компания АО «Ненецкой нефтяной компании»), по которому выплачен аванс в размере около 90 млн. рублей.

   По состоянию на конец января 2018 года объект не построен и превратился в долгострой, деньги не возвращены, так как растворились во вновь организованной строительной фирме. В итоге, несколько лет бесплатно кредитуя ООО «Нарьян-МарстройИнвест» на десятки миллионов рублей, АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» вынужден себе в убыток пользоваться финансовой арендой (сумма процентов за лизинг составляет не менее 25 млн. рублей) приобретенных самолетов ТВС-2МС!

   Сразу после авиакатастрофы В.Е. Остапчук официально заявил об отказе двигателя разбившегося самолета, как основной версии трагедии. Для занятых общественными и законодательными инициативами двух «ответственных» депутатов она видится самой предпочтительной, но только на первый взгляд.

   Авиационная техническая база Нарьян-Марского авиаотряда, как неоднократно утверждалось руководством в местных СМИ позволяет осуществлять тех.обслуживание всех имеющихся в распоряжении предприятия воздушных судов, в том числе и ТВС-2МС. Авиаотряд имеет два дока-ангара с производственными мощностями и специально обученным персоналом для полноценного обслуживания и ремонта.

   В регулярные рейсы самолеты ТВС-2МС отправились в конце сентября 2016 года. Поставка запасных частей и форсунок к новому двигателю ТРЕ331–12 для авиаотряда произошла уже в апреле 2017 года по двум договорам № 212-Х-17 от 16.03.2017 и № 234-Х-17 от 27.03.2017 заключенными с ООО «Авиаремкомпонент» на общую сумму 3,8 млн. рублей.

   Несмотря на имеющуюся в распоряжении предприятия техническую базу и квалифицированный персонал, оказание услуг по диагностике, ремонту (ТО) комплектующих изделий двигателя ТРЕ331–12 для воздушных судов организовано по заключенному с единственным поставщиком ООО «Авиаремкомпонент» (г. Архангельск) договору № 871-Х-17 от 20.10.2017 г. на сумму 5 млн. рублей.

   Насколько оправдано вмешательство в новые американские двигатели заурядной архангельской организации и проводила ли она надлежащим образом ремонт — это те вопросы, на которые полагаем, ответят результаты расследования комиссией.

   Проверка качества, используемых деталей и ГСМ тоже даст свои результаты. Если были сомнения в исправности двигателя, по каким причинам воздушное судно допустили к пассажирским перевозкам?

   Не исключено, что по результатам расследования репрессивные меры и организационные выводы будут незамедлительными и болезненными. Очевидно, что необходимо принятие управленческих решений по скорейшей минимизации последствий разрушительного хозяйствования округом губернатором Кошиным, «токсичный» эффект от которого еще долго будет проявляться во всех сферах жизнедеятельности автономного региона.

Hekima! Blog