Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Почему не хватает денег в бюджете НАО

    Сокращения социальных выплат населению и снижение заработных плат работникам бюджетной сферы в 2015–2017 годах окружные власти всегда списывали на падение цен на нефть. Поэтому рассмотреть ситуацию с окружным бюджетом с использованием официальных данных становиться необходимым.

    Причины нехватки денег в бюджете могут быть как объективные, доходы Харьягинского СРП зависят от мировых цен на нефть, так и субъективные, которые преднамеренно созданы конкретными людьми.

    Доходы окружного бюджета в 2016 году составили 12,983 млрд. рублей, расходы 15,878 млрд. рублей с дефицитом в 2,895 млрд. рублей.

    Структура доходов 2014–2016 годов отражена в таблице:

Безымянный

   При подписании в июне 2014 года договора о взаимодействии при осуществлении государственных полномочий с Архангельской областью, появились и дополнительные налоговые источники (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц). Этими платежами сразу же заинтересованные лица приступили манипулировать.

   В октябре 2015 года стараниями губернатора округа И.В. Кошина и с молчаливого согласия спикера окружного Собрания А.В. Мяндина принят окружной закон № 127-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков».

   Ими анонсировалось, что закон разработан в целях создания благоприятного инвестклимата и стимулирования бизнеса. Для участников консолидированной группы налогоплательщиков (в НАО – это дочерние структуры «Роснефти» и «Лукойла») в законе дополнены направления деятельности в отношении нефти и попутного газа аналогичной деятельностью в отношении природного газа, а также новым направлением — «оказание услуг по транспортировке, перевалке, обработке грузов».

  «Альтруистичные» действия высокопоставленных чиновников округа по оптимизации миллиардов рублей для нефтяных компаний по оплате налогов и сборов в местах их регистрации (г. Москва) пошло владельцам нефтегазового комплекса только на пользу.

   По дополнительному участию компаний, пусть и в минимальном размере, с 2015 года в социально-экономическом развитии региона по каким-то причинам никто не вспомнил… Закон также расширил виды деятельности организаций (крупных инвесторов), которым установили пониженную ставку в 13,5% (вместо 18%) налога на прибыль, перечисляемого в бюджет округа. Помимо добычи сырой нефти, попутного и природного газа, хранения, транспортирования и складирования нефтепродуктов, включены такие виды как добыча прочих полезных ископаемых, деятельность в сфере авиационного и морского транспорта, производства электорэнергии, оказание услуг по перевалке грузов, производства кокса и нефтепродуктов, переработка сжиженного газа.

   Организации применяют ставку налога на прибыль в зависимости от стоимости вновь введенного в эксплуатацию объектов основных средств. При стоимости объектов от 1 до 3 млрд. рублей — в течение 1 налогового периода; от 5 до 10 млрд. рублей – в течение 3 периодов, а при вложении свыше 10 млрд. руб. – в течение 4 налоговых периодов.

  По мнению лиц, занимавших государственные должности И.В. Кошина и А.В. Мяндина, № 127-ОЗ должен был укрепить доходную базу окружного бюджета и быть выгодным как для предприятий, так и окружному бюджету. Предприятия будут иметь дополнительную прибыль в виде этой льготы, которую направят на дальнейшее развитие своего производства на окружной территории. В тоже время бюджет получит доходы в виде налога на имущество.

   В результате принятие закона № 127-ОЗ прежде всего стало выгодным для нефтяных компаний, зарегистрированных в округе, так как способствовало значительному уменьшению налоговых отчислений в бюджет округа.

   Так, в период с 2011 по 2014 годы капитальные вложения «Башнефть-Полюс» (создана в 2011 году «Башнефть» и «Лукойл» для разработки месторождений им. Р.Требса и им. А.Титова) составили десятки миллиардов рублей. В 2014 году – объем добычи нефти составил 828 тыс. тонн, в 2015 году – добыто 1,4 млн. тонн, в 2016 году — добыто уже 2,3 млн. тонн.

   До 2017 года капитальные вложения осуществляет «Восток НАО» (В 2014 году ее создали «Башнефть» и «Лукойл» на паритетных условиях) в разработку новых участков Восточно-Падимейский, Няриояхский, Саватинский, Сабриягинский, Янгарейский, Верхнеянгарейский и Северо-Ярейягинский. Ожидаемая добыча нефти 2018–2019 годы.

   Нефтяной бизнес, являясь высокодоходным сектором экономики, приобретает льготы по налогу на прибыль взамен создаваемого имущества, налогообложение которого значительно меньше. Выравнивание поступлений в бюджет по суммам произойдет не ранее чем через несколько лет (около 7–8 лет), а дефицит бюджета и нехватка денежных средств на исполнение государственных функций произошли моментально.

   В 2015 году – поступило 3,145 млрд. рублей налога на прибыль.

   В 2016 году — поступило 1,553 млрд. рублей, падение составило 1,592 млрд. рублей или более 50%.

   Обнадеживающие слова чиновников о выгодности закона для окружного бюджета прозвучали лишь для отвода глаз.

hqdefault

    В 2015 году – поступило 5,3 млрд. рублей налога на имущество организаций.

   В 2016 году — поступило 5,621 млрд. рублей налога на имущество организаций, рост составил всего лишь 321 млн. рублей.

   Очевидно, что нефтяные компании вне зависимости от «инвестклимата» в первую очередь осуществляют вложения с целью запуска месторождений в эксплуатацию, а в последующем для увеличения добычи в соответствии со сроками, указанными в лицензии на разработку и добычу углеводородов.

  Не сложились дела у авторов закона № 127-ОЗ и с привлечением крупных инвесторов на территорию округа, собственно для чего он и принимался.

 Распоряжением Департамента финансов и экономики НАО от 25.10.2016 года № 218-р утвержден реестр инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории НАО.

   Из 48 проектов внесенных в реестр 22 реализуются за счёт средств окружного и федерального бюджета либо с их участием на общую сумму 21,764 млрд. рублей. Отнесение объектов бюджетного строительства к инвестпроектам вызывает нарекания и видится лукавой подменой самого принципа привлечения инвестиций.

    7 проектов ведет НКО «Фонд поддержки предпринимательства и предоставления гарантий НАО», учредителем которого является Администрация НАО на общую сумму 59,512 млн. рублей.

   8 проектов в стадии реализации предприятиями, принадлежащими Администрации НАО, на сумму 358,849 млрд. рублей, в том числе строительство морского порта (МП «ИНДИГА») за астрономическую по меркам субъекта сумму 353,1 млрд. рублей! Необходимость мутноватого морского порта для «Ненецкой нефтяной компании» воспринимается с трудом…

  11 проектов исполняемых нефтяными компаниями находятся в призрачной инвестиционной стадии со сроками реализации до 2040-х годов. Из них 3 осуществляют ЗАО «Колвинское» и АО «ННК-Печоранефть» до 2049 года для поддержания базовой добычи на общую сумму 1,996 млрд. рублей и на крупных инвесторов явно не тянут.

  Вся безрезультатная окружная инвестиционная деятельность с вероятностью на 100% свелась к имитации и созданию иллюзий, не имеющих ничего общего к реальному привлечению инвесторов.

  Безрассудные действия окружных руководителей по обеспечению доходной части бюджета и его возникший дефицит, грозили не выплатами заработных плат и неисполнением большей части гарантированных обязательств перед населением. Это вынудило чиновников прибегнуть к заемным средствам.

    Государственный долг Ненецкого автономного округа уже на 1 января 2017 года составил 3,6 млрд. рублей

Image 1

    За 2016 год от ПАО «Сбербанк России» получено коммерческих кредитов на сумму 4,3 млрд.рублей в среднем под 11,5%. Расходы на обслуживание долга в 2016 году составили 313,8 млн.рублей, т.е. выплачены ПАО «Сбербанк России».

   На тот момент существовали долгосрочные бюджетные кредиты под 0,1%, выделяемые Министерством финансов РФ. Несмотря на ситуацию с массовым обеднением жителей округа и повсеместным сокращением мер социальной поддержки для незащищённых категорий граждан, возможность получения более дешёвых и долгосрочных кредитов была проигнорирована окружными госслужащими.

  За последние три года российские регионы получили почти 1 трлн. рублей дешёвых федеральных денег для покрытия своих дефицитов, однако вопросами экономически эффективного кредитования чиновники окружного уровня не интересовались. 

   Сумма расходов на обслуживание государственного долга в 2017 году запланирована уже в размере 553,7 млн. рублейЗа два года дефицитный бюджет округа фактически обеспечит процветание ПАО «Сбербанк России» на сумму 867,5 млн. рублей.

   Сумма 867,5 млн. рублей примерно соответствует стоимости двух детских садов либо трёх жилых многоквартирных домов или восьми оборудованных всем необходимым медицинских амбулаторий!

    Напомним, что заместителем губернатора — руководителем департамента финансов и экономики НАО Т.П. Логвиненко работает с 1 сентября 2015 года, до этого возглавляла Ненецкое отделение «Сбербанка России» № 1582.

   С 2016 года департамент финансов все чаще отдаёт приоритет в кредитовании именно ПАО «Сбербанк России», усугубляя тем самым долговую нагрузку бюджета и увеличивая зависимость от кредитора.

  Подводя итог, можно с уверенностью констатировать, что принятие закона 127-ОЗ «о применении льготного налогообложения на прибыль организаций» повлекло значительное снижение доходной части бюджета округа и как следствие отказ окружной администрации от исполнения части социальных обязательств перед гражданами, проживающими в НАО.

  В сентябре 2017 года упомянутые государственные деятели «добивают» окружной бюджет принятием закона о применении ставки в 12,5% налога на прибыль организаций, с выпадающими доходами только по официальным данным до 2021 года еще на 814 млн. рублей!

  Такое безрадостное и во многом рукотворное тяжелое финансовое наследие досталось нынешним руководителям автономии после разорительного губернаторства Игоря Кошина, последствия которого в ближайшее время придётся исправлять.

Hekima! Blog