Ненецкий АО Нарьян-Мар Info83.RU

Нарьян-Мар


«Хаяр» в переводе с ненецкого языка — это «Солнце». Ясное северное «солнышко», которое рвется из каждого танца и песни, будто сверкает на рогах оленей, на капельках росы, покрывающей утром просыпающуюся тундру. Народный ненецкий ансамбль «Хаяр» — один из первых коллективов художественной самодеятельности среди народностей Крайнего Севера, история которого начинается с сентября 1962 года. Тогда по инициативе и при активном участии Заслуженного работника культуры РСФСР Татьяны Федоровны Петровой — Бытовой на базе городского Дома культуры был основан молодежный ненецкий ансамбль песни и танца.
Много сил и души в создание, развитие ансамбля вложили молодые специалисты, которые были его организаторами и вдохновителями.
Евгения Андреевна Соболева (15.02.1938–07.04.1973), уроженка п. Нельмин-Нос Малоземельской тундры, окончила дирижерско-хоровое отделение Архангельского музыкального училища, обучалась в Ленинградской консерватории. В 1962-1970гг.— художественный руководитель и хормейстер коллектива, собиратель ненецкого фольклора. Собранные ею материалы легли в основу танцевальных сюит.
Евдокия Ефимовна Хатанзейская (1936-1995), родилась в селе Ижма Коми АССР, окончила Нарьян-Марскую культпросветшколу, Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской. В 1962 — 1972 гг.— балетмейстер. Танцы, поставленные Е. Е. Хатанзейской, отличались национальным колоритом, рисунок и движения танцоров основывались на знании тундровой жизни.
Вместе с Е.А. Соболевой они поставили яркие танцевальные сюиты «День оленевода», «Сказание о земле ненецкой», «Танцевальные узоры» и др. Основу репертуара коллектива создали знаток фольклора народностей Севера, преподаватель педагогического института им. А. Герцена Татьяна Федоровна Петрова-Бытова (г. Ленинград), художественный руководитель ансамбля песни и пляски «Сиверко», Народный артист РСФСР, обладатель премии Правительства РФ «Душа России» Борис Иванович Данилов (г. Архангельск). Многим обязан ансамбль и воспитателю Ненецкой школы-интерната, баянисту по призванию, Анатолию Сядееву. Под его аккомпанемент исполнялись многие танцы. В течение восьми лет бессменным ведущим концертных программ ансамбля был Валерий Пырерка.
Танцы коллектива представляли сюжетные зарисовки, в большинстве своем, воспевающие гармоничное существование суровой тундры и человека. В них житель тундры представал творцом, тружеником, человеком природы.
Первой программой ансамбля стала вокально-хореографическая сюита «Добрый великан» (постановщик Т.Ф. Петрова-Бытова). «Добрый великан» сразу определил лицо ансамбля и направление творческих поисков.
В январе 1965 года ансамбль выступил с сюитой «День оленевода» на заключительном концерте Всесоюзного смотра сельской художественной самодеятельности в Кремлевском Дворце съездов, где впервые получил звание Лауреата. Это окрылило молодой коллектив, прибавило вдохновения.
Второй раз звание Лауреата Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства ансамбль получил на зональном смотре в г. Ленинграде в 1967 году. Здесь он показал хореографические картины «Переход на новые пастбища» и «На пастбище».
В июне 1968 года молодые артисты стали гостями — делегатами фестиваля молодежи Севера в Якутской АССР в честь 50-летия ВЛКСМ и 50-летия Советской власти в Якутии, где получили еще одну высокую оценку жюри, став Лауреатами.
С сентября 1972 по 1974 годы балетмейстером коллектива была Наталья Самуиловна Рамлава. Первое десятилетие для ненецкого молодежного ансамбля — это годы становления, поисков своего творческого «лица» и первых значительных побед. Ансамбль ищет свой путь в самодеятельном творчестве и сам становится своеобразным ориентиром в развитии национального творчества в округе.
Коллектив сохраняет старый и создает новый репертуар, повышая свой исполнительский уровень. Успеху каждого выступления способствует, в первую очередь, то, что его участники уделяют серьезное внимание репетициям, которые строятся на уважении к родной культуре, самодеятельному творчеству, на чувстве единения в общем деле.
В 1973 году ансамбль получил звание Лауреата на Зональном смотре, посвященном 50-летию образования СССР в г. Ленинград и на Всесоюзном смотре, посвященном 50-летию образования СССР в г. Москва.
С этого же года на протяжении шести лет танцевальной группой ансамбля руководил Виктор Павлович Ипатов, который ставил ненецкие танцы под сопровождение одного музыкального инструмента — бубна. Он внимательно изучал движения оленеводов в тундре и воплощал увиденное на сцене.
В 1975 году за развитие и пропаганду ненецкого национального творчества ансамблю присваивается почетное звание «Народный самодеятельный коллектив».
В декабре 1976 года ансамбль участвовал в первом Всероссийском и Всесоюзном фестивале народного творчества в г. Ленинград, где стал Лауреатом.
С 1977 года начинается новый этап в истории самодеятельного коллектива, связанный с приходом к руководству ансамблем художественного руководителя, хормейстера Майи Петровны и концертмейстера Вячеслава Владимировича Смирновых.
Это десятилетие ознаменовало пору активных поездок по округу, встреч с людьми, знающими национальные песни, сбора и обработки богатого фольклорного материала. Творческое содружество двух увлеченных, талантливых людей дало ансамблю новую жизнь и новое звучание народным ненецким песням. Вячеслав Владимирович Смирнов был не только виртуозом игры на баяне, но и грамотно обрабатывал музыкальный фольклор, писал песни для вокальной и музыку для танцевальной групп. Единомышленницей, соратницей в этом труде всегда была Майя Петровна.
В репертуаре появились новые песни и новые танцы; некоторые из них были созвучны веяниям времени, посвящены человеку — преобразователю суровой природы, не только умелому рыбаку и охотнику, а геологу, нефтянику, творящему новую действительность. Многие зрители помнят «Молодежный танец», «Северное сияние», «Девичий хоровод гостеприимства», «Ритмы тундры», «Восход солнца», «Узоры тундры», «Танец дружбы народов Севера», музыкально-хореографическую композицию «Подарок Ильичу», «Праздничную сюиту» и др. Песни: «Песня матери», «Краса тундры», «Песня о родном крае», «Тундра», «Ядей сё» и др.
В коллективе звучали произведения архангельских композиторов: фольклориста, музыковеда, члена Союза композиторов России Петра Федоровича Кольцова, Заслуженного работника культуры РФ Николая Карловича Коркуца; Григория Пайкина, автора музыки к балету «Солнце над ярангой»; заслуженного деятеля искусств РСФСР Сергея Алексеевича Чернобая, хорового дирижера, композитора и фольклориста. Появились песни, в которых стихи современных ненецких литераторов — Василия Николаевича Ледкова, Алексея Ильича Пичкова, Прокопия Андреевича Явтысого были положены на музыку Смирновых и ямальского композитора, заслуженного работника культуры РФ Семена Николаевича Няруя.
В 1982 году «Хаяр» становится участником показа самодеятельного искусства народностей Севера на ВДНХ СССР.
Второе десятилетие ознаменовано творческим расцветом. Продолжалась череда счастливых побед и удачных поездок коллектива. Самодеятельных артистов из ансамбля «Хаяр» хорошо знают и любят не только в родном городе, но и в отдаленных населенных пунктах округа.
И еще: в это десятилетие (в 1981 году) ансамбль обрел свое имя — «Хаяр».
В октябре 1984 года ансамбль «Хаяр» был приглашен участвовать в работе зональных творческих лабораторий по хореографии коллективов народностей Севера. Там собрались хореографы самодеятельных коллективов, представители научно-методических центров Хабаровского края и Крайнего Севера. Среди большого количества самодеятельных коллективов «Хаяр» не затерялся. В заключении участники семинара-лаборатории показали сводный концерт для студентов Хабаровска. Ненецкий ансамбль исполнил два танца «Ритмы тундры» и «Пунушки», которые получили высокую оценку зрителей, участников и руководителей семинара.
Весь июль 1985 года участники «Хаяра» вместе с руководителями Вячеславом и Майей Смирновыми провели в Москве, где они, в числе 90 профессиональных и самодеятельных коллективов, стали участниками культурной программы на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов. Коллектив выступал на сцене Центрального Дома Советской Армии (ЦДСА), на самых известных культурных площадках (Дворец культуры завода им. Лихачева, Всероссийский музей народного и декоративно-прикладного искусства, Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького, возле Северного речного вокзала, перед главным зданием МГУ, в гостиничном комплексе «Измайловский»).
В рамках этого фестиваля проходил Первый Всемирный фольклорный праздник «Лето в Коломенском». Ансамбль представил программу, в которую входили танцы «Ритмы тундры», «Танец с бубнами», «Молодость тундры», «Праздник День оленевода», «Ой-ой-ей» и песни «Хорошая мастерица», «Шутка», «Рассеянная женщина», «Песня о ненецкой женщине», «Три брата», «Увезу, украду», «Песня матери». Выступления «Хаяра», кроме огромного числа зрителей, увидели и участники почти сотни зарубежных фольклорных коллективов почти из 30 стран мира. Такое мероприятие оставило яркий след в памяти каждого участника. Ансамбль награжден вымпелом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов «За активное участие в XII фестивале», дипломом I степени Главного комитета ВДНХ СССР, дипломом «За активную работу в клубе делегации СССР», дипломом и настольной медалью Лауреата Советского подготовительного комитета.
С 1988 по 1998 годы балетмейстером ансамбля была Вероника Ивановна Талеева, уроженка национального поселка Нельмин-Нос, выпускница Архангельского культпросветучилища. Долгое время она была участницей коллектива — танцевальной и вокальной групп, а с 2010 года стала руководителем вокальной группы. Было время, когда казалось, что, прекратившую существование вокальную группу «Хаяра» возродить невозможно — этот период связан прежде всего с уходом из жизни Майи и Вячеслава Смирновых, поиском новых руководителей… На четвертом десятке лет своего существования «Хаяр» расширяет свою гастрольную «географию»:
— Международный фестиваль фольклора в г. Родез, Франция (1993);
— Международный фестиваль фольклора «Жемчужина Севера», г. Нарьян-Мар (1994);
— Международные фестивали фольклора в шести городах Испании (1995);
— торжественные мероприятия, посвященные 850-летию г. Москва (во время шествия по улицам столицы ансамбль попал в кадр и запечатлен в конце художественного фильма «Дети понедельника», режиссер Алла Сурикова, 1997);
— праздничные мероприятия, посвященные 50-летию г. Ухта (1998);
— праздник в поселке Умба Мурманской области (1999);
— праздник тюльпана в Республике Калмыкии (2000).
С 2003 года руководителем и балетмейстером народного ненецкого молодежного ансамбля песни и танца «Хаяр» стала Галина Владимировна Шелыгинская.
Шелыгинская Галина Владимировна, родилась в г. Печора Коми АССР. Окончила Архангельский педагогический институт, факультет иностранных языков и факультет общественных профессий (хореография).
Является создателем и руководителем Народного ансамбля танца «Юность Севера» с 1979 г. Награждена: нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (1988 г.); благодарственным письмом Федерального собрания РФ Государственной Думы «За плодотворный труд, большой личный вклад в развитии детского и юношеского творчества» (2008 г.). Заслуженный работник культуры РФ (2007г.)
С ее приходом состав коллектива полностью обновился. Воспитанники Галины Владимировны — старшеклассники городских школ, студенты ПУ — 24 и Ненецкого аграрно-экономического техникума. Все, в основном, ненецкой национальности. Через три месяца упорных репетиций новый состав «Хаяра» вышел на сцену. Первое выступление было успешным.
С 2004 года «Хаяр» вновь становится участником всех смотров, концертов, мероприятий городского и окружного масштабов. С каждым годом участники коллектива все смелее покоряют сцену, повышается их исполнительское мастерство. В марте 2006 года ансамбль выезжает в г. Москва на четвертый открытый общенациональный фестиваль — конкурс юных дарований «Таланты нового века — 2006», где более 60-ти городов из разных регионов России представили своих делегатов. Наш ансамбль стал Лауреатом этого фестиваля.
В апреле 2007 года «Хаяр» принял участие в «Днях ненецкой культуры» в г. Санкт-Петербург. Это мероприятие стало своеобразным мостиком, который сблизил людей и позволил им больше узнать друг о друге. Петербуржцы увидели традиционное жилище оленеводов, узнали об их обычаях и верованиях, а визитной карточкой мероприятия стало выступление ансамбля «Хаяр», который дал пять концертов на площадке Российского этнографического музея.
В 2010 году коллектив принял участие в Первом Всероссийском фестивале художественного творчества малочисленных финно-угорских и самодийских народов, который проходил в г. Санкт-Петербург.
В октябре 2011 г. «Хаяр» участвовал в «Марафоне регионов России в рамках Культурной Олимпиады» в г. Сочи. В этом Марафоне были задействованы сильнейшие творческие коллективы России. «Хаяр» достойно представил Ненецкий автономный округ, показав творческую программу, состоящую из пяти танцев: «Ритмы тундры», «Танец с хореем», «Танец с бубнами», «Сенгакоця», «Хым-ха». Выступление было очень тепло принято зрителями, а в газетах писали, что в Сочи сияло сразу три солнца: кроме небесного светила будущую столицу Олимпиады «освещали» профессиональный этнический театр «Солнце» из Ханты-Мансийского автономного округа и Народный ансамбль «Хаяр» из Ненецкого автономного округа.
Благодаря стараниям нынешнего руководства ансамбля бережно хранятся лучшие образцы танцевального искусства, созданные предшественниками, они составляют первооснову традиционного репертуара ансамбля. В репертуаре коллектива около 40 творческих номеров, отражающих самобытную культуру коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.
Богатство ненецкой культуры позволяет коллективу создавать интересные, самобытные постановки.





Источник: http://adm-nmar.ru/news/1193-bl-nnus-icln-bbigc-ns-s-bb-xbyac.html


Новости с последними комментариями